Т. М. Нэмени. Легитимность существования

Тибор Нэмени
               
                Т.М.Нэмени.               

                Легитимность существования.

Когда событий цепь прерывается и становится нечего делать, я – в растерянности.
Я не нахожу в себе опоры. Возникает неуверенность и беспокойство.
Легитимность существования вдруг ставится под сомнение.
Моя внутренняя уверенность в легитимности существования обусловлена требованиями жизни.
Возьмем животное (ну, хоть бы птичку). Оно все время занято заботами о пропитании и элементарном комфорте. Если все имеется в наличии, животное обычно спокойно засыпает.
У нас человеков при высоком уровне комфорта, подаренном нам современной цивилизацией, возникающий досуг можно заполнить целым букетом удовольствий, предлагаемым сферой потребления и СМИ.
Ну, а если все это давно обрыдло, в какие бы формы оно не рядилось, если уже физически невозможно воспринимать всю эту продукцию, весь этот набор симулякров, а заняться в свободное время нечем?
Пахать, боронить, сеять, починить забор, смолоть зерно у мельника, заниматься спортом (но не шоу-маскарадом) – это понятно.
У цивилизованного европейца остается спорт. Бегать до изнеможения?
А вдруг у вас – талант. Редкий случай!
Но на старте третьего тысячелетия от Рождества Христова в современном искусстве господствует постмодернизм.
Если вы не эпигон, то какую музыку вы можете звучать, и какую скульптуру изваять? Подвесить на крюке кусок грязной доски с ржавыми гвоздями, или вдохновенно играть «три мгновения тишины»? Ведь даже черный квадрат, и тот давно уже был!
Искусство отражает вот это сомнение современного человека, человека-гуманиста, в легитимности существования. В возможности построить какую-то связную модель мира.
Не надо было давать нам столько комфорта и делать нас бездельниками! Пахали бы и сеяли бы вечно на своих быках!
Но ведь служение идеалам гуманизма много столетий вдохновляло лучшие умы человечества!
Современный человек «вестерна» не находит себе опоры в своем маленьком автономном сознании, в своем маленьком Я, в котором он как бы противостоит объективному внешнему миру.
Ему необходима опора на нечто большее, чем он сам, опора на Веру.
Но ведь это уже было.
Ведь веру, как и совесть, нельзя принять искусственно.
Чувство совести, как и чувство Бога, искусственно вызвать в себе невозможно (Спиноза).
Да, мы должны устыдиться своей самонадеянности, и смиренно и покаянно склониться  перед высшими иррациональными трансцендентными Силами, чтобы наш Социум не погиб в апокалипсическом финале!
Звучит?
Но ведь то, что я сказал – это пока просто декларация.
Но мы, наивные люди, все время спрашиваем
- Но почему эти Высшие Трансценденции никогда себя не проявляют, если они есть?
Кроме как в сказках?
Почему Им не объявить однажды
- Ребята, Мы есть, Вот Мы. Мы можем то-то и то-то. Слушайтесь нас!
Но они молчат.
Конечно, такое рассуждение – верх глупости. 
И все-таки, современный человек упорно не хочет верить в то, что никак себя не проявляет.
Если люди не хотят совершенно отказаться от естественно-научного подхода, то есть от попытки понимать все логически обоснованным в рамках связи причины и следствия, то Ее Величество Трансценденция не подходит. Если что-то себя никак не проявляет – его нет.
Однако что же ждет тогда Человечество, то есть Социум, в исторической перспективе?
Если следовать социологам, то можно предположить, что будущее человечества – в коллективной психологии. Психологи выяснили, что мнение и поведение коллектива в принципе отличается от мнения и поведения отдельных личностей, его составляющих, то есть это не есть простая сумма мнений отдельных его членов.
Коллектив или группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности. То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.
Так может, будущее, так сказать, за коллективным Богом? 

Как приложение я хочу привести текст Третьего гуманистического манифеста.

• Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа.
• Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён.
• Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом.
• Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам.
• Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой.
• Работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.

Что может быть мощнее и что можно противопоставить этому?