Один день на Святой Земле

Сергей Саховский
Все, что задумано, рано или поздно свершается. Было бы желание. Вот мы и посетили Святую Землю.
Еще перед поездкой в Турцию, в наших планах была экскурсия в Израиль. И по прилету в отель мы сразу же заказали тур у гидов «Пегас туристик». Обошлось это в 299 долларов  с человека (нас было трое: я, жена и  9-летний сын). Предстоящая поездка включала, помимо посещения Иерусалима, также посещение Храма Рождества в Вифлееме и купание в Мертвом море.  Столь обширная программа удалась благодаря раннему вылету из аэропорта Анталии – в 4.30.
Итак, 16 июля, взяв на ресепшн ланч-боксы, мы двинулись в путь на «пегасовском» микроавтобусе. Сразу скажу, что «Пегас туристик» сработал на отлично, все было организовано четко и без задержек.
За час с небольшим домчались из Титриенгеля (Сиде) в аэропорт Анталии. Перед полетом нам выдали наклейки на одежду с надписью «Пегас Туристик», дабы мы не затерялись в толпе. Вылетали в Тель-Авив из второго терминала чартерным рейсом турецкой авиакомпании Corendon Airlines на Boeing-737-400. В аэропорту ночью было непривычно мало людей.
В Тель-Авив лететь из Антальи около часа. В пути стюардессы предлагали напитки и большие сэндвичи с сыром, так что голодными нас не оставили. С рассветом наш самолет приземлился в единственном международном аэропорту Израиля — Бен Гурион. Аэропорт серьезный в плане безопасности и очень большой. На паспортный контроль было несколько очередей, часть кабинок были для местных жителей, куда я первоначально нацелился. Израильтянин мне вежливо на русском языке объяснил, что надо проходить контроль в кабинке для граждан с загранпаспортами. Произнеся пограничнику волшебное слово «экскурсия», мы, наконец, оказались на Святой Земле. В паспорта поставили штамп о прибытии.
Нас встретила великолепный гид Лена Винокур, естественно, родом из Советского Союза, и говорящая на чистом русском. Мы сели в серебристый автобус, и началось наше путешествие. Рассказ Лены не прерывался ни на минуту, и пока мы ехали по прекрасному автобану из аэропорта в сторону Иерусалима, обозревая окрестности с пышной зеленью и трехуровневые развязки, она объявила нам программу экскурсии, дала советы, как не потеряться, раздала листочки, чтобы все написали свои желания и затем оставили записки в Стене Плача — самом святом для иудеев месте.
Из окна автобуса, и даже на пешей прогулке в Старом городе, довольно часто мы наблюдали военные машины и солдат с автоматами. Этого требует нестабильное положение государства.
Иерусалим занимает особое место в религиях иудаизма, христианства и отчасти мусульманства. Для иудеев здесь главные святыни — Храмовая гора и Стена Плача, для христиан — конечно же, Храм Гроба Господня. Также это официальная столица Израиля, не признанная, однако, ООН. Город построен на Иудейских горах, достаточно высоко над уровнем моря. Он очень красив, особенно Старый город, однако, и архитектура современного города  интересна.
Проехав часть нового Иерусалима, наш автобус двинулся к старому городу, проехал мимо Масличной горы (к сожалению, не остановившись возле нее) и довез нас до Мусорных ворот старого города. Мы прошли контроль безопасности и оказались на площади перед Стеной Плача — Западной Стеной, единственной, уцелевшей после разрушения Второго Иерусалимского Храма в начале нашей эры. По мнению иудеев, Бог не покинул это место, и поэтому возле Стены молятся, раскачиваясь, множество ортодоксальных иудеев в характерном облачении. Примечательно, что Стена поделена на 2 неравные части, большая часть отведена мужчинам.
Лена взяла в руки большой красный цветок и, держа его над головой, чтобы было хорошо видно, повела нас вперед.
Испытывая некоторую неловкость от того, что вокруг нас молятся множество людей, мы все же подошли к ней, вложили записки в щели между камнями и приложили левую руку к Стене, как нас учили.
Небольшое отступление насчет ортодоксов. Как рассказала Лена, ортодоксальный иудей должен соблюдать более 600 заповедей, и, чтобы соблюсти их все, ему некогда работать. Поэтому государство берет ортодоксов на содержание, не забирает в армию и платит им пособие. Они молятся, женятся, растят детей в своих традициях, не будучи обременены ничем, кроме религии.
После Стены Плача мы двинулись по узким улочкам мусульманского квартала в сторону главной святыни христиан — Храма Гроба Господня. Каменные стены, лесенки и древние своды, сохраняющие прохладу, создавали ощущение перемещения в древнее прошлое. Наш путь проходил мимо католического и лютеранского храмов. Наконец, с трепетом в душе, мы вошли в Храм Гроба Господня (или Храм Воскресения). Это то самое место, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос. Храм представляет собой большой комплекс и разделен между всеми конфессиями христианства. Сначала мы вошли в зал — ротонду, с большим куполом, под которым каждый год на Пасху в преддверии появления Благодатного огня возникают всполохи света — как молнии. В центре Ротонды располагается Кувуклия — небольшая часовня, в которой, как в пещерке, расположена плита Гроба. Отстояв очередь, мы, пригнувшись, вошли внутрь Кувуклии. Там были 2  крошечные комнатки-пещерки, в одной стоит  столик, где каждый год на Пасху зарождается Благодатный огонь, в другой находится сам Гроб, возле которого мы взяли свечи, чтобы поставить их за здравие и за упокой. Свечи за здравие ставятся прямо на железный барьер, который предохраняет Кувуклию от разрушения.
Место это — самое святое, аж дух захватывает. Говорят, что если здесь в какой-то год не снизойдет Благодатный огонь, то наступит конец Света. Но Благодатный огонь зажигается каждый год. 2 раза за всю историю он появился не в Кувуклии: один раз в Православной части храма, куда мы затем поднялись, другой раз — у одной из колонн у входа в Храм. Тогда православный священник, которого не пустили в Храм накануне Пасхи, начал молиться возле входа, и огонь возник у одной из колонн, расколов ее надвое. Этот разлом есть до сих пор, а Православная церковь с тех пор имеет преимущественное положение в Храме. Ведь и правда — Благодатный огонь снисходит именно на православную Пасху, а не на католическую.
Побыли в православном зале Храма, где, расположен Пуп Земли — центр мира, отмеченный каменным постаментом. После этого мы подошли и прикоснулись к каменной плите — Камню миропомазания, расположенном на месте, где лежал Иисус, снятый с креста. Плита мироточит, прикоснувшись к ней, ощущаешь на пальцах запах ладана.
Далее мы по лестнице поднялись на Голгофу — место распятия Христа. Это отдельный зал Храма, пышно украшенный. Здесь отмечено место, где был установлен Крест. Мы к нему приложили правую руку. В этом же зале можно было поставить свечку за упокой.
Экскурсия проходила в быстром темпе. Выйдя их Храма, мы пошли к выходу из Старого города через Яффские ворота. По пути задержались в лавке, чтобы купить магниты Иерусалима. В результате побежали догонять экскурсию, спрашивая гидов встречных групп, куда идти, поскольку заблудиться в лабиринте каменных стен было легко. С их помощью, а также с помощью местной жительницы (я спросил ее, как учили, «Шар Яффо" - «Яффские ворота» на иврите) мы добрались до искомых ворот. Красный цветок нашего гида мелькал вдали.
Вообще, насколько я понял, экскурсия была построена так, чтобы не дать нам возможность покупать что-то у местных торговцев, а дружно отоварить всех в Доме паломника по двойным или тройным ценам. Ну что ж, туризм — хороший бизнес, и важно войти с ним в долю...
Затем нас провезли по современному Иерусалиму. Здесь есть очень большие высотные здания, которые непонятно как держатся на обрывистых скалах.  Дороги забиты автомобилями, часты пробки.
Следующим пунктом нашего маршрута был Дом паломника. Здесь желающие запаслись сувенирами по довольно высоким ценам, в том числе крупицами Святой Земли и святой водой из реки Иордан. И далее наш путь пролегал в Вифлеем — город, где родился Иисус. Он находится на территории Палестинской автономии. Между Израилем и Палестиной выстроена многокилометровая бетонная стена с охраняемыми проездами в ней. В Палестину нас впустили свободно (в отличие от обратного пути), и мы довольно скоро были в Вифлееме. Город расположен в холмистой местности, там много крутых и узких улочек, и открываются живописные панорамы. Главной святыней здесь является Храм Рождества Христова, куда мы и направились.

Вход в Храм Рождества очень низкий, дабы каждый преклонил голову, входя в него. Храм поразил нас величественными колоннами. В нем расположена Пещера Рождества — место, где родился Иисус Христос. В нее ведет небольшой спуск с дверцей, туда стоит очередь, так как пещера тесная. Место рождения Христа отмечено металлической звездой. Мы освятили купленные ранее иконы и крестики паломника, просто приложив их к Звезде, а также приобрели вифлеемскую рождественскую свечу и образок Вифлеемской Божьей Матери.
После этого нас ждал обед в ресторане, возле стоянки автобусов. Был хороший шведский стол и бесплатная питьевая вода в кувшинах.
Далее нас ждал путь на Мертвое море. Но сначала надо было покинуть территорию Палестины. На пограничном пункте местные военные всех вывели из автобуса и устроили нам проверку на принадлежность к террористам. Для этого всех заставили спуститься в какой-то бункер с тяжелыми решетками и железными вертушками, похожий на тюрьму. Нас прогнали через рамку, а наши вещи через рентген. Все прошло без происшествий и даже слегка развлекло нас. После этого все сели в автобус и поехали дальше.
До Мертвого моря дорога все время идет на спуск. Ведь его берега — самая низкая точка земной суши (более 400 м ниже уровня мирового океана). По краями дороги простирается холмистая Иудейская пустыня, населенная кочевниками-бедуинами, которые расположили свои жилища-сараи почти по краям дороги.
Мертвое море — самое соленое в мире. Его вода содержит почти всю таблицу Менделеева, а содержание соли в 9 раз выше, чем в Средиземном море. Вода считается целебной и лечит от многих болезней, на основе грязи Мертвого моря производят разную косметику.
Это не море в привычном понимании, а скорее уникальное соленое озеро. Купаться в нем надо очень осторожно, чтобы вода не попала в глаза. Также в нем невозможно утонуть.
Переодевшись и войдя в воду, я поразился ее температуре — никак не меньше 35 градусов, как горячая ванна. Вода маслянистая на ощупь, на дне моря — та самая целебная грязь. Довольно неудобно ходить по илистому дну, оно скользкое, и на дне – колючие кристаллы соли. Соль также виднеется и на берегу.
В месте купания виден гористый противоположный берег, так что море здесь узкое и похоже на реку. Правее пляжа оно становится широким, и берегов уже не видно.
Мертвое море очень мелкое. Относительно далеко отойдя от берега, мы погрузились лишь по пояс и ради интереса повисели в воде, выставив над поверхностью руки и ноги. Действительно, всплываешь, как поплавок, в этом «киселе». Необычное ощущение какой-то «невесомости».
После купания обязательно надо смыть с себя воду под душем, так как она очень едкая (можно осторожно попробовать ее кончиком языка, чтобы убедиться). Вода в душе еще более горячая, так что там весьма жарко, и негде освежиться. Ради интереса искупаться в Мертвом море можно, но по мне — лучше море Средиземное.
Пейзажи здесь весьма фантастические — пустыня и белесые горы вдалеке, говорят, уже на территории Иордании.
На купание нам отвели полтора часа. Далее последовал ужин в кафе неподалеку. Здесь кормили чуть скромнее, но тоже неплохо. Здесь же находились магазины, где продавалась та самая косметика Мертвого моря, а также многое другое. Цены на косметику не порадовали.
И на закате мы снова ехали в аэропорт Тель-Авива, наблюдая всю красоту и разнообразие страны — от пустыни до финиковых плантаций и пышных лесов, а также удивительные города и поселения.
В аэропорту служба безопасности допросила каждого на предмет того, все ли вещи наши, не передавал ли нам кто-то что-то для перевозки. А дальше таможенный и паспортный контроль прошли как обычно. Вылет был в 22.45.
Улетать обратно в Турцию не хотелось, чем-то зацепила эта необыкновенная и, как показалось, неназойливо гостеприимная страна (несмотря на строгие антитеррористические меры). Хотелось бы вернуться сюда снова, и лучше, не на один день. Здесь еще многое хотелось бы посмотреть и осмыслить. Но и за этот единственный день мы получили столько информации, что все новые подробности еще долго всплывали в памяти.
Обратно летели той же авиакомпанией и питались теми же сэндвичами. Взлет самолета очень крутой. Эшелон набрали за 10 минут. Заснуть у меня не получалось, некуда было положить голову. На ногах мы находились уже сутки.
Кстати, заметил, что иностранные летчики посадку совершают довольно жестко. Наши летчики обычно стараются как можно мягче «притереть» самолет к полосе. Ничего особенного, просто разная школа пилотирования.
Таможню и контроль в почти пустом анталийском терминале прошли быстро, и дремали уже в «пегасовском» микроавтобусе, «летящем» в Сиде. Сквозь дремоту мне казалось, что мы еще в самолете, и чудилась турбулентность, когда микроавтобус трясло на неровностях. В отель вернулись во втором  часу ночи.