2 августа 1942 г. под Ржевом

Валентин Фоменко
   Добрый день!
   Положение, очевидно, стало таково, что требует концентрации сил то на одном, то на др. участке фронта. Из-под Можайска нас опять перебросили в др. место –  к  Ржеву. При переброске мы были прикреплены к АРТДОП’у  (дивизионный обменный пункт: туда - гильзы, трофеи, испорченное оружие; получают - боеприпасы, оружие). Несколько суток провели в разгрузке на станции прибывших туда машин со снарядами и патронами. Дело в том, что мой взвод попал на работу, и его не меняли, т.к. остальные тоже были заняты (на охране разных объектов). Таскать 152 мм «младенцев» по 60 кг – удовольствие, оказывается, ниже среднего. В перерыве между машинами копался среди «трофеев» - металлолома, собранного в окрестности и приготовленного к отправке. Туда бы тебе, Витька! Я собрал там замечательную коллекцию пуль, среди которых были и разрывные, и «дум-дум» с алюминиевым кончиком и даже эрзац-пули из пластмассы с металлическим сердечником. Все эти сокровища я отдал в Москве ребятишкам. Видел башню с КВ, пробитую снарядом знаменитой немецкой пушки «Кавур», копался в кишках «юнкерсов» и «хейнкелей». Лазил в немецкие танки и пр. и пр. Каждый день отправляется несколько эшелонов, но привозится не меньше, и куча не уменьшается. Мы уезжали, а на станции выгружались в то же время эшелоны тяжелой артиллерии, танков и др. Очень много (сотнями) прибывает на фронт американских машин (грузовики). Ближний тыл, но «фрицы» не летают, а наших истребителей, как собак нерезаных. Погрузили в эшелон боеприпасы и отправились с ними на Москву. Проехали почти по центру - мимо Белорусского вокзала, провезли к Савеловскому вокзалу и свернули на Ржевскую дорогу. Провезли под окнами квартиры Ганцевых. У Волоколамска видел трубу высотой примерно 60 м, пробитую в пяти местах насквозь снарядами и все же  не свалившуюся. Выгрузка ДОПа  произошла, к нашему удовлетворению, без нашего участия. На станции опять огромная куча «трофеев» размерами 300 х 50 м. Опять стоим в лесу: ждем остальных. Мимо нас по дороге идут потоки машин. Относительно много развелось сейчас танков КВ, их проходит не меньше, чем легких и средних вместе взятых.
    Не верится, глядя на войска, набитые в прифронтовую полосу, что можно сдвинуть всю эту махину. Не понимаю, почему не производится попыток на центральных фронтах возместить потери на юге. Ржевское направление более всего нелюбимо бойцами. С начала зимы Ржев почти полностью окружен, и все время предпринимаются попытки перерезать единственную дорогу, соединяющую его со Смоленской группировкой. Недавно сообщалось о том, что это удалось сделать. Возможно, что мы приехали дебютировать в штурме Ржева. Буду ли я принимать участие в этом, неизвестно. Остановка за автомашинами. Сделали переход к передовой. Нахожусь где-то между … (вычеркнуто цензурой. Ред.). Собираемся вступить в бой. Все эти дни были оторваны от  п.п.с., так что я не отсылал этого письма потому, что оно лежало бы в сумке почтальона. Недавно на этом участке фронта проводилось наступление, в результате которого наши войска продвинулись на 25 км вперед. Нам, очевидно, придется выравнивать линию фронта, расширяя клин. Получили сегодня почту, в которой и пришли письма  мне и комбату. Прошу вас успокоиться: со мной ничего страшного случиться не может, а если случится что-либо, об этом придет письмо от товарищей. Посылал я вам письмо, не знаю, какое уже по счету, из Можайска. Чтобы ликвидировать путаницу с нумерацией, вновь начинаю счет с этого письма, считая его «первым». Сейчас начинается для меня беспокойное время, времени для писем будет мало, но я буду стараться писать вам хоть раз в неделю. А в письмах ваших ко мне пишите не только о том, что беспокоитесь обо мне, но и о том, чем вы сейчас живете, какое положение Юрки. Напишите от меня ему следующее: он может быть спокоен за то, что пойдет по своей специальности, а не стрелковым командиром. Когда он попадет по разверстке комсостава в штаб армии, там регистрируют их с их же слов о своей специальности и переправляют по данным этой регистрации. Желаю вам всего наилучшего! Привет остальным, если вы им пишете.