Марья Светлая Печаль

Лариса Бесчастная
Жил да был когда-то царь,
Досточтимый государь,
Жил да был, да взял и помер –
Отколол такой вот номер!
Было у него три дочки,
Две из них – так просто квочки,
Ну, а третья-то красавица!
Впрочем, что кому как нравится,
Сказка наша не о том –
А как зло сошлось с добром,
Да с любовью, да с надеждой –
Ведь и ныне все как прежде…

1.
Вот остались три сестрицы
И в сиротстве, и в девицах.
Да и царство без царя
Пропадает почём зря.
Озадачились бояре:
Как сыскать девицам пару?
Те сестрицы, что похуже,
Заказали уж по мужу,
Ну, а Марьюшка - краса
Все проплакала глаза:
По отцу сердечно тужит.
По дворцу ночами кружит,
Днями юная девица
Прячется в своей светлице.
Все сидит и смотрит вдаль
Марья Светлая Печаль.
Сестры старшие – напротив,
Веселятся, колобродят
Да наряды примеряют,
Слуг по лавкам всем гоняют
За румянами, духами,
Чтоб блеснуть пред женихами.
Только краше не становятся
И бояре беспокоятся:
Замуж-то возьмет их кто?
Ну а царство-то на что?!
На кусок, да на такой
Повалил жених толпой.
Но случилась незадача,
Старшим – злая неудача.
Женихов-то полон дом,
Только толку мало в том:
Как выводят к ним девиц,
Глянут парни на сестриц,
Тут же голову теряют –
Только Марью все желают!
Та согласья не дает,
«Буду в трауре я год», –
Молвит женихам она,
Грустью светлою полна.
Те, скорбя от несогласья,
Уезжают восвояси.
Старшие сестрицы злятся,
На бояр своих гневятся,
Падают, сучат ногами,
Бьют служанок каблуками,
Днями целыми кричат –
Во дворце кромешный ад.

Проклиная их и жизнь,
Вскоре в Думе собрались
Все бояре, да все дьяки
Думать, как избегнуть драки.
Совещались, да рядили
Пока вот что не решили:
Марью слезно всем просить,
К женихам не выходить.
Марья сразу согласилась
И в светлице затворилась.

Старших балуя потворством,
Женихов нашли заморских:
Первый, княжич Буруслани,
Был чванливый латинянин,
А второй, князь Соломан,
Родом был из оттоман.
Свадьбы справили скорей,
Чтоб не отпугнуть князей,
Но у тех резон был свой:
Куш сорвать себе большой.
Только, царство чтоб делить,
Надо всё в нём изучить:
Что да сколь там, где лежит,
Не скрадут ли, не сбежит
С царским кто-нибудь добром?
Стали обходить весь дом –
То есть царские покои,
Да наткнулись на такое!
Обманули! Обделили!
Красоту такую скрыли!
Всё про Марью разузнали,
Оба её возжелали.

Сильно свояки озлились,
Бранью всех бояр покрыли,
Страх на дьяков напустили,
Жен своих в сердцах побили.
Те ревут от возмущенья,
Сердцем злобным жаждут мщенья.
Стали измышлять коварство:
Как бы не отдать треть царства
Да мужей не потерять?
Надо Марью прочь прогнать,
Или извести совсем –
Будет лучше так им всем!
Челядь тут же подкупили,
Сон-травою опоили
Марью Светлую Печаль
И свезли в глухую даль,
Да оставили средь леса
На прокорм волкам и бесам.
А мужьям своим соврали:
Из-за них ушла, мол, Марья,
От тоски, да от стыда
В царских канула прудах…

2.
Пролетели дни и ночи,
Открывает Марья очи,
С изумленьем озирается,
Незнакомых стен пугается.
Где же, где это она?
Светит тусклая луна,
Ложе устлано овчиной,
Освещается лучиной,
Схваченной рукою грязной,
Лик старухи безобразной.

Марья и вздохнуть не смела,
Словно вся заледенела –
Даже будто кровь застыла.
Вновь глаза свои закрыла
Марья в страхе – и вполуха
Слышит, как ворчит старуха:
«Оклемалась что ль, Найдёна,
Ты зови меня Матрёна,
Не такая уж я злая,
Каковой меня считают.
Служба у меня такая…
Есть куда меня позлей
Экземпляры средь людей».

Марья вновь открыла очи,
Рассмотреть старуху хочет:
Та сидит на сундуке,
Старый ворон на руке,
Черный кот в её ногах.
«Кто ты, бабушка?» – лопочет.
«Аль не видишь ты? Яга!» –
И довольная хохочет.
Марья больше не дивилась:
«Быть тому» – с судьбой смирилась
И с постели встать решилась.
Поспешила, да напрасно:
Заболела, закружилась
Голова её ужасно.

«Сёстры тебя опоили, –
Говорит старуха ей, –
Накормить тобой решили
Они всех лесных зверей.
Под сосной тебя нашла я,
Ты была как неживая.
Не оставлю ж я в лесу
Несусветную красу?
Выхожу тебя, взлелею,
А как глаже да белее
Станешь – выдам за Кощея –
Брат он мой, меня не злее…».
Тяжко Марьюшка вздохнула,
От старухи отвернулась,
Чтобы слёзы свои скрыть:
«Видно, так тому и быть…»

Дни проходят и недели,
Марья уже притерпелась
К своему житью-бытью,
Не клянет судьбу свою,
Все исправно исполняет,
Что старуха ни попросит:
Избу чисто подметает,
Тесто месит, воду носит.
Кот Мамон за нею ходит,
С Марьи желтых глаз не сводит,
Смотрит на неё, да млеет –
Ведь и злющие добреют,
Коль любовь их отмечает –
Это редко, но бывает.
Марья, иногда случается,
Чуть рукой его касается –
От нечаянной той ласки
Маслятся кошачьи глазки.
Да и Ворон не в обиде:
Лишь Яга куда уйдёт,
Бело-яровой пшеницы
Ему Марья подаёт.

Снится Марье как-то сон
Юноша глядит в костёр,
Строен и прекрасен он,
Вместо рук крыла простёр.
Рядом с ним сидит колдун
И в костёр свирепо дует,
Искры носятся в выси
Шепчет юноша «Спаси!..»

Как проснулась – так к дубраве
Побрела она по травы,
А за нею чёрный кот
Верным стражником идёт.
Слышит рядом тихий стон,
Побежал на звук Мамон,
Следом Марья полетела –
И не зря – едва успела:
Под сосною сокол белый
Весь израненный лежит
Рядом жадный кот сидит,
Уж протягивает лапу,
Чтобы птицу эту сцапать.
– Брысь, Мамон, не тронь его,
Видишь рана у него!
«Бедный мой, какая жалость!…»
К сердцу Сокола прижала
И над раной пошептала.
С удивленьем услыхала:
«Не страшны мои увечья, –
Словом молвит человечьим
Сокол, в очи её глядя, –
Счастлив я с тобою рядом…»
Тут замолк на время он
Раной своей измождён.

Марья Сокола накрыла
Кружевным своим платком,
Да в корзину положила,
Выстланную мягким мхом.
Руки жалобно сложила
Пред встревоженным котом:
«Киса милая, Мамон,
Сбегай Ворона покличь-ка,
Сокола поможет он
Поручить заботе птичьей!»
После ласки-то такой
Кот помчал домой стрелой!
Ворон вскоре прилетел,
Недовольно покряхтел,
Но обласканный девицей
Позаботился о птице:
Поручил он воронятам,
Филину, другим пернатым
Сокола кормить, поить
И от хищников хранить.
Спрятав Сокола в дупло,
Где и сухо, и тепло,
Все в избушку воротились,
Пока их там не хватились.

Лишь вошли – спешит Яга
Ступу мнет её нога:
Та нога, что костяная,
Ревматизма что не знает.
Марья ей блины кладёт,
Квас в большую чарку льёт,
Всячески ей угождает –
Та заботу принимает.
Да кому же неприятно,
Когда в доме всё опрятно,
Когда дома его ждут,
Кормят, поят, спать кладут?
Ласка бабке дорога,
Потому, видать, Яга
Выдать Марью за Кощея
Не спешит, в довольстве млея.

3.
Сокол быстро поправлялся,
С нетерпеньем  дожидался
Он коротких с Марьей встреч,
Говорил такие речи:
«Князь я русский Буривой,
И навек пленён тобой.
Видел я тебя во сне,
Марья, я скрывать не буду,
Ты запала в душу мне,
Я искал тебя повсюду.
Сбился в поисках я с ног –
Тут колдун один помог,
Но за это он, проклятый,
Непомерную взял плату:
Обратил меня он в птицу
И сказал, что буду ею,
Пока чудо не случится.
Говорил, что околею,
Коль меня ты не найдёшь,
Не полюбишь, не спасёшь…
Не стерпел я, закричал,
Отругал его со зла –
Обратился он в орла
И, как видишь, покарал…»

Рассказала ему сон,
«Так и было» – молвил он.
Говорит ему: «Как жаль! –
Марья Светлая Печаль.
– Уж обещана Кощею
Я кормилицей своею,
Но ведь я тебя нашла,
Полюбила и спасла.
«Значит, все не так уж плохо, –
Сокол говорит со вздохом, –
Заберешь меня с собою,
Буду рядом я с тобою,
Где б ты, Марья, ни была –
Без тебя жизнь не мила…»
– Не прощайся с белым светом,
Мы подумаем над этим,
А пока еще ты слабый,
Я ж в долгу у своей бабы»

Уж неделя ли, другая,
День по дню, за мигом миг
Тихо, мирно истекают.
И с бадьёю на родник
Марья, не спеша, шагает,
С боку кот с ней семенит.
Часа два прошло пока
Шли они до родника,
Пока там воды набрали
И обратно пошагали.
Путь не лёгкий и не близкий,
Солнце опустилось низко.
Видят нищенка идёт,
Да клюкой по камням бьет –
Путь-дорогу проверяет:
Женщина была слепая.

Только Марья подошла,
Та вдруг хныхать начала:
«Пить хочу, подай водички
Калике скорей, сестричка!».
Марья: «Пей водицу, на!
На здоровье и сполна!».
Та скорее воду пить,
Да на плечи её лить,
Скачет, благостно стеная:
А бадья-то уж пустая!
– Ай, яй, яй! – кричит прохожая,
– Да какая ж я негожая,
Подвела тебя, сестрица,
Всю истратила водицу!
Марья говорит: «Ну, что же,
Сожалеть о том негоже,
Это было тебе нужно,
За водой опять схожу я…»
И при этом улыбнулась.
Нищенка к ней обернулась:
«Ты добра, как погляжу я,
Благонравная особа,
И за это награжу я,
Даром наделю особым:
Трижды, что ты ни захочешь,
Да как следует попросишь –
Вмиг исполнится! Но знай,
Худа людям не желай!»
Марья даже испугалась:
«Никогда не пожелаю!».
Калика ей улыбалась:
«Это, милая, я знаю.
Неспособна ты на худо,
И сама ты  тоже чудо…» –
И почтительно склонилась,
Марья тоже поклонилась.

Всю дорогу до избушки
На краю лесной опушки
Марья крепко размышляла:
Встреча в душу ей запала.
Что же пожелать такое?
«Снять заклятье с Буривоя
И вернуть ему обличье!» –
Сердце шепчет ей девичье.

Озарилось всё вокруг
И пред нею верный друг
Из сиянья предстает,
Марью за руку берёт:
«Не меня ль ты, Марья, ждёшь?»
До чего же он хорош:
Статный, крепкий и высокий,
Чернобровый, синеокий,
Алый плащ с плеча струится,
А в очах любовь светится!
Марья вся замаковела:
То ли убежать хотела,
То ль на грудь к нему упасть
И отдаться в его власть.
Руку крепче сжал: «Постой!
Станешь ли моей женой?»
Та лепечет, вся бледнея:
«Я ж обещана Кощею…
Надо все решить с Ягой,
Спрячься пока, сокол мой!».

4.
Шум, да гам, да тарамам!
Это кто гневится там?
Это в бабкиной избушке,
Носятся ухваты, кружки,
Что швыряет, сатанея,
По избе своей Яга,
От обиды костенеет
Пуще прежнего нога.
Марья, кроткая девица,
Вздумала домой проситься!
А к ней, бабушке несчастной,
Ни заботы, ни участья!
Вся посуда уж побита,
Ворон каркает сердито,
Кот мяучит: ему жаль
Марью Светлую Печаль.
Бабка выдохлась, устала,
На сундук, пыхтя, упала,
Марья в ноги к ней: «Бабуся!
Разлюбезная Ягуся!
Для того ль меня спасла,
Чтоб я в горе умерла?».

Ярость в бабке улеглась,
Вытерла глаза насухо,
Взглядом в Марью уперлась:
Даже у такой старухи
Сердце мечется в груди!
«Ладно, Марья, уходи…
А чтоб ты не заблудилась,
Окажу ещё я милость:
Дам в проводники кота,
Знает он про все места,
Про тропинки все и броды.
Забирай его, урода –
Он тобою одурён,
Мне таким не нужен он.
Я найду себе другого –
Злющего, да чумового.
Да сама буду позлей!
А теперь ступай скорей,
А не то я передумаю.
Помни доброту мою …»

5.
Кот повел их с Буривоем
Самой краткою тропою.
Быстро время  пробежало,
Вот и царство показалось.
Только что ж это в округе?
Все ругаются друг с другом,
Склоки, дрязги, драки, сброд,
Всё смешалось, всё орёт!
Встретил у ворот боярин:
«Радость-то! Живая Марья!
Ах, царевна, тут без вас,
Прахом всё пошло у нас!
Сёстры ваши, с их мужьями,
Издеваются над нами.
Год прошел, но до сих пор
Длится их о царстве спор:
Нет конца переговорам,
Пограничные заборы –
Переносят каждый день
Надо ж как! И им не лень!»
Подивившись на такое,
Входят в царские покои.

Увидали Марью сёстры –
Словно нож всадил кто острый:
Лица их перекосило,
Плюхнулись они без силы
На турецкий, на ковёр,
А в глазах у них укор:
Да зачем ты уцелела?
Что ж теперь мы будем делать?
Да такого-то супруга
Отхватила по пути!
Но тихонько друг за другом
Поспешили уползти.

Как замятня улеглась,
Да заря-то разлилась,
Собрались все за столом
Порешить о том, о сём –
Сговориться меж собой.
Говорит всем Буривой:
«Я не дам вам Русь дробить,
Коль желаете вы жить,
Поезжайте в свои страны
К латинянам, басурманам.
Жён везите за собой,
Забирайте прикуп свой
Златом, серебром, мехами.
Попрощаемся мы с вами
Завтра в полдень. И по чину
Провожу я вас с дружиной
До заставы, до границы.
Дуйте в свою заграницу!»

Встрепенулся Буруслани
Хитроумный латинятин,
Вспыхнул краской Соломан
Чистокровный басурман!
Но, взглянув на Буривоя,
Сникли оба головою,
Мысль лелея, что с войной,
Ещё ввергнутся сюда.
Засмеялся Буривой,
Мысли злые разгадав:
«Да войну не замышляйте,
Я побью вас, так и знайте!»

А назавтра провожали
Молодых  в края чужие,
Марья, над тоской их сжалясь,
Говорит слова такие:
«Сёстры, я вам всё прощаю
И от всей души желаю,
Чтоб меж нами мир да лад
Воцарился навсегда.
Приезжайте, до свиданья!
Будем впредь мы дружно жить…»
Третье было то желанье –
Значит, так тому и быть!

Скоро свадебку сыграли,
Месяц в царстве пировали.
Ну а дальше? Эка малость!
Жизнь, конечно, продолжалась!
Были дети, были внуки,
Сестры дружные и братья…
Не было одной лишь скуки:
Жизнь – нескучное занятье!




Иллюстрация автора, смешанная техника: рисунок+графика+коллаж