Много в мире интересных народов с оригинальными обычаями и традициями, но редко мы соприкасаемся с ними: они, в основном, или живут в забытых Богом местах – в тайге, тундре, в джунглях или стали легендой и таинственно исчезли с лица Земли, как жители древней Атлантиды.
К одному из таких загадочных народов относятся курды-езиды, издавна живущие в Армении,они - такая же тайна для многих исследователей и даже для людей, живущих рядом с ними.
Езиды –язычники, верующие в древнеперсидского бога Огня – Йездана, но, одновременно, живя бок о бок с армянами и грузинами, они чтят христианские обычаи и святыни.
Когда в марте 1915 года турецкое правительство тайком за месяц до организованного геноцида армян раздавало оружие всем курдским бекам и племенам, главный шейх езидов Джангир-ага отказался принять дар от турков. Он сказал, что является другом Андраника-паши (армянского национального героя и народного мстителя, в то время контролировавшего западноармянские области Муш и Сасун), делил с ним хлеб за одним столом, и никогда не будет уничтожать невинное армянское население. В геноциде армян в конце апреля 1915 года участвовали все восемнадцать курдских племён, в то время как Джангир-ага вместе с Андраником- пашой, ведя неравные бои с регулярной турецкой армией, выводили уцелевшую часть армянского населения из Западной Армении в сторону границыроссийской империи.
Уже в советское время племя Джангира-аги поселилось в основном в горной местности у подножья горы Арагац, на территории трёх армянских районов. Именно тогда и армянские ученые создали азбуку для езидов, организовали езидские школы, а в Ереване выходила единственная газета курдов-езидов «Рийя- таза».
Хотя большинство езидов, начиная с 70-ых годов прошлого века, переехало в Грузию, но даже грузинские толстокожие официальные власти не смогли им помешать брать армянские фамилии на ян – Врдоян, Бдоян, Крдоян, Дмроян и так далее. Это была дань уважения к народу, создавшему для езидов все условия для нормального существования и развития. Даже живя в Грузии, они никогда не соглашаются брать грузинские фамилии, хотя их и заставляли.
Но недавно я узнал интересную деталь из жизни арагацких езидов. Начиная с ранней весны, они целыми месяцами пропадают на высокогорных пастбищах, и возвращаются домой только поздней осенью, ведя с собой тысячные отары овец. Именно с конца осени начинаются езидские свадьбы, очень богатые и пышные. Во время свадеб езидов происходят серьёзные
стычки, ибо это народ очень талантливый, темпераментный и вспыльчивый.
В советское время в Армении милиция предварительно узнавала о месте проведения езидской свадьбы. И всегда старалась засылать туда своих людей, чтоб вовремя остановить разыгравшиеся страсти. Наиболее ярые драчуны тут же попадали в лапы милиции, им грозил серьёзный срок. Но богатые и очень честолюбивые родители и близкие родственники готовы были продать всё своё стадо, лишь бы спасти своего. Этим и воспользовался один из начальников районной милиции. Когда к нему с просьбой приходили родители провинившихся молодых буянов и чуть ли не на коленях просили о помиловании, он говорил им:
- Ваш сын – будущий убийца, он нанёс страшные раны невинному человеку, раны, которые могли привести к смертельному исходу. Я даже не знаю чем помочь вам? – и он серьезно смотрел на уважаемых пожилых езидских старейшин. - Хотя при большом усилии можно попытаться вытащить его.
Отец езидского сорванца тут же падал на колени перед ним и слёзно просил:
- Помоги, заступник наш, помоги! Ничего не пожалею, всё отдам.
Большой магарыч сделаю! Сколько денег хочешь - отдам, начальник!
А ему, этому великому сопереживателю, это и было нужно. Он добивался того, чтоб родственники буяна просили у него о сумме магарыча. Тогда начальник милиции подводил уважаемого езидского шейха к шикарному окну с занавесками, приоткрывал штору и показывал на свою чёрную служебную "Волгу":
- Дорогой мой, посмотри на номер моей машины. Это твой магарыч.
А номер его машины был 99-98
Приходилось бедному отцу продавать чуть ли не треть своего стада, чтобы освободить сына. Зато стороны были довольны друг другом...