Жидовка. Дочь кардинала. Иудейка

Тов Краснов
Речь пойдёт об операх. Вернее об одной опере, ставшей в умелых руках оружием разжигания межнациональной розни. Все наслышаны о новой ужасной выходке «русских фошшыстов», якобы сообщивших о том, что Михайловский театр заминирован. Однако подробностей истории связанной с этой постановкой практически никто не знает, а между это весьма и весьма поучительная история.

Начнём с того, что оперы под названием «иудейка» в природе не существует. Написанная в 1835 году известным французским композитором Фроманталем Галеви опера La Juive в русском варианте называется Жидовка, о чём знает любой музыковед, и что записано во всех без исключения музыкальных справочниках. Учитывая, что слово «жид» в то время было литературной нормой и никакого ругательного значения не имело, русское название было вполне закономерным. Однако уже к концу 19 века название национальности стало ругательством. Какие у этого причины – тема отдельного большого, профессионального исследования, но после революции в Советской России опера шла под другим названием. Советские музыковеды нашли название, под которым опера впервые ставилась на территории России в немецком театре. И именно под этим названием – «Дочь кардинала» - она и шла в театрах советского союза. Да-да, вполне себе шла, хотя сейчас и принято в определённых кругах говорить о том, что её не ставили в связи с политикой «государственного антисемитизма в СССР». Шла, правда, нечасто. Формат «большой оперы» из целых 5 актов с сильно усложнённым сюжетом – формат весьма специфический. Чем не устроили бывшего торговца фруктами, а ныне директора театра г-не Кехмана дореволюционное и советское названия, остаётся только гадать. Но тем не менее, Кехман со товарищи взял на себя смелость переименовать оперу известнейшего французского композитора. Случаи переименования опер в истории случались. Кроме жидовки – дочери кардинала, например, из вполне понятных политических мотивов опера «жизнь за царя» Глинки шла в СССР под названием «Иван Сусанин». Однако отметим, что подобные решения принимались не одним отдельно взятым Кехманом, а на высоком государственном уровне.
Опера, надо сказать, была заявлена и разрекламирована как премьера мирового масштаба. Тому подтверждением и космополитический состав – солисты из Уругвая, Голландии и Италии, режиссёр из Франции, словацкий дирижер... Но вот что должно было по замыслу постановщиков бить на повал – так это осовременивание происходящих событий. Тема холокоста, уже со всех сторон навалившаяся не несчастных "россиян", муссируется вновь и вновь. Причём, будучи притянутой за уши, смотрится особенно мерзко и уродливо.
Судите сами: по сюжету оперы кардинал осуждает на смерть сыновей еврейского ювелира Елиазара. В отместку тот крадёт его дочь, и воспитывает как свою в иудейской вере. По прошествии значительного времени в красавицу Рахиль влюбляется местный Герцог. И чтобы ухаживать за еврейкой сам притворяется евреем Самуилом. Елиазар, узнав обман пытается убить герцога, но тщетно. Заканчивается история, как и положено по канону трагично. По приказу кардинала Рахиль казнят, после чего Елиазар говорит кардиналу, что он велел казнить собственную дочь, и тот падает без чувств. Таков сюжет этой оперы. А на сцене Михайловского театра мы будем наблюдать нацистских молодчиков со свастиками на рукавах, избивающих вдесятером еврейских стариков, злобных маньяков эсэсовцев, затянутых в чёрную кожу, глумящихся над раввинами. Посмотреть на эту вакханалию можно на сайте канала 100ТВ. «Холокост коснулся каждой семьи» - говорит режиссёр спектакля. И, более того, в сюжете говорится, насколько «современна данная тема для нынешнего общества». Как подобная переделка сочетается с классическим каноном большой оперы – остаётся лишь гадать.
Можно не сомневаться. Именно после просмотра этого сюжета по ТВ проблема отношения к евреям в нашем обществе действительно несколько заострится. «Да зачем же театр превращают в хоральную синагогу». «Для кого в этом театре делают спектакли?» - такими вопросам задаются пользователи интернета, отнюдь не замеченные ранее в каких либо националистических настроениях.
Закономерным итогом всего этого провокационного пиара, и дешёвой экспрессивной рекламы стало нарастающее чувство протеста в обществе: «нас, русских 30 миллионов погибло. Мы фашизм победили, а нам опять про холокост. Да тошнит уже!». Благодаря этому настроению произошёл звонок о заминировании театра, или причина была какая-то другая – сказать сложно. Однако вспомним древнюю римскую формулу «кому выгодно». То, что от этого проект г-на Кехмана получил ещё большую рекламу, да ещё и  со скандальным душком «межнациональной розни» - факт.
Скандальная и пошлая реклама – не новость для Владимира Абрамовича Кехмана, в прошлом – торговца фруктами, а ныне директора одного из известнейших театров страны. Именно с его именем связывают «креатив» «съел банан – спас мир».
А кроме бананов в «активе» г-на Кехмана непрекращающиеся попытки сноса знаменитого шедевра конструктивизма – Фрунзенского универмага, уже давно вызывающие протест общественности.
Выражаем надежду на то, что, несмотря на таких директоров великих театров, такие постановки и такой пиар, у русского народа всё же хватит долготерпения, и «проблема холокоста», несмотря на все усилия своих горе-пиарщиков, всё же не встанет на повестке дня в России. Несмотря на все провокации.