Крановщица по имени Ганна-О книге Ганны Шевченко

Татьяна Зоммер
КРАНОВЩИЦА ПО ИМЕНИ ГАННА

Ганна Шевченко. Подъемные краны: Рассказы. - М.: Книжное обозрение, 2009, 76 с. –  (Поколение проза)

Казалось бы, даже по названию понятно – перед нами книга крановщицы. Язык простой, лишенный «трудностей перевода» Толстого и Достоевского с русского на русский, доступный и трудовому люду. Но… Вы пробовали работать на кране и при этом читать на облаках только-только зарождающиеся стихи? Такова Ганна в образе крановщицы. Забавно, но в реальной жизни кранов – самоубийственно.
Ганнина крановщица-камикадзе – простая, но с придурью. Отстраненно созерцает деревья, краны, дома, окружающих ее людей и пишет про них стихи или рассказы. Во время секса готовится к зачету. Потому ее и повышают – до риелтора или бухгалтера. Отныне - «ничего лишнего, ничего личного». Для героини самого лучшего, на мой взгляд, рассказа «Тени, бегущие по стене» существует одна дилемма: что перед ней – «удобная табуретка» или стоящий внимания «персонаж»?
Текст вычищен как в сценарии. Короткие рубленые фразы и минимум чувств. Больше всего крановщица умиляется тому, что «людей до сих пор много». Образы и персонажи перетекают из одного в другой. Так, выйдя из рассказа «Лягушкина душа» в следующий за ним «О моей соседке» Ганна остается в образе «преподавательницы физиологии». Засучив рукава, она деловито продолжает препарировать. Сначала пожилых соседок, а затем и писателей – т.е. тех, кто и сам каждый день кладет персонажи на резекционный стол.
За кажущейся простотой обнаруживается неподъемный стеб. А место сюжета занимает ожившая метафора. Расхожее выражение «съедят живьем на работе» способно зацепить Ганну и повести ее к рассказу. При таком прочтении кран становится вовсе и не краном, но абсолютно любой работой, за которую сегодня приходится браться молодежи. Современный человек не работает, а сдает себя в аренду… крану. А сам занимается, как в рассказе «Подъемные краны», созерцанием окружающего мира. А также его «переписыванием» по собственному сценарию. Поэтому героиня рассказа «Тени, бегущие по стене» и не отходит от компьютера. Ведь в Интернете столько других миров!
Многослойность перетекающих один в другой искусственных миров выводят рассказ «Хорошие рыбы России» на экзистенциальный уровень. В рассказе «Дом и немного больше» крановщица уже передвигается не в простой кабинке, а в прозрачном шарике. Из которого можно без опаски наблюдать за людьми. По-детски трогателен рассказ «Когда пришел великан», который неспроста поставили последним. Он-то и обнаруживает, что в шаре – детская волшебная душа писательницы, подвешенная на стропах подъемного крана. А кто же в это время управляет самим краном, т.е. сюжетом? Не бойтесь, все по Фрейду – та же Ганна, только успевшая повзрослеть.
Так проза жизни превращается в поэзию, а сама крановщица – в поэтессу. И при прочтении книжки возникает новая Алиса – в Стране Кранов и… Интернета. Причем, интернетовские поэты и крановщики перевешивают реальных. Появляется даже «Поэма дождя» Ивана Жданова. Неужели это и есть тот самый «великан», который обещал Алисе-крановщице показать заветную дверь? Не будем гадать. Рядом с Ганной теперь одни великаны. Виталий Пуханов и Леонид Костюков издали ее рассказы маленькой книжечкой в серии «Поколение Проза» и уже впустили в большую литературу. А в предисловии к серии так и написали: «Малая проза сегодня – это и поэтическая плотность языка, и хорошо упакованный роман, и «другое» кино».