Про саммит. Как оно было

Юрий Курятов
 Саммит независимых продюсеров, музыкантов и журналистов «Состояние современного музыкального рынка России. Проблемы и перспективы». Тверь. 03.02.2010.

Часть первая. Интродукция.

Приглашение на саммит мне прислала Марианна Карельская, арт-директор Ника Рок-н-Ролла. Строгая деловая информация о представительстве и краткое описание предложенных для обсуждения тем. Регламент – доклады – темы-цели саммита – «специальные гости» (которых как всегда не бывает) – фестиваль. Ясное дело, что накануне действа захотелось изучить вопрос поподробнее, что подтолкнуло вечером 2-го февраля пустить в ход мой боевой «Google». Нагуглилось немного, впрочем, весьма занимательного, но, к великому сожалению, отнюдь не познавательного.

Сохраняю журналистский текст в первородно-первобытном варианте, дабы можно было понять мой эстетический нокаут. Заголовок:
« Тверские панки соберутся на саммит И обсудят животрепещущие вопросы современной музыки»
Далее – фотография рукоплещущих женщин в возрасте от 40 до 60 лет с выражением лиц от «чёрт, как меня всё достало» до «всемерно одобрямс» с унылой подписью: «Тверичане прмут участие в музыкальном саммите. Фото: KP.RU – Тверь». Моё упрямое воображение никак не могло справиться с поставленной задачей, а именно – представить, как я «прму» участие в саммите вместе с не вполне понимающими суть происходящего особами.

Далее – текст:
«Первый музыкальный саммит независимых продюсеров, музыкантов и журналистов стартует завтра, 3 февраля в Твери. На мероприятие соберутся специалисты в этой сфере.
- Этой встречей мы хотим сказать молодёжи, что пора уже брать направление на развитие и открытие новых имён, - рассказал Сергей Кладухин, пресс-атташе Тверского областного продюсерского Центра. – Сейчас мы отобрали те музыкальные коллективы, которые будут выступать на саммите, но будем рады видеть и новых людей.
На мероприятие пройдёт мастер-класс, на котором молодые талантливые исполнители, музыканты, фотографы, поэты, писатели и художники смогут заявить о себе».

Я решил не задавать себе дальнейших вопросов, выключил компьютер и отправился спать. И только один вопрос тревожил меня перед тем, как я погрузился в сладкие объятия Морфея: какое отношение имеет журналист и руководитель пресс-службы Ника Рок-н-Ролла Сергей Кладухин к Т.О.П. Центру?

Впоследствии оказалось, что имеет. Формально там числятся и Ник Рок-н-Ролл как арт-продюсер, и Марианна Карельская как исполнительный директор. Представляют в Т.О.П. Центре интересы Ника. Просто у журналистки было плохо со слухом на пресс-конференции… бедняга… да и саму речь Сергея она перелопатила до неузнаваемости, придумала про «отбор музыкальных коллективов», мастер класс и необычайную радость по поводу «новых людей» («Что им, старых мало?» – воскликнул бы по этому поводу шоумен Сергей Шнуров). Тяжёлые наркотики – страшная сила!

 
Часть вторая. Гостиница «Турист».


В фойе ждал меня Ник.
– Крэйзи, смотри какой прибамбас я себе нашёл!

Вместо бэйджа на кармане Ника Рок-н-Ролла красовалась табличка: «Сделано в Германской Демократической Республике», видимо, скрученная в тамбуре старого немецкого вагона. Ник как всегда экзотичен. Даже простая перевёрнутая урна в его интерпретации может предстать в форме апокалипсического знамения, а необязательный бытовой эпизод магическим образом превратиться в поучительнейшую историю с обязательным драматическим финалом. Я не стал допытываться у Николая  пояснить мне тайный смысл девайса, и мы прошли на второй этаж, в небольшой конференц-зал, где и должен был состояться саммит. Наш путь пролегал мимо вплотную соседствующего буфета, в котором я с ужасом обнаружил пару десятков бальзаковских дам в сопровождении псевдо-галантных кавалеров. Вчерашний кошмар медленно вползал в сознание жутким видением и начал развеиваться только при виде давно знакомых лиц Кладухина, фотографа Саши Камерцева и продавца рок-магазина  Димы «Гриба» Уланова. А уж после того, как в стихийно возникшую беседу влились арт-директор группы «Циклофелидея» и руководитель панк-театра из Ленинграда Герман Панин (Ник особенно отметил, что именно из Ленинграда, а не из Петербурга), вышневолоцкие музыканты из групп «Вскрытие Покажет» и «Хорошо!», Сергей Гришкин, генеральный директор ТОП Центра – мучившие меня страхи перестали терзать душу.
 
Участники саммита, добирающиеся из Москвы на машине, застряли где-то в районе Клина, мероприятие задерживалось приблизительно на час. Проходя мимо буфета, я с удовлетворением отметил, что бальзаковские дамы бесследно исчезли вместе со своим эскортом и уступили место неизвестного происхождения чиновникам с неизменными значками партии власти на лацканах пижонских пиджаков. Кошмар развеялся окончательно.

Наконец-то московское представительство ворвалось в конференц-зал, неся с собой свежесть морозного воздуха и особенную суетливую энергию дороги.

Ник Рок-н-Ролл представил участников саммита. В это самое время я с ужасом понял, что Николай не знает моей фамилии. «Юра Крэйзи … Крэйзи … Крэйзи …» – повторял он в ожидании подсказки. «Просто Крэйзи» – отозвался я, отвлекая неожиданно возникшее внимание присутствующих к моей более чем скромной персоне. Саммит стартовал.

Прежде всего, Сергей Кладухин озвучил основные вопросы, которые предусматривалось рассмотреть на саммите, а именно: разработать общую стратегию продюсеров и промоутеров, занимающихся рок-музыкой в России, для обеспечения возможности появления новых ярких имён на сцене, что сможет обеспечить надёжный барьер для проникновения на концертные площадки откровенно халтурных коммерческих проектов. Мимоходом он коснулся и давно беспокоивший меня вопрос, почему именно «саммит», а не «круглый стол», «конференция» или что-то в этом же духе. «Русский язык развивающийся, –  резонно заметил Сергей, – а слово «саммит» подразумевает под собой встречу людей, к примеру – президентов стран, специалистов по определённой проблеме с последующим принятием решений. А мы здесь собрались не просто поговорить, но и принять в конечном итоге решение». В пример он привёл саммит по защите авторских прав в Вашингтоне Future of Music Policy Summit. А Сергей Попков, арт-директор «Гражданской Обороны» (в случае с наследием творчества Егора Летова – быть «бывшим арт-директором» не представляется возможным), предложил тем, кому определение не нравится из-за англоязычного происхождения, воспринимать его как «слово-гибрид, от собственно английского слова «meet», «встреча» и от русского понятия «сам», «сделай сам». «Это подразумевает, – сказал он, – что все мы здесь собрались сами, «сами встретились».

Представитель Тверского Областного Продюсерского Центра Сергей Дубов начал с освещения тех задач, что ставит перед собой его организация, а именно – поддержка любых творческих начинаний, от концертов до андеграундного театра и поэтических вечеров, а также создание в Тверской области медийной сети.

Славную эстафету выступлений принял на себя Сергей Попков, долго говоря про «единство независимых интересов», «единую цель» по созданию «пространства для концертной деятельности». За основу он предложил взять так называемую «американскую систему», когда вместе с «хэдлайнером», известной группой, едет несколько перспективных молодых групп, которые продюсер пытается показать массовой публике с расчётом на будущее. Такая система, в случае её создания, сказал Сергей Попков, поможет в «раскрутке» новых имён, так как группа продюсеров будет давать «гарантию качества совместным решением». Как дополнил его одной меткой фразой ленинградец Герман Панин: «Это попытка создать фундамент здания, дома, где бы всем было хорошо».


 
Часть третья. Смысл саммита.



Коротко о смысле разговора в простых словах.

В настоящее время в нашей стране концертные залы (даже в больших городах) на достаточно известные рок-группы собирают очень небольшую аудиторию. Всё это связано, во-первых, с отсутствием у огромного количества людей денег, необходимых для посещения концертов, во-вторых,  с невозможностью самих музыкантов выступать на площадках других регионов в связи с дорогими билетами за проезд, в-третьих, с высокой арендной платой за площадки, в-четвёртых, с ориентацией музыкального рынка на раскрученные коммерческие проекты, в-пятых, с перенасыщенностью рынка второсортной музыкальной продукцией.
 
В такой ситуации молодые перспективные группы оказываются в определённом вакууме, прорваться сквозь который практически не представляется возможным. В результате чего формируются обособленные локальные музыкальные рынки, не способные конкурировать с коммерческими структурами, но, тем не менее, предлагающие качественных исполнителей.
Такое положение приводит к тому, что рок-музыка приходит в упадок. «Раскрученные» денежными вливаниями новые проекты предлагают в основном вторичный музыкальный материал, скопированный «под кальку» с успешных западных образцов, а известные группы зациклились, издавая материал, который можно охарактеризовать как «самоплагиат».

Пресловутый советский рынок был способен регулировать поток вторичных музыкальных проектов во-первых при помощи редколлегий, а во-вторых при помощи своеобразного «естественного отбора», когда перезапись вторичных проектов не производили сами любители музыки. Именно поэтому отфильтровывались многочисленные поделки и подражания, а на рынке оставались только действительно заслуживающие внимания группы.

Саммит предложил следующие пути решения проблемы:
1. За счёт создания системы маршрутов сократить расстояния переезда групп, которые в ходе турне смогут дать концерты на большем количестве площадок, за счёт чего уменьшатся транспортные расходы
2. Создать условия для продвижения молодых коллективов по следующей схеме – в первом турне расходы частично оплачиваются (по договорённости) самой группой, при удачном её восприятии дальнейшее продвижение её на рынке производится за счёт созданного союза продюсеров (назовём это так). Обязательное условие для групп – собственный материал, изданный на компакт-диске.
3. Привлечь к регулировке музыкального рынка государственные структуры, заинтересованные в формировании у людей хорошего музыкального вкуса на основе соучастия в организации турне.
4. Сформировать в регионах промоутерскую сеть, способную предоставить создаваемому «союзу продюсеров» площадки для концертов на взаимовыгодных условиях.
Таким образом возможно создать предпосылки для продвижения молодых перспективных групп в масштабе страны даже в условиях кризиса.

 

Часть четвёртая. Дебаты.
 

Если бы всё прошло без критики, я бы очень удивился, и саммит наполнил бы мне партноменклатурное собрание начала 80-х, когда всем на всё наплевать и все собрались исключительно для галочки. Но, к счастью, рок-продюсеры и рок-музыканты не такие люди, чтобы с глупыми мордами идти на поводу одного человека, сколь бы представительной личностью он не был. Павел Арапенков (группа «Кабинет») из московского «Арт-Бункера» напомнил, что в русскую действительность американскую систему перенести достаточно проблематично. Сразу же возникнет конфликт интересов отдельных продюсеров, которые в рамках проекта будут заниматься лоббированием отдельных групп. Неизбежно возникнет проблема малых и больших городов, когда одни концерты возможно будут убыточны по сравнению с другими. На его сторону встал и директор «Арт-Бункера» Артур Кубышкин, и представитель той же формации Егор Никонов, известный по участию в группах «Ва-Банкъ», «Егор-бомбометатель», и «Кабинет». Спор завязался быстро, но обстановку разрядил Ник Рок-н-Ролл, вспомнивший идею создания в Тюмени рок-клуба «Белый Кот».

В ходе обсуждения я выхватывал для себя интересные моменты, которые выкладывались в голове в причудливую мозаику.
 
Вот организатор концертов из Миасса Александр Першан привёл в пример организацию им выступления «Кудряшки Сью», на что Ник Рок-н-Ролл в порыве необузданной своей страсти обрушился с критикой на этот «надутый пузырь», ничего не имеющий общего с панк-роком. Вспомнил он и своё участие в недавнем заседании «Тверского клуба литературных начинаний», заметив, что аудитории клуба, независимо от качества поэзии, «позавидовал бы любой рок-музыкант».

Вот Юрий Гаер из Коломны рассказал об организации им не только концертов, но и выступлений андеграундного театра, о создании вокруг своей DIY-площадки действительного культурного рок-центра.

Вот вступил в разговор Александр Вольхин из екатеринбургской Panda Records, предоставив на суд присутствующих последний, 2010 года, сборник издаваемых ими групп.

Гарри Ананасов, до сего времени спокойно снимавший всё на видеокамеру, также предоставил свои MP3-диски и альбом «Посо-шок». Кто не в курсе – Гарри исполняет классический русский рок (наподобие Чиж и Ко), но, поверьте моему слову, слушать его песни просто здорово. Пробирает до глубины души непосредственностью и простотой исполнения. Вместе с этим он занимается и организацией концертов в своём родном Челябинске.

Каждая реплика Ника Рок-н-Ролла превращалась магическим образом в театральную миниатюру и вносила в общую атмосферу непередаваемый дух 80-х, дух «Сайгона» и Московской Рок-Лаборатории, необузданный дух рок-андеграунда.

Под конец саммита появился ещё один его участник – представитель Департамента культуры при Администрации Тверской области Анатолий Алексеевич Железнов, который обосновал необходимость проекта с точки зрения государства, как бы к нему не относились участники проекта, сухим чиновничьим языком дал рекомендации по организации, которые, впрочем, были поддержаны всеми участниками.

А в самом финале Сергей Кладухин подчеркнул, что в конечном итоге, задачей саммита было объединение разных людей, «не одних единомышленников», которые не только на словах обеспокоены состоянием рок-музыки, но и готовы активно участвовать в её возрождении и дальнейшем развитии, которое, к великому сожалению, затормозилось.

 Саммит закончился. Основная масса участников отправилась на последующий мини-фестиваль. И хотя мне ужасно хотелось услышать материал новой вышневолоцкой группы «Terra 46», обстоятельства вынудили меня возвращаться домой.

Уходя, я обратил внимание, что часть людей задержалась, обмениваясь телефонами и контактами. До ушей донеслась фраза: «Всё-таки, от таких мероприятий есть определённая польза». Кажется, это был голос Попкова…



Часть пятая. Интерлюдия.

Мы сидим с Ником Рок-н-Роллом в небольшом провинциальном кафе и обсуждаем за чашкой кофе прошедший саммит.

К слову говоря, не попав на фестиваль, я мало что потерял. Позвонивший мне позже басист «Терры» Дэн рассказал, что известный тверской филон-звукооператор начисто «запорол» звук. И если полуакустическим «Резиденту» и «Хорошо!» его вполне хватило, то «электричество» звучало просто отвратительно.

Ник несколько успокоил меня, сказав, что все музыканты отыграли «просто чудесно» несмотря на звук. Хотя впечатление от саммита это сильно подпортило. А особенно в отношении к организаторам концерта – Тверскому областному продюсерскому центру.

Я рассказал Нику про ответ журналистки Кокоревой на претензии Сергея Кладухина, посланные ей по интернету. Привожу текст:
«А что до тверских "журналистов", я до сих пор в шоке... Вот что мне ответила Кокорева из КП, автор этого «творения»:
«Здравствуйте, Сергей.
С прискорбием вынуждена сообщить Вам, Сергей, что информация изложенна именно так, как она изложена. Если Вы надеялись и ожидали красивого материала, написанного поклонницей творчества Ваших подопечных, а этого не случилось, не моя вина. Содержащийся в статье материал является фактическим и достоверным, это именно то, о чЁм Вы говорили на пресс-конференции.
В случае, если у Вас возникнут ещЁ какие либо вопросы, можете обратиться к моему главному редактору Олегу Владимировичу Зинченко по телефону (4822) ХХХ-ХХ-ХХ.
С уважением, Екатерина КОКОРЕВА.»

Мы обсуждали предложение Сергея Попкова привезти в Вышний Волочёк «Адаптацию», перспективы проекта в целом, наметили новый проект в городском масштабе, о котором отдельный разговор. Но всё это к саммиту отношение уже не имело.

Хотя может иметь в будущем…

… о котором отдельный разговор…