Король Лир

Аркадий Белкин
               
               
   Судьба великого еврейского советского артиста и режиссера Соломона Михоэлса по своему трагизму несколько походила на судьбу шекспировского короля Лира. Михоэлс, особенно в последние годы жизни, в полной мере ощутил травлю и нагнетание вокруг себя зловещей атмосферы. Роль короля Лира, лучшим исполнителем которой он по праву считался, ему пришлось сыграть не только на сцене, но и своей личной жизни.
   Народный артист Советского Союза, лауреат Сталинской премии, актер с мировым именем, Соломон Михайлович Михоэлс был одним из основателей и многолетним (с 1928 года) художественным руководителем Государственного камерного еврейского театра(ГОСЕТ) в Москве. Кроме работы в театре, Михоэлс снимался в ряде кинофильмов. Из них наиболее известный – «Цирк», где он блестяще сыграл эпизодическую роль зрителя, поющего негритенку колыбельную песню на языке «идиш»(эти кадры долгое время «на всякий случай» были вырезаны и лишь спустя много лет восстановлены).
   Во время Великой отечественной войны, уже с августа 1941 года, Михоэлс возглавлял Еврейский антифашистский комитет. В разгар войны, в 1943 году Сталин решил использовать огромный международный авторитет артиста для сбора за границей средств для Красной Армии. Михоэлс был командирован на целых 7 месяцев в США, Канаду, Мексику и Великобританию. Выступая на антифашистских митингах и лично встречаясь со многими политическими деятелями, учеными, писателями, артистами, с представителями еврейских организаций этих стран, Михоэлс собрал десятки миллионов  долларов. Так, в США было собрано 16 миллионов, в Канаде и Великобритании – 15 миллионов, в Мексике – 1 миллион, в Британской Палестине – 750 тысяч долларов. На эти пожертвования было приобретена 1тысяча самолетов, 500 танков, много машин( в том числе санитарных). Кроме того, из Америки на двух пароходах было отправлено в СССР продовольствие, одежда, медицинское оборудование, медикаменты.
   Но закончилась война и в конце 1947 года у «вождя всех народов» созрел коварный план антисемитских акций. Но для этого нужно было сначала устранить Михоэлса, являвшегося неофициальным лидером советских евреев.  Непосредственным поводом для окончательного принятия  такого решения стало выступление Михоэлса в зале Политехнического музея. Одобрительно отозвавшись о речи заместителя министра иностранных дел СССР Громыко в ООН по вопросу создания государства Израиль, артист неосторожно сказал фразу насчет того, что «теперь у нас есть дорога в Эрец Исроэл». Как раз через неделю спустя он и был убит. Бывший министр госбезопасности СССР(МГБ) Абакумов(впоследствии расстрелянный по делу Берия) вскоре после смерти Сталина на следствии показал: «Сталин дал мне срочное задание быстро организовать ликвидацию  Михоэлса. Когда стало известно, что Михоэлс едет в Минск, мы доложили об этом Сталину и он дал указание именно в Минске и провести эту операцию». Дочь Сталина Светлана Аллилуева в своих мемуарах «Только один год» вспоминала, что накануне гибели Михоэлса сама слышала, как ее отец сказал кому-то по телефону: «Пусть будет  автомобильная катастрофа». В Минск Михоэлс приехал 8 января 1948 года по делам Комитета по Сталинским премиям, членом которого он являлся. Через 2 дня его пригласили в гости к кому-то из знакомых, подали машину ему к гостинице «Белорусь» и в 10 часов вечера отвезли на загородную дачу к министру МГБ Белоруссии генералу Цанава. Там его убили, в 12 часов ночи труп   вывезли на глухую и безлюдную улицу и сделали наезд грузовиком. В 7 часов утра мертвый Михоэлс был обнаружен рабочими-строителями, которые и сообщили в милицию. Убийцы из МГБ были за этот «подвиг»  щедро вознаграждены  - 5 офицеров получили высокие правительственные награды и повышены в звании(впоследствии, когда была выяснена истинная картина, они все практически отделались легким испугом. Кроме самого Цанавы – он оказался другом Берия). Чтобы придать делу криминальный характер, милиции поручили расследование  «несчастного случая». В Минск были командированы оперативные работники МВД СССР, которые через месяц после убийства Михоэлса представили секретный отчет, где было сказано, что машину, наехавшую на Михоэлса, «обнаружить не представляется возможным». Через некоторое время расследовать это убийство поручили, приличия ради, следователю по особо важным делам Прокуратуры СССР, заместителю Главного советского обвинителя на Нюренбергском процессе Льву Шейнину(он был также и известным советским писателем). Как рассказал мне когда-то  личный секретарь писателя Шейнина в 40-50-х годах, Шейнин довольно быстро обнаружил эту машину – она стояла в гараже Минского отдела МГБ. Кому-то наверху это, естественно, не понравилось – и в 1951 году его арестовали, пришивая ему роль «организатора антисоветской группы еврейских буржуазных националистов». На допросах Шейнин, как опытный криминалист и автор детективных произведений, постепенно, день за днем, выдавал всю свою обширную шпионскую агентуру, разбросанную по всему свету(кроме, конечно, СССР и стран-сателлитов). Фантазия у него была богатая – и он так продержался до самой смерти Сталина. Но в органы он уже не вернулся.
   Гроб с телом Михоэлса был доставлен поездом из Минска в Москву. На Белорусском вокзале столицы его встречала многолюдная толпа родных, друзей и просто почитателей его таланта. Были организованы пышные похороны. Гражданская панихида 16 января 1948 года проходила в его родном театре. Она продолжалась несколько часов и на ней выступали видные деятели советской культуры. От Союза писателей СССР трогательную речь произнес Александр Фадеев. У здания театра на Бронной змеилась  такая бесконечная очередь, к концу которой приходилось идти чуть ли не до Садовой. В молчаливой и печальной очереди стояли целыми семьями и даже маленькие дети не шумели и не капризничали. Официальный партийный орган газета «Правда» вышла с большим и лицемерно-прочувствованным некрологом, в котором Михоэлс был назван «активным строителем советской художественной культуры, крупным общественным деятелем, посвятившим свою жизнь служению народу». В этом некрологе однако не было ни слова о причинах смерти(просто, «умер»  - и все). Под некрологом не было подписей ни одного из высших государственных или партийных работников – только подписи председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, глав творческих союзов и известных артистов. А спустя всего несколько лет началась компания борьбы с «безродными космополитами», за ней «дело врачей-убийц». Театр Михоэлса закрыли, Еврейский антифашистский комитет распустили и членов его руководства арестовали и после пыток расстреляли. И в январе 1953 года та же «Правда» сообщала, что  «директиву США об истреблении руководящих кадров в СССР, от имени шпионско-террористической организации «Джойнт» передал врачам-убийцам известный буржуазный националист Михоэлс, долгое время носивший личину народного артиста». А спустя еще 3 месяца, уже после смерти Сталина, когда оставшихся в живых врачей выпустили на свободу и реабилитировали, а у «стукача» Лидии Тимошук отобрали орден Ленина, та же «правдивая» газета написала, что «в провокационных целях был оклеветан честный общественный деятель, народный артист СССР Михоэлс». Вот так – посмертно оклеветав Михоэлса, посмертно же его и оправдали!
   Прошли годы. Сгинули тираны и палачи. А имя Михоэлса живет до сих пор, живет в благодарной народной памяти, в памяти о его жизни и его сценическом искусстве, в творчестве его учеников и последователей. В 1989 году в стране был основан Международный культурный центр имени Соломона Михоэлса, стали выходить книги воспоминаний и исследования его творчества. О трагической судьбе Михоэлса сняты документальные фильмы «Соломон Михоэлс. Возвращение» и «Осколки убиенного театра». Во многих странах мира регулярно проводятся международные фестивали искусств имени Михоэлса, его имени названы площади и улицы. В Минске открыт мемориальный музей Михоэлса, в котором ежегодно 13 января проходят вечера памяти великого артиста и человека.