Антропология овощей

Михаил Хворостов
В разные эпохи люди были разными. По типу мышления, по своим представлениям о мире и по ряду других признаков. Каждая эпоха формировала свой нормативный образ Человека.
Люди, находились в разных отношениях к этому образу, кто-то был от него далек, кто-то считал идеалом, для кого-то он был основой Бытия, но каждый человек так или иначе с этим образом соотносился. На этом строилась иерархическая система в традиционных обществах – реально могущий воплотить в себе образ человек был наверху иерархии, а люди, считавшие этот образ лишь идеалом признавали авторитет вышестоящего.
А какой нормативный образ присущ нашему времени? Точно пока сказать трудно, но вполне определенно можно выделить тенденцию к становлению.
Нормативный образ нашей эпохи – это овощ.
Этот образ теоретичен, но свойственен почти каждому современному человеку (не только в России), в той или иной степени.
Рассмотрим образ овоща, и попытаемся выделить его отличительные признаки.
Прежде всего, овощ редко думает над серьезными вещами, а если пытается, то, как правило, ассоциативными рядами. То есть, если с ним кто-то заговорит о Нации, он вполне может в мгновение ока сконструировать следующую цепочку: Нация – национализм – угнетение – деспотизм – фашизм… а далее заурядная фантазия овоща начнет рисовать и вовсе страшные картины. Или например, при слове “религия” овощ может подумать о инквизиции, угнетение, кострах и горящих человеческих телах.
Это лишь два примера, которых на самом деле великое множество, самой разной нелинейности и причудливости. В сущности, овощу не свойственны знания, лишь фрагментарные обрывки подхваченные из слухов и интернета.
Овощ обладает целым ассортиментом фобий связанных с собственной индивидуальностью. В чем угодно, что индивидуальность превосходит, он видит попытку покушения. Служение государству им рассматривается лишь как источник прибыли, а служение Народу и Богу, вовсе чем-то   непонятным, глупым, а иногда и смешным.
Овощ часто смеется, выискивая к тому малейший повод или даже отсутствие такового.
Овощ пассивен подобно своему огородному эквиваленту. Прежде чем заняться какой-либо деятельность он должен быть убежден, что получит от этого реальную выгоду. Если таковой все же не обнаруживается, то он впадает в уныние и не единожды вслух и про себя, повторяет – “И зачем я это делал!”
В основе овощной экзистенции лежит потребление. В случае если в какой-то отрезок времени оно было затруднено и не осуществлялось с должной интенсивностью, овощ вновь унывает и рассматривает это время как потерянное.
У овоща незавидная судьба, что впрочем, его мало волнует. Ведь у него только две перспективы – оказаться на кухне или сгнить на огороде.
Вот так кратко выглядит образ современного человека, которого утверждает современное, либеральное общество. Конечно, рассмотренные выше признаки относятся к абстрактному человеку, и в реальном человеке, в полной мере, воплощаются редко.
Но все же задумайтесь… насколько Вы сами являйтесь овощем?
У Франца Кафки, в рассказе “Превращение” главный герой, в один из дней проснулся насекомым. Вы же, отнюдь не застрахованы от того, чтобы как-нибудь проснуться баклажаном или кочаном капусты. Но в таком случае Ваша участь будет еще печальнее персонажа Кафки, ведь в отличие от него, Вы даже не догадайтесь о произошедшей метаморфозе.