Одинокая ли гармонь?

Кайыр Жунусов
1

«Французская песенка» неизвестного мне автора в исполнении для фортепиано была произведением, которое мы разучивали с Мариной в моей студенческой молодости, когда я захотел подучиться игре на инструменте, стоявшем в холле студенческого общежития на Ленинских горах.

Марина была моей подругой и училась на физфаке курсом позже, чем я. Случилось так, что я познакомился с ней для репетиций по математике. Конечно я был в неё влюблён по уши и души не чаял в ней, когда нас сводили вместе обстоятельства. Марина занималась художественной гимнастикой и выступала в команде МГУ на соревнованиях. У неё было музыкальное образование в классе фортепиано. Она была москвичкой, жила с мамой и бабушкой на улице «Фрунзенская набережная» в районе Лужников. Доводилось провожать её после вечерних занятий в библиотеке физфака. Бывал у неё в гостях. Однажды она накормила яичницей и я стеснительно вёл себя тогда, потому что был диковатый мальчишкой, ещё не сбросившим с себя груз привычек приобретённых в глубинке, где прошли мои первые восемнадцать лет жизни и откуда я умудрился сразу же после окончания школы попасть в Москву, чтобы учиться в МГУ.

Под руководством Марины я разучил «Французскую песенку» и мы приступили к «Лунной сонате». Пытались в четыре руки играть, но произведение для меня оказалось слишком сложным. Потеряв терпение, мы отвлеклись от совместных занятий. Я продолжал ещё некоторое время упорствовать самостоятельно, получив задание разучивать этюды Черни и гаммы, но однажды меня оборвали выговором за то, что я мешал отдыхать соседям в общежитии. Это было «выпускным зачётом» моего музыкального образования. Больше я к инструменту не прикасался, сообразив, что условия для занятий неподходящие.

2

Шли годы. Моя дочь окончила музыкальную школу в Дубне. Наше пианино на некоторое время умолкло, но появился внук и снова стали извлекаться звуки. Впечатление от игры внука побудило меня написать миниатюру «Одинокая гармонь», которое опубликовано здесь: http://www.proza.ru/2008/05/23/145
Миниатюра дополнит историю нашей семейной «музыкальной культуры».

В четвёртом классе музыкальной школы внук стал настойчиво просить ограничить учёбу пятью классами. Он стал увлекаться техникой, электроникой и другими мальчишескими занятиями, которым мешали занятия в музыкальной школе. Взрослые скорее всего не будут возражать, но сожалеют. Особенно бабушка и учительница музыки, которая считает, что мальчик имеет данные для продолжения учёбы. Дедушка, т.е. я, занимает особую позицию. Мне очень хочется попробовать совмещать все увлечения и не бросать начатое.

Чтобы быть конструктивнее и не ограничиваться выражением только своей особой позиции, необходимо проявить талант воспитателя в семье. Время для этого у меня есть и желание тоже. Я стал брать инициативу в свои руки.

3

Прошло время. Мне легко было погрузиться в увлечения внука техникой, так как имею соответствующие опыт и образование. В результате с внуком возникло взаимоотношение, которое обнаруживает достаточно времени и на занятия техникой и на занятия музыкой. Меня греет мечта, что во внуке проявится культура, к которой я сам стремился, но не достиг её глубин. В музыке я слушатель. Хочу, чтобы внук мог её исполнять.

Сегодня апофеоз переломного момента. Приготовляясь к упражнениям на пианино, я вспомнил «Французскую песенку». И, чудо! Я её исполнил на память... Заявив внуку, что инструмент проверен и ждёт его, услышал ответ: «Рано ты, дед, решил, что готово. Ещё не проверил ЭКСПЕРТ.» Эта реакция внука дала мне основание заключить, что внук стал к музыке относиться серьёзно. Зная его поведение ранее, невозможно было ждать проявления «амбиций». Эксперт теперь может мне помочь его руками сыграть то, что мне слышится в мире гармонии.