Россия разворовывается по закону?

Валерий Дмитриев
Упорядочение системы заготовки и использования металлолома
сдерживается на федеральном уровне

От работников областной прокуратуры можно услышать: "Мы вынуждены требовать отмены некоторых правовых актов области не по причине их непригодности, а в связи с несоответствием федеральным законам". Да, по всей стране активно идет «зачистка» правового пространства, и Тверская область – не исключение. Процесс, несомненно, позитивный. И все же вопросы есть. Например, насколько само федеральное законодательство соответствует реалиям жизни.
До сих пор действуют несколько сотен союзных законов, да принято более полутора тысяч новых российских – правовое поле необъятное. Да что там поле – лес законов - впору заблудиться. Но есть одна тема, которая на сегодняшний день приобрела особое значение, так как затрагивает жизненно важные интересы каждого из нас. Это сбор лома цветных и черных металлов, который на протяжении последних нескольких лет, быстро превратившись в зону криминального бизнеса, приобрел масштабы национального бедствия.
Преступная заготовка лома сопровождается разрушением производственного потенциала: портятся машины и оборудование, линии электропередач и связи, железнодорожные пути. В результате остаются без электроэнергии многие населенные пункты, животноводческие фермы, объекты социальной сферы. Нередко при этом гибнут и получают увечья люди.
Страдающее от подобного терроризма население, средства массовой информации обращают свой гнев на органы местного самоуправления, исполнительной и законодательной власти области, обвиняя их в бездействии, но оснований для этого нет.
Попытки навести порядок на рынке металлолома предпринимались и не раз. В июле прошлого года вышло постановление Губернатора области "О регулировании сбора лома цветных и черных металлов на территории Тверской области", которым приостанавливалась деятельность всех не входящих в ЗАО «Тверьвтормет» и ОАО «Тверьцветмет» организаций, занимающихся сбором и отгрузкой отходов металлов. Однако постановление противоречило федеральному законодательству и было отменено по протесту прокуратуры.
В октябре 1999 года Губернатор издает другое постановление – «О порядке заготовки, складирования, переработки, перемещения и реализации лома цветных и черных металлов на территории Тверской области», а в мае 2000 года это постановление дополняет положениями, регламентирующими перечень бытового металлолома, подлежащего приему от физических лиц, а также ужесточающими приемку и функционирование объектов по переработке лома.
Параллельно готовится новая редакция областного закона. Действующий закон Тверской области «О ломе и отходах цветных и черных металлов», принятый в 1997 году, изменялся не единожды, последние изменения внесены в июле этого года. Поэтому и возникла необходимость в подготовке нового областного закона. Инициатива исходила как от Администрации области, так и от депутатов Законодательного Собрания. От заинтересованных структур поступили многочисленные предложения по его содержанию. В них речь идет о том, чтобы запретить приемку производственного металлолома от физических лиц, оставить право его переработки только за специализированными фирмами, четко определить перечень бытового металлолома и ряд других радикальных мер. Но работа сдерживается тем, что до сих пор не принят аналогичный федеральный закон.
Законодательное Собрание по инициативе постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике на своих заседаниях неоднократно рассматривало вопросы, связанные с упорядочением рынка металлолома, только за последние три года, с момента вступления в действие закона Тверской области «О ломе и отходах цветных и черных металлов», принято 10 нормативных правовых актов по этой тематике.
Используя право законодательной инициативы, Законодательное Собрание внесло в Госдуму проект федерального закона, который позволил бы вести борьбу с расхищением и повреждением государственного и иного имущества, в том числе содержащего цветные металлы. В случае принятия закон устранил бы пробел в действующем законодательстве, когда лица, осуществляющие деятельность без лицензии или с нарушениями ее условий и причинившие ущерб, не могут быть привлечены к ответственности, а предметы незаконной деятельности не могут быть изъяты и конфискованы. Существующий изъян в законодательстве, конечно, способствует хищениям энергетического и другого оборудования и извлечению незаконного дохода за счет продажи металла.
Депутаты Законодательного Собрания предложили коллегам из Госдумы установить административную ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности без лицензии или с нарушением ее условий. Однако ответа из нижней палаты Федерального Собрания пока нет, так же, как нет и реакции депутатов Госдумы на поддержанные областными законодателями инициативы законодательных органов Нижегородской области – о проекте федерального закона «Об упорядочении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов в Российской Федерации», Волгоградской области – о проекте федерального закона «О введении государственной монополии на сбор, утилизацию и реализацию лома, отходов цветных и черных металлов и их сплавов», Калужской области – о введении запрета на прием лома цветных и черных металлов от физических лиц. Названия проектов нормативных правовых актов говорят сами за себя и показывают вектор усилий региональных законодателей по наведению порядка на рынке металлолома.
Ясно осознавая, что порядка не будет без надлежащей правовой базы, депутаты Законодательного Собрания области на заседании в июле текущего года приняли сразу два законопроекта на эту тему. Первый связан с письмом прокуратуры области о необходимости приведения действующего областного закона о металлоломе в соответствие с федеральным законодательством. Внесенные в областной закон изменения устранили противоречия федеральным законам, заодно отменили и положение об административной ответственности за нарушение закона в соответствии с утратившим силу Законом Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Восполнить возникший правовой вакуум призван принятый в первом чтении проект закона Тверской области «Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по заготовке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов», разработанный юридическим отделом аппарата Законодательного Собрания и внесенный комитетом по экономике, аграрной и промышленной политике. Поскольку на федеральном уровне вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере обращения лома металлов не урегулированы, а сфера административного права Конституцией Российской Федерации отнесена к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Федерации, в представленном законопроекте устанавливается административная ответственность в данной сфере.
Закон направлен на предупреждение хищения металлов, разукомплектования оборудования, средств сигнализации и связи, объектов энергоснабжения и транспорта. Закон компактный, состоит из 3-х разделов и 15 статей. Важнейшие положения его устанавливают состав правонарушений и порядок производства по делам заготовки и реализации лома и отходов цветных и черных металлов. Указано, что производство по данным делам будут вести административные комиссии при органах местного самоуправления. В проекте закона также содержатся нормы, устанавливающие порядок досмотра и изъятия перемещаемого лома, составления протокола, срока рассмотрения дел и исполнения постановления о наложении штрафа. Таким образом, принятый в первом чтении законопроект содержит комплекс мер, позволяющих, максимально используя правовые полномочия Законодательного Собрания, нанести чувствительный удар по преступной заготовке лома.
Однако полностью разрешить проблему на законодательном уровне области все же не удастся, так как правовые основы заготовки лома и отходов черных и цветных металлов в настоящее время в должной мере не отрегулированы на федеральном уровне. Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», под которые подпадает деятельность хозяйствующих субъектов по заготовке лома и отходов черных и цветных металлов, не привели к радикальному изменению ситуации на рынке металлолома.
Бытует мнение: мол, хорошие законы примем – и все образуется. Но чудес на свете не бывает. Мы в системном кризисе. Как ни важны правовые акты, для их реализации требуется труд людей. Но работы на всех не хватает. И законы – не цыплята, которых по осени считают, и даже не колбаса, которой чем больше, тем лучше. Скорее к ним применим принцип – лучше меньше, да лучше.
Ведь что получается – принимается закон, он тут же вступает в противоречие с другим, пока в другой вносят изменения, пора менять первый. Законы, вместо того, чтобы устанавливать, как принято сейчас говорить, «правила игры» на длительную перспективу, не поспевают за стремительно разматывающейся спиралью времени. В результате правовое пространство загромождено многочисленными путаными законодательными актами, не стыкующимися, а порой и отрицающими друг друга.
Многократные обращения субъектов Федерации в федеральные органы власти с просьбой навести порядок на рынке металлолома, остаются безответными. В то же время нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием в силу особенностей разделения полномочий между центром и регионами не могут являться основанием наведения порядка в этой сфере деятельности по следующим причинам. Если они содержат действительно радикальные меры по ужесточению контроля за этим видом предпринимательской деятельности, то немедленно опротестовываются органами прокуратуры, которые, ссылаясь на Конституцию и Гражданский кодекс Российской Федерации, относят их к исключительному ведению Российской Федерации. Если же нормативные правовые акты области следуют в русле действующего федерального законодательства, толку от их принятия немного. Куда ни кинь – всюду клин. Поэтому существует насущная необходимость в принятии федерального закона прямого действия, который бы установил правовые основы государственного регулирования оборота металлолома, включающего в себя стандартный набор средств, применяемых сегодня и в других сферах регулирования: декларирование, инспектирование, лицензирование. Работа над этим законом продолжается вот уже больше года, и есть надежда, что в сентябре он должен быть вынесен на рассмотрение депутатов Госдумы.
Самой же главной мерой должно стать квотирование экспорта металлолома. Ведь идет просто хищнический вывоз цветных металлов на Запад. Есть спрос, есть и предложение. К сожалению, в России сегодня такие законы, по которым можно полстраны вывезти и все сойдет с рук, ни с какой стороны к ловкачам не подступишься.
Мощными ограничителями практически бесконтрольного вывоза цветмета могли бы стать значительно увеличенные экспортные пошлины – это уже в компетенции Правительства Российской Федерации. Конечно, самая действенная мера - это государственная монополия на сбор металлолома. Кстати, в прошлом году постоянный комитет Законодательного Собрания по экономике, аграрной и промышленной политике рекомендовал Администрации области создать государственно-акционерную компанию в форме ОАО «Тверьвторметалл» с закреплением пакета акций в следующих пропорциях: 75 % за Администрацией области и 25 % пакета акций за ЗАО «Тверьвтормет» и ОАО «Тверьцветмет». В Администрации области решили пока повременить.
Оплату за сданные лом и отходы металлов на определенном этапе, чтобы затормозить преступный бизнес, сделать его прозрачным, можно было бы производить путем безналичного расчета. Казна от этого только выиграет, не придется тратить миллионы рублей на восстановление добра, растащенного ворами. Конечно, в законе должны содержаться формы ответственности, предусматриваться и уголовная ответственность. Именно такой федеральный, закон и откроет дверь в цивилизованный рынок цветных и черных металлов, а все основные регулирующие функции возложит на Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов России. Депутаты Законодательного Собрания делают все, что в их силах, чтобы такой закон появился быстрее, а пока его нет, принимают необходимые меры на областном законодательном уровне. Они прекрасно понимают, что самое неотложное сегодня – вырвать корни проблемы рынка цветных и черных металлов, которые являются следствием отсутствия у значительной части населения, особенно в сельской местности, средств к существованию.
Пора прекратить стенания в средствах массовой информации, заклинания отдельных политиков и хозяйственников по поводу бессилия властей справиться с этой проблемой. Не будем ломиться в открытую дверь. Выход там, где вход - в обеспечении единства правового пространства страны и верховенства федерального законодательства. Тогда и воцарится порядок в нашем общем доме.

2000