Снежная королева

Георгий Митин
     Июньское солнце, обойдя половину небосвода, перевалило на северо-запад, обременяя дачников  искать защиты от вечерней духоты.  Мои дочки, Галиперчик и Санелопа, вопросительно смотрят на меня, предлагая совершить небольшое путешествие на наше замечательное озеро. Я тоже не против. Поймав в моем взгляде согласие, они радостно выбегают за калитку и, подождав меня, поворачивают на юг по пыльной дороге, ведущей к водяной глади. Галиперчик идет рядом, забрасывая меня вопросами, а  Санелопа, по правам младшего «диктатора» то отстает, бороздя песок, чтобы обратить на себя внимание, то забегает вперед и всех перебивает. Чтобы занять обоих предлагаю  поиграть в нашу любимую игру – «Угадайку»  и  начинаю водить. Пройдя наш основной перечень вопросов  по тому, что встречается по пути, я перехожу почему-то к  абстрактному.
   – На З – начинается,  на А – кончается, снегом покрывать все предназначается,  – задаю  я вопрос и дети сразу начинают смотреть по сторонам,  пытаясь в окружающей нас природе найти ответ на мой вопрос. Галиперчик, уловив в моем взгляде улыбку, на мгновенье, уйдя в себя, улыбнувшись, воскликнула: «Зима». Я удовлетворенно киваю головой. Санелопа обиженно насупилась, не она первая, но ничего, следующий вопрос специально для нее, что у нее перед глазами и  на мой вопрос, что на В – начинается, на Н – кончается, на сосне каркать предназначается, радостно кричит: «Ворон».  Равновесие установлено. «Зима, зима, зима…», -  почему то стучит  в моей голове. Но вот мы и подошли к озеру.

     Внезапно полный штиль, установившийся на ясном небе, стал тянуть прохладой. Ох уж это северное лето так переменчиво.  Мы, не сговариваясь, едва достигнув основания  песчаной дюны,  заворачиваем назад. Интересно, еще час назад было около тридцати, а   сейчас едва натянет и двадцать. Прохлада так подгоняет нас, что обратный путь проделываем гораздо быстрее. Зима….., зима…., зима….,  – стучит у меня в голове. Но вот уже и дача.
 
     Вечерняя свежесть и быстро поднимающийся от болота туман моментом загоняют нас в дом. Мелькает мысль, что хорошо было бы подтопить. Выхожу из дома. Солнце своим козырьком уже бороздит верхушки сосен, но говорить с ним не хочется. Взяв, охапку дровишек, захожу  назад. Вот уже и огонек, вяло коснувшись острия лучинок, сначала умножился по их числу, а затем охватил их единым языком, яростно облизывая рядом лежащие поленья. Топку закрываю, в комнате сумрачно и приятно смотреть, как  огненные блики играют  через щели в топке и трещины  плиты  на стенах и потолке кухни. Дочки, приткнувшись к топчану,  толи ждут, когда разгорится печка, толи,  когда освобожусь я, толи то и другое. Но вот уже и пламя загудело, время от времени издавая ухающий рык, сопровождаемый приятным теплом,  расплывающимся от печи и нежно обволакивающим  разомлевшую компанию. Застучала крышка чайника, говорящая, что пора  готовить «Волшебный завар», предваряющий сказку ночи. Комната наполняется легким ароматом лета, замешанном на запахе душицы, смородины и чайной розы. Чай еле заметно парит из чашек, расставленных на пуфике, девочки вот-вот опустятся в дрему. Галиперчик чуть слышно произносит: «Папа, расскажи сказку про Элли». В голове всплывает старая-старая история….

     Небольшой городок быстро заполняется туманной дымкой, опускающейся в низины. Вот уже морозный туманец захватил и котловину под мостом через линию у небольшого завода. Низкое вечернее солнце  играет багрянцем поверх его молока на окнах домов, окружающих заводской дом культуры, куда я приглашен на спектакль моей школьной подружкой. Вот и зал. Занавес поднимается и по нему  проносится детский шепот: «Снежная Королева»…..
И я начинаю : « Давно это было…..

     Жил-был злой волшебник и  было у него кривое зеркало. Не любил он никого и показывал всех через это зеркало, чтобы  добрые дела  через него в злые обращались. Но не выдержало зеркало доброты людской и раскололось. Разлетелись его кусочки по белу свету и  попали в разные места, какие к оконцам прилипли, какие в душу людей попали и стали люди через эти стеклышки друг другу зло делать….

     Глазки Галиперчика и Санелопы помаленьку начали слипаться. Глядя на них, и мой голос начинает протягивать зевотой. Но не тут-то было, Санелопа, упирая веки кончиками пальцев, спрашивает: « А что дальше?»  Да, действительно, что же было дальше? В голове эпизодически возникают сцены, которые я тут же пытаюсь интерпретировать….

 …  Где-то далеко-далеко жили мальчик и девочка. Жили они в высоком домике, под самой крышей.  Окна их были рядом и соединял их большой балкон, на котором было много разных цветов. Мальчик и девочка были маленькие и  цветы для них казались большие-большие так, что  играли они с ними, как в лесу...... Сказка перемешивается  пришедшими на память сценами из спектакля, а невосполнимые места – домыслами. Вот  всплывает сцена, на которой играют мальчик и девочка.  Слышится звон разбитого стекла, вскрик мальчика от боли попавшего в него осколочка. Но вот он уже прижимается к окну, мимо которого среди снежной вьюги проплывает она – Снежная Королева. Не могу вспомнить их имени, как в сказке, и идут они у меня безымянные, только королеву я называю Элли…. Детский зритель самый  непосредственный и неподкупный и мне по протяжному гулу зала: «Снежная Королева!» понятно, что сказка захватила всех: и зрителей, и артистов. Элли вся  белооблачная с высокоподнятой головой гордо прокатывается в карете через сцену, восхищая и старого и малого…  И  уже  осколок зеркала не вызывает у мальчика боли, а он, увлеченный холодной красотой, уносится в след за ней, играя в ее ледяные игрушки….

     При воспоминании ледяных игрушек, начинаю зябко поеживаться и понимаю, что той, принесенной мной охапочки дров маловато и в доме начинает выстывать. Смотрю на дочек, кажется спят. Потихоньку, стараясь не громыхнуть,  поднимаюсь, но, не успев сделать и шагу, слышу Галиперчика: «Ты куда?»  «Сейчас дров принесу» - и тут же слышу, как что-то пробурчала и Санелопа. За порогом видно,  что туман рассеялся, а чистое небо «белой ночью» высветило только самые яркие звезды. На севере багрянцем слились сразу две зорьки, а изо рта идет пар, только усиливая  пронизывающий меня холодок. «Что-то около нуля», - думаю я и, набрав полную руку поленьев, захожу назад. Остатки домашнего тепла обнимают меня, вызывая по всему телу зябкую дрожь.  Открыв дверцу печи, вижу немного темно-бардовых, едва побивающих золу, огоньков. «Ничего, разгорится», - решаю  я, и забиваю топку до отказа. Отряхнув себя от щепок, приваливаюсь к дочкам на топчан. «А, что дальше?» - спрашивает одна из них.  «Что дальше?, ….Что дальше?….» -  эхом отдается в голове….
     На сцене возникает лесная избушка, в которой живет добрая волшебница. Бедная девочка, ищущая своего дужка, попадает к ней. Но никто ей ничего не говорит про мальчика, кроме одного старого ворона…. 
-  Это того, что был в лесу? - спрашивает  Санелопа.
- Может и тот, кто его знает, ворон живет триста лет, – дополняет Галиперчик.
А мое повествование продолжается дальше и дальше…. Элли  понравился мальчик, она показала ему все свое королевство, а чтобы он не мерз, посадила его себе под шубу. Когда мальчику что-то нравилось, королева целовала того в лоб, от чего его сердце остывало и он забывал всех, с кем был до встречи с ней. И играл он уже не с живыми цветочками, а с тонкими блестяшками льда. А бедная девочка сначала спрашивала у цветиков, которые росли в лесу, у кустиков, которые ее окружали, но никто не слышал про ее маленького дружка. И только старый ворон сказал, что у него есть очень умная невеста, может она каркнет что-нибудь нужное.  Невеста у ворона оказалась очень приятной особой и пригласила девочку в царство снов, которым управляла прекрасная принцесса с очень милым принцем. Она долго гостила у них и во сне часто видела, как мимо проносится карета, запряженная четверкой белых коней, уносящая  куда-то ее милого мальчика. Отойдя от снов, девочка решила искать его дальше, но принцесса не отпустила ее уже одну, а снарядила карету с прекрасной кабинкой, в которой она и отправилась дальше в поиск…..

     Вот загудели дрова и опять потихоньку от печки пошло тепло. Дочки помаленьку стали выползать из-под одеял, рассеивая мою иллюзию о прекращении сказки. В голове бродят мысли, когда же это было. Лет тридцать назад, когда я приехал в маленький сибирский город,  в гости к моей школьной подружке и друзьям моих родителей.  Эля занималась в драматическом кружке, куда и пригласила меня на свою премьеру…..
- А дальше, что? – в один голос всполошились мои маленькие слушательницы…

     ….Понеслась карета с маленькой девочкой, куда глаза глядят,  пока не попала в дремучий лес, где  остановили ее разбойники, во главе которых была злая старуха. Девочка была чистенькая и опрятная, так что старая разбойница хотела ее съесть, но   дочка старухи не согласилась с ней, а решила оставить пленницу себе для игр. Ночью девочка рассказала молодой разбойнице, что ищет  Элли,  которая похитила ее маленького друга. Сжалилась над ней  дочка старухи, посадила  на северного Оленя и отправила искать своего дружка. По дороге  встретила ее добрая женщина,   и показала,  где живет Снежная Королева. Самой королевы во дворце не было, так как понеслась она на своих белых конях южные страны морозить. Поэтому девочка быстро нашла своего маленького дружка. Но он  не узнал ее и играл в свои ледяшки. Заплакала от горя девочка и горячая слеза попала на кусочек ледяного зеркальца застрявшего в мальчике, оно растаяло и он кинулся в ее объятья. Возвратилась Элли, грозно посмотрела на девочку, но ничего уже не смогла сделать, так как сердечко у мальчика оттаяло….
 
     …Ярко зеленые краски весеннего леса заполнили все вокруг. Запели райские птички, прилетел знакомый ворон и спросил: «Понравилась сказка дочкам?» и, не выслушав ответа,  полетел вглубь леса.  Я по маленькой тропинке  пробирался сквозь, чащу, пока не вышел на поляну, усыпанную дивными цветами, ласково говорящими друг с другом. Но вот поляна кончилась и показалась наше озеро. Я опять вышел на дюну, но почему-то солнышко почти не грело. Я начал поеживаться и ….проснулся.
 
     В комнате опять стало выстывать. Я вышел на улицу. Солнце уже начало подниматься, заискрив в изумрудах льда всю только появившуюся зелень. В кристаллах больших и маленьких блестели листья смородины, отороченные белым кружевом ее цветов, а только что распустившийся огонек сиял в лучах солнца как «Аленький цветочек». Дополняли это ледяное царство отливающие лазуритом окружающие его ирисы. И стало томительно грустно, за пролетевшее детство с ее маленькой и недоступной Снежной королевой.