МУС. Итоги первых пяти лет работы

Храм Памяти Жертв Геноцида
Международный уголовный суд: итоги первых пяти лет работы

244-страничный доклад "Судебная история: первые пять лет работы Международного уголовного суда" анализируются достижения и недостатки с 2003 г. Этот институт создавался для того, чтобы обеспечивать уголовное преследование за геноцид, военные преступления и преступления против человечества. К настоящему времени изданы ордера на арест подозреваемых в четырех странах, хотя реально перед судом не предстал еще ни один. 
 
"Несмотря на все препятствия, Международный уголовный суд стал настоящим прорывом в деле обеспечения правосудия для жертв вопиющих нарушений, - говорит Ричард Диккер, директор программы международной юстиции в Хьюман Райтс Вотч. - Но ему еще предстоит преодолеть серьезные недостатки, чтобы эффект от его работы смогли почувствовать там, где совершаются самые тяжкие преступления". 
 
Хьюман Райтс Вотч отмечает такие моменты, как прогресс в расследованиях, эффективные программы защиты свидетелей, а также шаги по обеспечению прав подсудимых и по внедрению сложной системы участия в процессе потерпевших. 
 
При этом международная правозащитная организация указывает и на ошибки, допущенные в процессе формирования этого уникального судебного института. Недавно судебная палата приостановила процесс по делу Томаса Лубанги - полевого командира из Конго, обвиняемого в вербовке, рекрутировании и использовании детей-солдат, - из-за того, что прокурор не смог представить суду сведения, которые могли бы служить оправданием обвиняемого. Другими проблемами являются недостаточная открытость суда и неоднозначность некоторых аспектов следственной политики прокурора. 
 
В ходе непосредственной работы Хьюман Райтс Вотч с жертвами нарушений в Демократической Республике Конго, на севере Уганды и на востоке Чада нам удалось получить представление об отношении к суду и ожиданиях среди тех групп, которые подвергаются нарушениям. Так, в Конго люди обоснованно выражают недовольство тем, как отбираются дела прокурором. 
 
"Обращаясь вперед, мы рассчитываем, что аппарат суда извлечет уроки из первого небыстрого этапа и улучшит взаимодействие с группами, в наибольшей степени затронутыми теми преступлениями, которые находятся в его юрисдикции, - говорит Р.Диккер. - В конце концов, именно ради их защиты суд и создавался". 
 
17 июля 2008 г. исполняется 10 лет с того дня, когда дипломатической конференцией полномочных представителей в Риме был принят Статут Международного уголовного суда с местоположением в Гааге. Хьюман Райтс Вотч подчеркивает, что международное сообщество должно оказывать этому институту всю необходимую дипломатическую поддержку, включая исполнение ордеров на арест. Государства - участники Римского статута также должны продолжить финансирование суда. 
 
"Десять лет назад 120 государств пообещали, что жертвы вопиющих зверств смогут добиться правосудия в первом за всю историю глобальном уголовном суде, - говорит Р.Диккер. - Теперь участникам договора и ООН предстоит собственным весом подкрепить авторитет суда, чтобы он смог справиться со стоящими перед ним задачами". 
 
* * * 
 
Прокурором МУС начаты расследования по Демократической Республике Конго, северной Уганде, суданской провинции Дарфур, и Центрально-Африканской Республике. В рамках этих расследований выдано 12 ордеров на арест. 
 
К настоящему времени из этих 12 обвиняемых четверо арестованы и находятся в распоряжении МУС в Гааге, в том числе бывший вице-президент ДРК Жан-Пьер Бемба. 
 
Первый процесс - по делу Томаса Лубанги - должен был начаться в июне 2008 г., но пока отложен на неопределенный срок из-за неспособности прокурора представить суду оправдывающую информацию: судебная палата посчитала, что в результате обвиняемому не будет обеспечен справедливый суд.