О киевских критиках

Таня Белова
31 января 2010 года.  «Золушка» в киевском Кукольном театре. Если меня спросят: «Есть ли в Киеве театральные критики?», я отвечу, что нет! При всей массе прославленных, заслуженных, маститых, увешанных регалиями, титулами и званиями, -  настоящих критиков – нет…
Смотрю сказку для детей. То, что должно быть сделано безукоризненно, если вообще должно быть сделано, т.к. по мнению театроведов, кукольный театр никогда не предназначался для детей. Только для взрослых! Но, раз уж взялся воспитывать наше будущее поколение, то продукт, приготовленный им, должен быть безукоризненным.
С режиссурой в киевском Кукольном всегда что-то не то. То «Карлик-нос» - пропойца с ножом, мчащийся за принцессой, то «Королева дорог» с убогим, пугающим оформлением… И вот вроде всё пристойно, режиссёр не стал усердствовать и скопировал всем известный фильм «Золушка» с Раневской – мачехой,  и даже голос похожий подобрал… Но вот мы видим, как король легонько подталкивает оробевшего сына к красавице, а сын резким взмахом бедра отбрасывает заботливого папашу за сцену. В зале раздаётся смех, и тут же рядом сидящий мальчишка лет четырёх, ударом по печени сообщает своему предку о том, что театральную науку поведения с отцами, он освоил превосходно! Локтем, кулаком, мочи его, родимого, пусть все вокруг смеются!
Да, настоящих критиков в Киеве – нет… Ибо, будь они, после премьеры они сообщили бы театру о такой непростительной ошибке в режиссуре, а на следующем спектакле проверили: исправлена ли оплошность? И если нет, то разгромная статья должна была бы быть напечатанной в самой уважаемой газете…
Но, и газет, печатающих правду о театре, и не требующих за это денег, как за рекламу, - тоже почти нет. Пресса перестала быть помощником своим гражданам. Она теперь зарабатывает, а не воспитывает.
Сколько спектаклей прошло после премьеры? Сколько детей посмотрело и научилось себя вести таким образом? Это можно подсчитать по бухгалтерским отчётам.  Конечно же, не  все дети восприняли поведение принца как образец для подражания. Но, даже пусть это был только один этот, сидящий рядом со мной мальчик, разве его судьба безразлична нам всем? Разве есть гарантия, что его поступки по отношению к своим близким не перекинутся на всех нас? Не захочет он так же посмеяться над старухой, которую столкнёт в лужу? Не окажется ли эта старуха вашей матерью?
Театр – штука очень сложная. Поэтому увидеть себя со стороны ему должны помогать критики. Но, где ж им взяться в городе, в котором каждый второй считает себя критиком?