Предок...

Лариса Даренская
Папа ездил на обход на коне. Верхом. Сам себе сшил брюки-галифе, на внутренней стороне пришил кожу…
А мы с Юркой всегда спорили, кто коня к реке напоить поведёт. А потом вдвоём садились верхом, без седла, так просто, и ехали к реке.
Конь подходил к воде, наклонял голову, и мы так и скатывались со спины прямо в речку…
(Из воспоминаний мамы.)

*


9.04.94.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я вижу вас, мои потомки. Где-то там, далеко от меня… Но вы есть. Я всё сделала для того, чтобы вы были. Две дочки… И дочка дочки… И…
Вы – есть. И «Я» – с вами.
Ведь я – это не только кошмарные 78 кг, которые повергают меня в уныние шкалой напольных весов…
Что делать? На старости лет (хотя 47-48, вероятно, ещё пока – «кокетливая старость») приходится ограничивать себя, в основном, хлебом – такова сейчас жизнь – и мечтать об изысканной диете… Увы.
 Несомненно, сказывается и конституционная предрасположенность к соответствующим габаритам, потому как по улицам ходят не только тяжеловесы… Правда, мама моя тоже отощала… Но ведь курит-то, как сапожник! А питается (ах-ах!) – только кофе с сыром! А я не курю принципиально, предпочитаю чай и… Да что там говорить!..
Вот такая я сейчас, мои потомки. Но не только такая. Это моё «я» изменяется в зависимости от погоды и настроения, питания и политики…
Но всё уходит. Уйду и я вместе со своим «я»… Уйду, как моя бабушка, прабабушка… Как уходили все. Уйду, и всё-таки – останусь, потому что в моей руке – ручка, эта волшебная палочка, которая приведёт меня к вам, к моим потомкам…

ПРЕДКИ

Все мы раньше или позже становимся перед вопросом: «Что определит смысл моего существования?» Должен же человек что-то после себя оставить! Многие ответы приходят естественным путём. Ведь высший ум, вернее мудрость – это природа, естество. Построив мир по гениальным законам гармонии, природа отвечает на вопрос: Жизнь – это воспроизводство.
Назначение человека на Земле – продолжение рода человеческого. Поэтому у меня есть предки и потомки.
Но ещё одна мечта про… Хотела написать «прошагала» со мной по жизни. Но нет. Это не были шаги. Это было тихое безропотное наличие даже не мечты, а тайного намерения – «написать»! Написать не письмо, не стих, не поэму и не повесть. Написать что-то большое, мудрое, интересное… И я не просто ожидала, когда это «нечто» придёт ко мне, возьмёт меня за руку и посадит возле чистого листа бумаги.
Я наполняла ящики моего шкафа документами и фотографиями, я наполняла полочки моей черепной коробки синтезом и анализом будней, а блокноты и общие тетрадки – записками и стихами…
А теперь я выдвигаю из шкафа несколько ящиков.
Предки мои, где вы?..



Итак, жили-были в Х1Х в. Пётр Андреич Васильев и супруга его Марфа. И было у них, как водилось в те времена, ни много, ни мало – семеро детей. И имена у детей были, тоже, как принято, - незамысловатые: Афанасий, Пётр, Анна, Иван, Михаил, Татьяна и Андрей.
Так вот именно Петру и суждено было стать моим дедушкой.
У меня в руках – бережно хранимые, пожелтевшие документы тех далёких времён: автобиография, справки, удостоверения, листки по учёту кадров, свидетельство фельдшера…
Пожалуй, перепишу их дословно.









АВТОБИОГРАФИЯ.

Васильев Пётр Петрович родился 8 сентября 1896 года в г.Тбилиси.
Отец мой работал слесарем депо Тбилиси Закавказской Ж.Д.
В 1900г. был переведён в г.Александрополь, работал машинистом водокачки.
(Вставку делаю из другого экземпляра документа. Пожалуй, дальше я их буду комбинировать без комментариев. Второй экземпляр напечатан на машинке и кажется более лаконичным. Под ним стоит дата 4/02.47 г.)
С 8-ми лет меня отдали в школу с з-классным обучением, закончил в 1910г.
В 1911г. поступил в Тбилисскую фельдшерскую школу, которую окончил в 1914г.
(Здесь вижу несоответствие, в другом экземпляре написано: Я начал учиться в городском училище, окончил в 1913г. Проверю. Вот большой, примерно 50х35см плотный пожелтевший лист):

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Предъявитель сего фельдшерский ученик Пётр Петрович Васильев.
Обучаясь в фельдшерской школе при Эриванском Военном госпитале, предметам по сокращённой программе, приложенной к приказу по Военному Ведомству 1908 года за № 486, согл. цирк. предп. Гл.В.Сан.Упр. от 6 февр. 1915г. за № 3262, на окончательном испытании 13 ноября 191… (нечитабельно – чернила полностью выцвели) года оказал следующие успехи:
• В законе Божем   -  5 (отлично)
• строении и отправлении органов и частей человеческого тела – уд.
• болезнях наружных и внутренних – удовлетв.
• учении о повязках – хорошо
• переломах и вывихах – хорошо
• общем понятии о гигиене – удовлетв.
• уходе за больными и ранеными и фельдшерских обязанностях – уд.
• подании первоначальной помощи внезапно заболевшим и мнимо умершим – удовлетв.
• учении о лекарствах, приготовлении и употреблении их – удовл.
• латынском языке – удовл.
• поведении – отлично.
По выдержании экзамена из всех этих предметов при успешных занятиях в госпитальных палатах и при (нечитаемо) поведении Пётр Петрович Васильев на основании 10п. правил, приложенных к ст.1431 прим. 2 Св.В.П. 1869г. изд. 1907г. удостоен
ЗВАНИЯ ВОЙСКОВАГО ФЕЛЬДШЕРА,
в чём выдано ему настоящее свидетельство за надлежащими подписями и приложением казённой печати.
№ 1297
Вр.и.д.Главного Врача
Надворный Советник
(подпись)

Младшие ординаторы
(7 подписей)

Управляющий аптекой
(подпись)

Оказывается,имею возможность уточнить нечитаемые в оригинале Свидетельства места. В копии, снятой с документа в 1962г., более тридцати лет назад, никаких пробелов нет.
Итак, в копии после слов фельдшерский ученик Пётр Петрович Васильев допечатано 114 запасного полка.
Возможно для вас, мои потомки, эта приписка никакого значения не имеет, но, коль уж я взялась за документы, то хочу быть точной.
Возвращаюсь к двум вариантам Автобиографии… Боже мой, уже забыла, что не уточнила остальные пробелы… Ну и склероз!..
• На окончательном испытании 13 ноября 1916 года…
• и при отличном поведении…
Ну вот, теперь – биографии.

…В 1914 году был призван в царскую армию и послан в Эриванский военный госпиталь, фельдшерскую школу, которую окончил 13 ноября 1916 года и был послан на Турецкий фронт, где прослужил до 15/12.1917г. Был демобилизован…

Опять начинаются неточности, поэтому лучше сделаю выписку из листка по учёту кадров.

13.Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учёбу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, участие в партизанских отрядах и работу по совместительству).
При заполнении данного пункта учреждения, организации и предприятия необходимо именовать так, как они назывались в своё время, военную службу записывать с указанием должности.

Это был текст бланка, перехожу к записям:

• 20.07.14 – 15.12.16. – Эриванский военный госпиталь, фельдшерский ученик, г.Эривань.
• 20.12.16. – 15.11.17. – Турецкий фронт, 66 дивизия, 244 полк.
• 1.01.18. – 15.11.18. Фельдшер, полевая аптека № 9, г.Александрополь Ар.ССР.
• 20.04.18. – 1.08.18. – Фельдшер,тихорецкий инфекционный лазарет, ст. Тихорецкая.
• 12.11.18. – 29.09.19. – фельдшер 10-го полевого запасного госпиталя, ст.Вёшенская.(Вот здесь-то и познакомился он с бабусей!)
• 1.01.20. – 15.06.27. – зав. амбулаторией Горняцкого рудника Ростовской обл. (А там 23.09.25. родилась моя мама).
• 1.07.27. – 1.02.32. -  зав. фельдшерским участком с.Зарамаг Сев.-Осет.АССР.
• 17.02.32. – 1.09.32. – зав. врач. участком, с.Кандык, Дагестан.
• 15.09.32. – 1.03.35. – зав. врач. участком с.Тагир-Кент, Дагестан.
• 19.04.35. – 10.09.39. – зав. врач. участком, с.Зарамаг, Сев.-Осет.АССР.
Из биографии: В 1935г. по болезни выехал снова в СОАССР и был назначен в Зарамагский врачебный участок зав. участком.
• 15.09.39. – 5.05.40. – Зав. амбулаторией Садонского рудника, СОАССР.
• 5.05.40. – 27.07.41. – Зав. Садонским райздравом.
• 27.07.41. – 25.12.46. – фельдшер в частях Советской Армии.

Из биографии: 26 июня 1941г. был мобилизован и назначен в 10-ый автотранспортный полк фельдшером, а с 1 января 1942г. был назначен младшим врачём того же полка. 1 октября 1942г. был переведён в 310-й МСБ 277 С.Д. начальником аптек, где работал до демобилизации из Красной Армии 25 декабря 1946г.
Хотя этот экземпляр Автобиографии написан в 1947г., т.е. на память пенять нет оснований, данные всё равно не точны. Очевидно, дедусе было просто лень описывать подробности, он никогда на любил писать и делал это только в крайних случаях. Так вот, в том же листке по учёту кадров написано о том, что в 1945г. он был в Китае. И я помню из его рассказов, что после победы его отправили на войну с Японией. Вот тогда-то он и попал в Китай. Вообще он периодически рассказывал о Китае, но я была слишком мала, чтобы что-то запомнить. Единственное, что сохранилось в памяти, это его подхихикивание по поводу китайских бань. Это были большие чаны с горячей водой, и купание происходило массово и поэтапно: в одном чане все отмокали, в следующем – дружно скатывали с себя грязь, в следующем – полоскались…

• 17.02.47 – 22.07.47. – зав. фельдшерским пунктом с. Гийче Рава-Русского р-на Львовской обл. (В Гийче, где я жила с бабусей и дедусей, я категорически приняла вертикальное положение и начала ходить не на четвереньках, а солидно, «на двуреньках»!)
• 17.09.47. – 5.05.48. – фельдшер здравпункта завода № 28, г.Львов.
• 13.05.48. – 15.02.55. – зав. фельдшерским пунктом с.Борщев, Перемышлянский р-он, Львовской обл. (Вот это уже совсем приблизительно. Я точно помню своё детство в с.Ушковичи Перемышлянского р-на, где я прожила до 5-ти лет. Там нас и до сих пор помнят. Да и я имею кое-какие воспоминания, к которым вернусь позже. А в 1951 мы переехали в с.Борщево. А где-то между этим дедуся ещё работал в сёлах Глиняны и Болотня, возможно, по совместительству.)
• 2.03.55 – 15.10.55. – фельдшер Дет.дома инвалидов № 1, г.Львов.



На этом записи о трудовой деятельности в листке по учёту кадров окончены.
Профсоюзный билет выдан 18.02.56. МК Облтубдиспансера, что не соответствует предыдущим записям
Сведения из обеих автобиографий исчерпаны.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ:

1. За боевые заслуги – 1944.
2. За оборону Сталинграда – 22.12.42.
3. За оборону Москвы – 1.05.44.
4. За Победу над Германией – 9.05.45.
5. За взятие Кеннигсберга – 2.06.45.
6. За Победу над Японией – 30.09.45.

Партвзысканий не имел, потому что в партии не состоял
В армии дослужил до звания ст.лейтенанта медицинской службы.
По документам не видно, что он работал зав.фельдшерским пунктом на шахте, под землёй. А бабуся была у него медсестрой. И время от времени вспоминала такой случай:
Дедуся любил пошутить. И вот однажды он пустил слух, что без печати о мед.осмотре шахтёров к работе не допустят. К нему в медпункт выстроилась длинная очередь, а он всем на оголённый живот ставил штамп медпункта. Так и проштамповал всех подземных работников…



Прежде, чем перейти к беллетристике, зафиксирую отдельные примечания из оставшихся справок, которые собирались, вероятно, для назначения пенсии.

• 10-ый полевой госпиталь (1919) – ст.Мальчевская.
• Шахтинско-Донецкий Окр.здравотдел (1927).
• Кандык (1932) – Табасаранского р-на ДАССР, почта Дербент. «Обязанности свои исполнял аккуратно и добросовестно, с полным знанием своего дела, освобождён от занимаемой должности по сложившимся семейным обстоятельствам».
• С з-да № 28 уволен по собственному желанию.
• 1927-1932 – фельдшер Горно-Алагирского округа, а затем зав.Заманкульским врачебным участком. Справка дана на основании показания свидетелей.
• Диагноз:
1952 – Функціонально-динамічний розлад мозгового кровообігу;
1955 – Склероз сосудов головного мозга с наклонностью сосудов к спазмам.



И последний, нет, ещё не последний… С этими документами не соскучишься. Вот у меня в руках дряхлый паспорт РФ № 562095, выданный 2-ым столом Горно-Ал.РОМс НКВД СОАССР 02.04.38г.
Графа 2 – Время и место рождения: 1896 года, с.Демешов Шахтинского р-на.
Прописка: Зарамаг, Садон, Галон СОАССР.
• Пенсионное удостоверение. Пенсия начислена с зароботка 86-90 с 29.10.56. в размере 52 руб.



В прошлом году, двадцать с лишним лет спустя после смерти дедуси, я поехала в Ушковичи, где ещё остались знакомые с тех далёких времён. И в разговоре с жителями села я с гордостью услышала пояснение о своём происхождении:
-Да это же внучка доктора Васильева, который спас нашу Стефку!..
У ребёнка была пневмония, и мать, глотая слёзы, шила для дочери похоронную сорочку. В это время появился новый «пан дохтор», который обругал мамашу и провёл курс жёсткой терапии умирающей девочке…
В следующем году исполнится 100 лет со дня рождения дедуси.
Да будет земля ему пухом!

11.09.95.