Встречи с Фиделем

Федор Головин
    В Армию мы призывались во время Карибского кризиса. Перед призывом окончили трехмесячные курсы радистов при Морском клубе в городе Магнитогорске.

    Многие из нас считали, что это прямой путь на Кубу, на помощь острову Свободы. В крайнем случае – предстоит служить четыре года на кораблях нашего флота, но мы ошиблись. Нас направили в город Свердловск, к службе приступили при штабе Уральского военного округа, одной из лучших частей данного округа был в то время батальон связи.

    На Кубу мы не попали, но две встречи с легендарным «коменданте» состоялись. Своим «ФЭДом» я сделал множество снимков Фиделя. Всю ночь напролет печатал фотографии, их разбирали, мокрыми, сразу после закрепителя, ребята сами промывали их под краном.

    «Сапожник всегда остается без сапог» – известная пословица. Так случилось и здесь: остались в моем альбоме пара невзрачных фото: 13 мая Фидель на улице Декабристов перед поворотом на улицу Луначарского и 14 мая на трибуне памятника Орджоникидзе на площади Первой пятилетки.
 
    В Интернете нашел пару выдержек о том историческом моменте:

- "Однажды в Екатеринбурге побывал Фидель Кастро. Выступая на Уралмаше, он произнес трехчасовую речь! Дело в том, что непосредственно перед митингом у Фиделя Кастро что-то случилось с ногами. Уралмашевский врач сказал, что необходимо сделать укол. «Никаких уколов!», – заявили ему. «Тогда надо выпить коньяку», – нашелся доктор. Фиделю поднесли фужер «армянского». Минут через 10 он попросил еще фужер. А затем произошло чудесное исцеление – Фидель прошел на трибуну и произнес пламенную речь. Вещал он около трех часов, но публика не расходилась и внимала ему с восторгом".

    Да! Восторгу не было предела! Невероятная толпа народа заполнила площадь, давка. Люди заполнили всю округу, крыши соседних домов, балконы, висели на сучьях деревьев.
Волновалось настоящее людское море,смявшее оцепление, в котором мы находились. В волнах этого моря трещали грудные клетки, неслись сдавленные крики, среди них отборный русский мат. Через полчаса после выступления Фиделя опустевшая площадь выглядела свалкой, по которой разбросаны женские туфли, мужские ботинки, какие-то тряпки, орденские планки, ордена и медали…

    Вокруг площади тихо стояли деревья с обломанными сучьями.

    На территории Аравайских казарм Фиделя ждал бурый медвежонок в тесной металлической клетке и мирно ел морковь.

    "Площадь Первой пятилетки. По ней ходили такие руководители Советского государства, как Куйбышев, Калинин, Кржижановский. На трибуне площади стояли летчики – первые герои Советского Союза, в трудных условиях спасавших со льдины экипаж «Челюскина». С трибуны памятника С. Орджоникидзе выступал Фидель Кастро. Здесь были Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Хо Ши Мин и Вальтер Ульбрихт".
      «Товарищи историки, теперь к этому списку добавьте и меня. Я тоже здесь был, в этом сердце Уралмаша, в чем и подписываюсь».