Электронные люди

Светлана Захарченко
- Класс, - подумала Люда, усаживаясь перед только что включенным домашним компьютером, - нет, это просто супер. За один день пройти три уровня и стать из новичка виртуозом. Так, но это на Решетории, а что в Imhonet’e? – она отыскала в Избранном активную ссылку, кликнула правой клавишей мыши и застонала от восторга: - О! Двадцать шесть комментов за какой-то час!
Ответив на десяток комментариев смайликами, Люда переключилась на ресурс «Котлеты и Мухи». С вялотекущей жизнью этого ресурса смирялась только из-за некоторой избранности, элитарности что ли, потому что туда попадали не все произведения, а только отобранные тщательно администрацией. За три года тщательной работы на нём она стала админом, то есть попала в святая святых, тоже теперь определяющая, кому попасть в «небожители», а кого и бортануть.
-Так, нужно заскочить на кухню и по-быстренькому приготовить себе перекус, - мысли Люды были все в сети, и ужинать она собиралась перед экраном. Но еще нужно было переодеться. Люда, подпрыгивая на одной ноге, снимала брюки, вглядываясь в компьютерный экран.
- Упс, солнышко ждет уже, - подумала она, увидев на форуме комментарий Лерки в ответ на её высказывание. Он тянулся к ней, всячески ухаживал и давал понять своими репликами, что не равнодушен к ней. Он тоже чувствовал, что она импонирует ему. На форуме уже все постоянные посетители знали об их отношениях и молчаливо обходили их tеte-a-tеt-ные беседы. – Так-так, что же написать? – Люда уставилась в стену перед компьютером, на которой висел портрет её родителей. Черно-белое фото бликовало за стеклом и не отвлекало от мыслей. Впрочем, она вряд ли видела то, на что был направлен взгляд. Еще секунда, и пальцы легко застучали по клавиатуре.
Люда не заметила, как пролетел вечер.
- Ой, первый час! – Она увидела всплывающее внизу экрана сообщение о ленте активности, которая высылается после полуночи, - завтра на работу.
Люда собрала грязную посуду с компьютерного стола и потащилась на кухню, где, позёвывая, намыла её наскоро.
- О, надо же было позвонить родителям, - вспомнила она. – Ладно, теперь уже завтра, то есть сегодня…
Засыпая, Люда вспоминала, что ей написал Лерка, и нежилась, представляя в будущем романтическую с ним встречу.


- Какое сегодня число? Что там намечено-то? – Люда лихорадочно искала деловой календарь, на котором отмечала назначенные встречи и мероприятия. Был в их городе молодежный центр «Инициатива», в котором она работала. И будучи человеком общественным, она общалась с большим кругом молодых людей. Что она будет делать после тридцати, Люда не задумывалась. Ей нравилась работа. – Ага, вот он, - Люда уставилась в толстенький блокнот, раскрытый почти посередине. – Так, сегодня надо пригласить активистов на слёт, обзвонить всех знакомых, вдруг кто согласится быть волонтёром. Где же брюки? Я же вчера их положила тут, - Она посмотрела на дверцу шкафа, который закрывался только, когда родители грозились придти в гости. А всё остальное время хозяйка вешала вещи не в шкаф, а на дверцу, чтобы утром не искать долго. Но сегодня ей пришлось всё сбросить на диван, потому что брюки никак не отыскивались. Они оказались на полу, и Люда открыла вторую створку шкафа в поисках чистой одежды.
- Всё, в эти же выходные буду наводить порядок, - приказала она сама себе, понимая, что от этого брюки не выгладятся, её любимая голубая блузка не выстирается, а с синего жакета не исчезнут майонезные пятна.
Кое-как отыскав более-менее подходящую юбку и блузку, Люда набросила на себя дублёнку, выскочила из квартиры, вызвала лифт и через пару минут уже нетерпеливо переминалась с ноги на ногу на автобусной остановке.
На работе она тут же загрузила компьютер, открыла почту и стала отвечать на бесчисленные письма, предвкушая, как дома наконец-то засядет за очерк о творческой молодёжи города. Но дома она успела только ответить на комментарии к своим постам и немного пообщаться с Леркой.
- Люд, - около одиннадцати вечера раздался телефонный звонок. Люда уже отвыкла от стационарного аппарата и с удивлением узнавала голос Таски. Так они дразнили Сашку Тимофеева, который везде писал свои инициалы полностью: ТАС и к тому же сепелявил.
- Таска, сто лет! Прямо из другой жизни! – Люда поперхнулась от радости.
- Не сто, а десять. Встреча выпускников через две недели. Идём в «Кивач». Ты как? – важно сообщил Тимофеев.
- А кто ещё-то пойдёт?
- Восьмерым дозвонился, шестеро будут, - и Тимофеев стал перечислять одноклассников. Люда слушала и вспоминала лица: белобрысая Лариска с кучей веснушек, Докучаев, забыла имя, вечно тихий такой, что его и не видно было, Серёжка Коренев, самый тот активист, живчик…
- Так ты пойдёшь? – Люда вдруг поняла, что Таска ждет ответа.
- Да, постараюсь. А когда?
- Сказал же: через две недели. В пятницу, в пять. Без мужей и жён, договорились?
- Ладно, - ответила Люда и, слушая гудки в трубке, соображала, что вот и мужья-жёны у одноклассников есть, дети, наверное. А она… Но тут зазвенел мэйл-агент, сообщая о новом письме, и Люда отмахнулась от неприятных мыслей.

Встречу в Киваче она чуть не пропустила. Хорошо, Таска позвонил за несколько часов и напомнил, а то бы Люда по привычке поехала с работы домой и зависла в сети.
Люда давно не была в Киваче, и рассматривала не только своих бывших одноклассников, которые радовались, словно они опять вернулись в детство, но и обстановку. Она слушала рассказы возмужавших парней и очаровательно женственных одноклассниц и удивлялась, сколько же они все успели за десять лет. Серёжка, оказывается, врач, работает в районной поликлинике, уже заведующий. Лариска модельер, питерская жительница, Таска вообще удивил, так удивил: замминистра по связям с общественностью. Даже тихоня Докучаев с гордостью показывал медаль за отцовство: пятерых мальчуганов растят с женой… А она…

Когда Люда вернулась за полночь домой, то у неё хватило сил только добраться до дивана, покидать снятую с себя одежду на кресло рядом с ним, и она тут же заснула.
Утро субботы Люда любила, потому что можно было лежать сколько угодно и думать о чем угодно. Но сегодня она проснулась со странным ощущением чего-то упущенного, и почему-то не хотелось думать об электронных письмах и их адресатах.
Люда стала разбирать вещи, потом затеяла стирку и только поздно вечером, плюхнувшись на диван, вспомнила, что не включала сегодня компьютер. Весь день она вспоминала вчерашнюю встречу, вернее, представляла себе жизнь её участников и сравнивала со своей.
- И не буду сегодня включать, - Люда сидела и слушала тишину в своей квартире. – Пол блестел, пыль на шкафах протерта. Люда представила, как там они без нее на форумах и сайтах, но впервые её не потянуло, а скорее оттолкнуло от компьютера какое-то давно забытое желание разобраться в себе. Она взяла на столе журнал, который пришел еще месяц назад, распечатала его и стала листать. Что-то беспокоило её, но она никак не могла понять причины. «Вы позвонили своим родителям?» с одной из страниц на неё уставился указательный палец.
- Точно, надо сейчас же и позвонить, - Люда пошла в коридорчик к стационару и мельком глянула на будильник: десять, нормально. Родители жили в Медвежьегорске, Люда уехала оттуда поступать в университет, да так и не вернулась домой, получив в столичном городе работу и комнату в малосемейке.
- Люда, доченька! – Мама радостно вздыхала, - а мы уже думали с отцом, не случилось ли чего: уже три недели не звонишь, и сама трубки не берешь.
- Как три недели? – Люда растерялась, - Мам, закрутилась я.
- Ну, ты у нас всегда была такой общественницей, всё на тебя сваливают, вечно вокруг тебя полно людей со своими заботами, будто у тебя своей личной жизни нет. Давай уже, внуков нам рожай.
- Мам, ладно, ладно. У вас всё в порядке? – Люда поспешила перевести тему и потом минут десять слушала мамин рассказ о здоровье отца, лекарствах, которые ему прописали, о соседях, с детьми которых Люда ходила в школу.
- Каринка приезжала, - Люда услышала, как мама вздохнула. С Кариной Люда подружилась в девятом классе и тут же стала курить с ней за углом школы, а мама ругалась и запрещала Каринке приходить к ним.
- Как она? – Люда замерла, вспоминая, когда они с Кариной виделись последний раз. Да, десять лет назад и виделись.
- Она такая дама стала. Вышла замуж за шведа, живет за границей и не работает. Приходила тебя в гости звать.
- Куда?
- Так в Швецию их. Вот она тебе телефон оставила и адрес электрический. Но я его не понимаю.
- Ма, электронный, - Люда поправила мать автоматически, - там до собачки что написано?
- Люда, тут картинок никаких нет, одни слова, и по-английски всё написано. Электронные говоришь? А разве бывают такие люди? Я тебе по почте эту карточку отправлю. А телефон сейчас продиктую.
- Ма, да не люди электронные, а адрес, - Люда рассмеялась.

В воскресенье Люда проснулась около девяти часов. Сначала она сходила на родник за водой. Месяц, наверно, не была, а то и больше. Снег вдоль тропинки проседал серой перестоялой опарой.
- Надо было сапоги одеть, - Люда спустилась по деревянным ступенькам к источнику, подставила под тонкую струйку родниковой воды горло канистры и посмотрела на свои стильные ботиночки с меховой оторочкой: уже март, пора и на весеннюю экипировку переходить. Как быстро зима пролетела. Отец шутит, что в городе зимы не знают, потому что дров не рубят. В парке, где оборудовано место возле родника, было тихо. – Спят еще люди, - Люда улыбнулась этой непривычной тишине вокруг. Потом прислушалась: в глубокой голубизне неба тенькала какая-то птица. – Как будто пилькает быстрое сообщение из контакта, - Люда усмехнулась, - ага, ещё смайлик во-о-он в том облачке угляди и прямой наводкой в Матросы, - адресовала она иронию самой себе.
- Дочка, не поможешь? – Люда вздрогнула и оглянулась: наверху лестницы стояла бабуля лет восьмидесяти с двумя пятилитровыми пластмассовыми баллонами.
- Сейчас, - Люда быстро закрутила пробку на канистре, поднялась наверх, поставила поосновательнее свою тару возле тропинки и опять спустилась к источнику, но уже с канистрами бабули.
- Дай Бог тебе жениха хорошего, - бабуля наверху причитала, - иль есть уже муж-то?
- Нет, бабушка, пока нет, а теперь вот, может, молитвами Вашими и появится, - Люда улыбалась: она соскучилась по простому общению.
- С родителями живешь, значит, красавица, - вздыхала бабуля.
- Одна я живу.
- Как одна? Одной жить негоже. Тати одиноких ищут. Надо с людьми жить.
Люда набрала баллоны и поднялась наверх.
- Вам далеко идти-то, бабушка? – спросила она у бабули, поглядывая на её хлипкую фигурку.
- Туточки я живу рядком, да ты не беспокойся за меня, я сейчас внука кликну. – Бабуля отогнула полу пальто, достала из кармана юбки мобильный и ловко нажала на одну из кнопочек.
- Юрко, сбеги к роднику, родненький, а то ить воду-то я набрать набрала, а силы дома забыла, - скоро протараторила бабуля и, попрощавшись с Людой, засеменила по тропинке.
- А где мой-то мобильный? – подумала Люда, - когда я его последний раз видела?
К бабуле подбежал молодой парнишка, аккуратно перехватил у неё баллоны и пошёл вслед за ней, гордо семенящей по осклизлой тропе.
- Кому я могу вот так позвонить, чтоб меня встретили? Надо с людьми жить, - вспомнила Люда слова бабули, - вот она с людьми живёт, а я? – Люде стало страшно, потому что она не могла вспомнить, когда она общалась с кем-нибудь не по работе. Только в сети. А нет, вот на встречу выпускников ходила, - обрадовалась Люда, но тут же виновато вздохнула: Карину даже и не вспомнила, пока мама не сказала. Лучшую-то подругу… Кто? Кто ей сейчас нужен? – Люда шла по тропинке и перебирала в памяти всех своих знакомых и приятелей, которых оказалось не так уж мало, вот только все они были виртуальными.
- Лерка! – Сердце радостно ворохнулось в груди. О нём Люда думала последние полгода. Они жили в одном городе, ходили одними и теми же улицами, видели один и тот же пейзаж Онежского берега. Лерка ждал её прихода на форум, тут же засыпал её вопросами и шуточками. – Почему он ни разу не предложил встретиться? – подумала Люда и остановилась. – Почему? Почему он не попросил её телефона? – Люда посмотрела по сторонам, словно не узнавала парк.



- Сейчас, сейчас, мои хорошие! Как же я так вас надолго оставила, - бормотала Люда, раздеваясь, пока загружался компьютер. – Так, так. Imhonet, Решетория, Котлеты и мухи, Проза.ру, журнальный форум. Ага, пять ответов на ее комментарии, шесть рекомендаций, две благодарности. Где же Лерка? А, вот он тут, на ветке «футбол». Так, «забиваем» в ворота противника! Лерка откликнулся тут же лёгкой шуткой, что футбол – не женское занятие. Люда опешила: двое суток она не выходила в сеть, а никто, даже Лерка, не заметил этого. Даже Лерка…
Люда выключила компьютер и тупо смотрела на стенку:
- Кто я для них? Просто приятная собеседница, как и они для меня. Электронные люди, - больно укололо её недавнее мамино словечко, - мы превратились в виртуальных людей. – Люде стало страшно: она была одинока в этом мире. Одна в своей комнатушке, одна на работе, одна со своими мечтами и желаниями. У неё даже подруги не было.
- Как это не было? Как раз была, - Люда вспомнила недавний телефонный разговор с матерью, - Где же я записала Каринкины координаты?
Карина ответила тут же и заорала радостно так, что у Люды заложило уши. Правда, и от сердца отлегло.
- Подруга, ну ты и пропала! – тараторила Каринка, - я к твоим каждое лето захожу, а ты и не соизволила объявиться. Давай, чтоб на это лето ничего не планировала, собирайся к нам. Я Агнару уже все уши прожужжала о тебе, - Люде стало стыдно.
- Кто такой Агнар? – спросила она.
- Муж мой, - Каринку распирало от новостей. - Скажи свою электронку, я тебе скину фотки.
- А знаешь, мама моя тут выдала, про электронный адрес… ну, про собачку, что адрес не настоящий, электрический и люди тоже электронные.
Карина рассмеялась. И Люда вспомнила этот самый лучший на свете смех, когда, казалось, будто это разрывается нитка жемчуга, и бусины прыгают и прыгают, ударяясь о стекло, и звенят и одновременно блестят на солнце…
- А собака по-шведски хунд, - сказала Каринка, успокоившись.
- Как-как? – переспросила Люда.
- Хунд-хунд, - в такт ей повторила Карина, - электронная людя.
Люда с Кариной зашлись в хохоте. Но скоро Карина услышала, что Людины всхлипы скорее напоминают плач.
- Э, подруга, ты это чего? – спросила она.
- Кариша, он меня за дурочку держит, - Люда всхлипывала, - представляешь, я полгода ждала, что он вот-вот пригласит меня на свидание. А он на День Влюбленных укатил в командировку, и вообще…
- Что вообще? Ты о ком? – Карина говорила обычным своим деловым голосом, - Давай по порядку.
- Лерка… Я с ним на одном ресурсе сетевом познакомилась и… - Люда опять разрыдалась.
- Бросил, подлец? – сочувственно спросила Карина.
- Нет, он… он… - Люда не могла объяснить свои отношения с ним.
- Не кисни, подруга! Бросай его! Пусть летит вверх тормашками со своими кармашками! У нас здесь лучшие пляжи в мире. Загоришь за лето, все пацаны твои будут. – Карина, как всегда, все проблемы решала изменением внешности.
- Да не могу я его бросить. Как я его брошу? – Люда даже улыбнулась, представив, как бросает виртуального Лерку, и он летит виртуальными тормашками… Вот только вверх или вниз?
- Чего, любовь что ли такая? Ну, ты даёшь, - завистливо присвистнула Карина.
- А, не знаю, - Люде становилось неловко от такого внимания к себе, - он электронный. Я и сама всё больше там.
- Где там-то? – Карина хмыкнула, - слушай, а у тебя есть skype?
- Да, - уныло протянула Люда.
- О, давай там поговорим. А то ты уже пол-зарплаты, небось, потратила.
Люда включила компьютер, подождала, пока он загрузится.
- Интересно, - подумала она, - как выглядит Каринка? Ой, а я-то? – Люда кинулась к зеркалу: бледная кожа, волосы отросли, и короткая еще три месяца назад стрижка напоминала копну сена. Люда взялась расчёсывать волосы, чтобы хоть немного облагородить свою внешность. - Футболка сойдет и эта… Вот глупая, - Люда заулыбалась, - я ж не на свидание иду.
- Людка, да ты классная! – Карина улыбалась во весь экран такой знакомой улыбкой-ухмылочкой, и Люде захотелось обнять подругу.
Они проговорили больше часа, и говорили бы дольше, но Люда вспомнила о том, что завтра на работу, и подруги распрощались.
Люда забралась в постель и вспоминала разговор с Кариной, пока не заснула.
На следующий день, вернувшись с работы, начала писать статью о городской молодежи. А через неделю, когда статья была напечатана, в её кабинет вошёл молодой человек и сказал:
- Здравствуй, Люда. Я Валерий. Ты куда-то пропала с форума, и мне захотелось узнать, не обидел ли я тебя чем. И тут мне попалась газета с твоей статьёй... Вот я и нашел тебя.
- Лерка? – недоверчиво произнесла Люда, - ты существуешь? Ты, правда, настоящий?
- Можешь ущипнуть меня, - улыбнулся Валерий.
-