Один летний день

Валентина Карлстрём
Хотелось ли  четырнадцатилетней Але  работать в этот  солнечный летний день? Разумеется нет. Как и вчера. Но мама хотела построить дом, свой дом, чтобы никто бы не мог её упрекать ни в чём. И стены дома уже возведены. Сегодня строители крыли крышу. А Аля целый день мыла посуду в столовой и солнце видела лишь в окно.  И когда Аля вернулась с работы, мама  отвела её в сторонку,  вложила  в её руку деньги и велела сходить в магазин, чтобы купить водки. Аля отказывалась, но мама стала упрашивать её молящим  взглядом и Аля смирилась. В магазине работала мамина младшая сестра. Да и какой это магазин. Вагон, приспособленный под товары. Продавщица повесив бумажку с текстом,  «вернусь скоро»,  ещё не пришла и ждущие группками стояли в ожидании.

Аля смущалась под взглядом мальчика. Его звали Володя. Его огромные карие глаза смотрели на Алю внимательно. Он учился в седьмом и перешёл в восьмой, а она в девятый класс. Его брат учился в её классе. А смущалась  Аля от того, что одета плохо, пиджак двоюродного брата, старые его же брюки. И  платок  белый на голове. А тут ещё какой-то толстяк подошёл близко к ней и  без видимой причины  стал рядом. Володя удивленно и неотрывно смотрел на Алю. Стыдно и за себя и за соседство толстого мужчины и Аля отошла на несколько шагов. И мужчина отошёл за ней. 

Подошла одна знакомая к группе женщин, кивнула Але. Зоя работала в столовой, где и  Аля  мыла посуду, чтобы заработать себе к школе на одежду и обувь. И Зоя относилась к ней уважительно. Сама она стояла на раздаче. Да и посуду подносила ей она же. А вот и тётя, она же продавщица подошла с угрюмым лицом, молча поднялась по ступенькам, вставила ключ в огромный навесной замок, повернула его, сбросила  огромную металлическую петлю, открыла  дверь. Все ринулись в магазин. Аля не спешила, она хотела, чтобы Володя видел, что этот толстый дядя не с ней и осталась одна. Но только она вошла  и встала в очередь последняя, как на неё тотчас навалился  толстяк и  засопел ей в затылок.. Аля отпихивалась плечом. Вот уже и Зоя купила, и вышла. Уф, толстяк исчез. Стало легче дышать.  На душе было гадко от прикосновения сопящего  мужчины. И хотя его уже не было рядом, ощущение гадливости осталось. В душе она ругала маму за то, что та послала её за водкой. Купила водку. Тётя вообще мало говорила, а тут, на работе и вовсе, вряд ли заметила, что  племянница купила, уже брала деньги у вновь подошедшей. 

Аля пошла закоулками, дабы не встретить кого ни будь из знакомых.. Неведомый страх овладевал её душой. Озираясь, она перелезла в заборную щель и пошла быстрым шагом по широкой проезжей  дороге. Вечер. Безлюдно. Но ещё видно далеко. И когда она уже немного успокоилась и уверилась в своей безопасности, то услышала знакомое сопение и тяжёлые шаги за спиной. Она быстро оглянулась и о ужас. Толстяк почти бежал к ней. Аля ускоряя шаг, смотрела по сторонам. Ей нужны были люди. Сопящий тоже ускорил шаг. Аля была одна и лишь справа,  в конце переулка увидела одноклассницу. Что расскажет  она в школе? Аля резко остановилась. Она понимала, что должна что-то предпринять. Толстяк   затих мгновенно. Аля измерила его злым взглядом и ждала молча. А он сказал «Хоть ты и в штанах, а я спустил».  Аля  не ожидая от себя такой резкости вдруг сказала громко, отчетливо « Пошёл ты  на х...» А он «Да не такая уж ты и красавица» Аля пошла быстрым шагом, ловя каждый шорох за спиной. Но толстяк стоял как столб. Одноклассница  завернула за угол дома.  Аля одна. А дальше степь. Новостройки и на окраине их дом. Но Аля уже не боялась. Она поняла, что в ней есть сила духа.  Мама не заметила изменений в своей дочери. Но заметила  восемнадцатилетняя соседка. Она уже была замужем и имела ребёнка. «Аля, зайди на минутку»

Аля зашла, а Валя и говорит «Что то случилось? На тебе лица нет. Ты бледная, как мел»
Аля и рассказала  о толстяке. Соседка рассмеялась и Аля успокоилась.

А на другой день на работе Зоя спросила Алю
 « А кто это был с тобой в магазине, твой родственник?»
«Нет, я его не знаю»
«Но он же с тобой стоял? Такой огромный здоровяк?»
«Он просто стоял. Я правда его не знаю»
«Он бежал за мной до самого дома. Еле от него отделалась. Говорил гадости. Пришлось отругать его матом. У меня дома муж, что подумает. А люди что скажут? Ужас. А я думала, что он твой родственник. А если бы знала, что тебе никто, так я бы его так отшила»

На том и порешили и приступили к работе. Чистые тарелки и стаканы поблескивали на солнце. А солнце серебрило воду и Алины пальцы.  Володю Аля встречала часто. Его внимательный взгляд  сопровождал её всюду. Но они не дружили. После окончания  школы он уехал поступать в институт.

А спустя  пять лет, когда Аля  уже была самой несчастной женщиной на свете, и шла в магазин,  встретила Володю. Он заканчивал горный институт и приехал к родителям. Его внимательный взгляд огромных карих глаз смутил Алю. Он взял за руку  и спросил « Скажи Аля, ты счастлива?» Але хотелось прижаться к нему, расплакаться, но она  вытянула свою ладонь из его, тряхнула головой и ответила «Да» и пошла не оглядываясь. Но в проёме двери магазина оглянулась украдкой и увидела, что Володя неотрывно смотрел на неё.

Аля и сейчас, спустя сорок лет, не может понять, почему тогда сказала, что счастлива.
Да нет, может понять. Стыдно было признать, что она несчастна. Собственно, как и сейчас, если бы её спросил он,  Володя, и посмотрел бы на неё своим понимающим взглядом, она бы ответила, «да, счастлива» и отвернула бы голову в сторону и посмотрела бы в даль, пряча слёзы. И дрогнет голос, да губы не смогут сложиться в улыбку, как было много лет назад. Но только сейчас она бы справилась со стыдом и не ушла бы гордо, а радушно пригласила бы на чашку кофе.