Вовремя смотался

Владимир Шелехов
               

     Начало смутных времён: перестройка, дефолт, безработица.  То, что связывают с устоявшимся менталитетом «совка» верно лишь отчасти. Ведь в семьях со старыми традициями  сделать необычайный шаг --- это скомкать свои отношения с домашними. Они найдут тебе оправдание, но уже этим и подчеркнут молчаливое осуждение. В этом смысле именно безработица оказалась для многих губительным обстоятельством. Поэтому когда в ответ на приглашение поработать водителем у частного коммерсанта на «Запорожце» я, не мешкая,  согласился, никто из домашних восторга не выказал, но тактично смолчали. Мне же и представить было невозможно куда меня занесло.
       Как в таких случаях бывало, хозяином  оказался парень в два раза моложе меня. Любое упоминание  эпизодов моей прошлой трудовой деятельности было просто неуместно. Договорились,  что  техобслуживание --- на совести владельца машины, что моя работа исключительно за рулём, что уволиться я могу в любой момент как только пожелаю. Ну и о деньгах тоже договорились.
       Следующий день, утро. Добирался я до «офиса» около часа. Машина стояла во дворе частного дома с прицепом,  который никак не гармонировал ни с красным цветом автомашины ни с его статью. Впрочем,  ни загруженный отчасти товаром, а больше --- разборными прилавками, весами, сидушками прицеп, ни наваленные на багажник кузова столешницы не мешали выехать через ворота, но вот штатный состав четырёх пассажиров превращал трубу, пущенную как порог у ворот, в непреодолимое для  «Запорожца» препятствие. По этой причине изначально в обычай вошла остановка у поворота во двор «офиса», будь то выезд к торговой площадке или возвращение.
        Обычно день начинался с поездки по весьма оживлённым улицам к торговой площадке, где, отстояв своё в очереди с другими машинами и, оплатив за день своё рабочее место, мы подъезжали к нему и некоторое время я оказывался свободен. Но как только всё было готово к продаже, я вместе с владельцем машины, внезапно утратившему права по пивной провинности, а иногда и с хозяином, пускался в разъезды по оптовым базам. Вся идея работы сводилась к приобретению мелким оптом различных консервов, чая, парфюмерии и т.п. с последующей продажей их уже в розницу. Участие в таком деле уже через неделю пробудило во мне желание улизнуть. Ко всему машина стала странно поскрипывать, а тормоза утратили былую надёжность. И совершенно естественно, что день «икс» наступил в свой черёд. Утром на довольно крутеньком участке потребовалось резко остановиться в ряду других машин под светофором. Как всегда нагруженный сверх меры и просевший «Запорожец» проехал на пять сантиметров больше, чем ему следовало бы. Лёгкий толчок о блестящий бампер «Волги», и вот уже лобная часть кузова оказалась изогнута в другую сторону, т.е. --- внутрь багажника. Водитель «Волги», глянув, только плюнул нам на капот. На том мы и разъехались. Но настроение оказалось испорчено на весь день. Поэтому, когда сворачивая вечером свои дела, ребята загрузили как обычно багажник на крыше, но в прицеп свалили какие то дополнительные ящики, а в машину втиснулись уже пятеро, я решил, что называется «завязать». Как ни осторожно  мы двигались сквозь толчею улиц,  при выезде на виадук совсем недалеко от «офиса» пришлось остановиться и гнать всех вон из машины. Вспыхнула электропроводка протянутая из моторного отделения под задним сиденьем к приборному щитку --- весёлые тушки, видите ли, задницами изоляцию передавили. Конечно, провод разместили неправильно, но похоже, что я один знал как близко пламя гуляло от  мастики на бензобаке. Едкая вонь в салоне сопровождала нас оставшуюся дорогу, причём и скрип в передней части вдруг резко усилился. Так что, остановив машину у свёртка во двор «офиса», высадив пассажиров, я испытал глубочайшее чувство облегчения. А пока вся честная компания с разговорами удалилась, уместно было разобраться с природой скрипов. До разборок с торсионами дело не дошло. Всё оказалось проще и страшней. Дело в том, что у «Запорожцев» передний мост крепится к торцевому участку сварного днища. Оказалось, что весь этот торцевой участок к моменту осмотра был практически полностью выломан, и только каким то чудом держался на самых верхних точках оставшегося шва. Случилось это не вдруг, поскольку вследствии непрестанных подвижек и трения вся область разрушения блестела где металлом, а где и вскрывшейся заводской чистой краской. Это и послужило «последней каплей». Расчёта я потребовал немедленного, и ведь получил как и договаривались. Добавили мне и какие то «комиссионные». Естественно, когда договорённости были соблюдены, уже бывший хозяин попросил объяснений. Дать их после событий прошедшего дня труда не составляло. Ещё несколько минут ушло на восстановление с помощью домкрата лицевой части кузова, и мы расстались.
         Прошло около года, когда случайно встретившись с ним, я узнал, что уже в тот же вечер «Запорожец» не прошёл, оставшиеся до стоянки во дворе, десять метров. Прямо в воротах, подскочив на «порожке» он развалился.