Город спящих. Пробуждение

Алла Мартиросян
Первую часть можно не читать:  http://www.proza.ru/2009/04/16/954, но если прочтёте, нижеописанные события станут понятнее.



       Настя бежала к свалке, оставляя за собой потоки слёз. Тёплое ласковое солнце освещало человеческий мусор и всякий хлам, выброшенный за ненужностью, приобретал очертание сказочного интерьера. Здесь Насте было спокойно, уютно. Она не заметила, как перестала плакать. К тому же она увидела, что к ней идёт Вася Дренявый. Следом за Васей шёл старец.
 
       - Ух-ты! – восхитилась Настя, - Он настоящий!
       Старец был двухметрового роста, плечистый и безбородый. Ни на что определённо он не смотрел, но создавалось впечатление, что он с кем-то о чём-то договаривается. Не успела Настя подумать куда бы ей присесть, как солнце жгучими лучами осушило землю от её слёз. Земля стала сухой, нежной и чистой.
Настя растянулась на земле и стала размышлять о времени.
 
       - Итак, есть время линейное и время относительное. Жизнь - это отрезок времени. Попробую представить время как точку на отрезке жизни. Или просто как точку! Такая маленькая реальная точечка в бесконечном пространстве. Стоп, - осенило Настю, - маленькая реальная точка времени в бесконечном пространстве, не отделена от него, а сама является его частью. Можно взять отрезок на бесконечной линии времени. Линия времени бесконечна, а отрезок на ней имеет начало и конец. И этот отрезок можно делить до бесконечности!
 
       Настя пришла в восторг от своего открытия. Она вскочила с земли, хотела бежать навстречу Васе и старцу, но не побежала.
       - Отрезок времени на линии бесконечности это расстояние от меня до Васи. При той скорости, с которой он ко мне приближается, ему понадобится пять минут, чтобы протянуть руку и дружески хлопнуть меня по плечу. Отрезок времени между мной и Васей равен пяти минутам. Но эти пять минут можно делить на бесконечное число отрезков!
       Она буквально плюхнулась на землю:
       - Так он до меня никогда не дойдёт!

       Настя разревелась и через мгновение она тонула в собственных слезах. Солнце скрылось, поднялся ветер, начался шторм. Сопротивляясь непогоде, Настя забыла о Васе и старце. Вокруг неё бушевал океан. Борьба за жизнь продолжалась и продолжалась! Настя теряла силы! Теряла желание сопротивляться стихии! Наконец, обессиленная….
*     *      *

       Увидев тень, Вася обернулся, тут же, непонятно откуда взявшаяся волна швырнула его прямо к ногам старца.
       Отважный, видавший виды, шестиклассник Вася Дренявый был повергнут в панический ужас:
       - Там, Настя!
       Старец едва успел схватить Васю за ворот.
       - Пусти меня, старик трухлявый, там Настя, она утонет!

       Старец держал Васю над землей и улыбался! Вася пинался, брыкался, изворачивался, крыл старца не школьным матом. Старец стоял на месте, держал Васю над землёй и улыбался. Вася продолжал попытки освободиться от старца, он не надеялся спасти Настю, но он должен был прыгнуть в бушующие волны, он должен был это сделать, должен….
       - Там, Настя… - кричал Вася.
       Наконец, обессиленный…
 
       - Ничего с твоей Настей не случится. Концентрация солей в слезах делает океан мёртвым и безопасным. К тому же, слёзы обладают дезинфицирующим свойством, ослабляют эмоциональное давление, выводят из организма токсичные вещества, благоприятно влияют на физиологическое и психическое здоровье плачущего.  Настя твоя от «купания» посвежеет и похорошеет. У меня к вам, обоим, другой вопрос: почему школу прогуливаете?

       Старец опустил Васю на землю и ждал ответа. Вася съёжился.
       - Так… это… - Вася растягивал слова, не зная, что сказать старцу.
       - Знаю, у Насти убили папу, тебя машина переехала. Это не повод прогуливать школу.
       Вася обалдел, но сообразил быстро:
       - Я ж мёртвый, а в школу только живые дети ходят.
       - И ты залез под грузовик, чтобы иметь уважительную причину не посещать школу?

       Вася закусил губу, опустил голову. Старец ждал ответа. Отвечать надо было, и отвечать по существу, враньё здесь не проходило. Надо по правде. Старца не обманешь. А как сказать правду? У неё и слов-то нет. Правда есть, а слов у неё нет! Вася усмехнулся, он врал самому себе. У правды есть слова, просто люди боятся их говорить! 

       Он встал, выпрямился, смотря прямо в глаза старцу, чётко ответил:
       - Я не хочу жить с родителями. А если имеешь родителей, в детдом не берут.
       - И ты опять рождаешься в этой семье у этих родителей?
       Вася по-взрослому вздохнул:
       - Я думал об этом, но я не знаю что делать? Не знаю! Я главная фишка родителей. Они без меня не могут. У меня все самое новое и лучшее, но не, потому что мне это надо. Они даже не задумываются о том, что надо мне. Я единственный их ребенок. Мама не может родить другого. Я умираю каждый раз! Надо, чтобы они увидели меня. Увидели друг друга. Перестали лгать! Но моя смерть ничего не меняет. Они до конца своих долбаных жизней изображают скорбь по мне. Никакой разницы между мной живым и мной мёртвым для них не существует. Я им нужен как гарантия скрепления. Они изображают страдание по преждевременно ушедшему единственному сыну. Все в восторге от любви и взаимности мамы и папы. А никакой любви и взаимности у них нет. Они давно чужие, давно не нужны друг другу. Но пока у них есть я - умный, прилежный, любимый, они легко дурачат и себя и окружающих. Я пустой чурбан, вымытый, отглаженный, по последней моде постриженный и одетый. «Посмотрите на наше будущее! Мы спокойны за свою честь и старость!». Они вместе, потому что…. Потому что… Так не должно быть! Не должно! – Васино дыхание участилось, руки сжались в кулачки. Вася упал ничком на траву и разрыдался.

       Старец подошел к океану Настиных слёз, он стоял и смотрел на горизонт. Вася катался по траве, поджимал колени, утирая ими сопли, стучал кулаками по земле, и рыдал, рыдал, рыдал…

       Отрыдав, Вася встал, подтянул штаны, подошёл к океанской воде, чтобы умыться. Умылся.
       - Одни слёзы смыл другими слезами, - с грустной иронией пошутил Вася.

       - А почему бы тебе вместо автокатастрофы не насрать посередине квартиры за три минуты до прихода гостей? Или выстричь клочки волос. На худой конец, обложить матом сослуживца папы? – спросил старец.
       У Васи нижняя губа так и оттянулась.
       - У меня были все эти идеи, и еще засунуть жвачки в туфли гостей и разное другое…
       - Тем не менее, до сегодняшнего дня ты предпочитаешь грузовик?

       Вася молчал. Долго молчал. Потом спокойно и как-то по-взрослому сказал:
       - Ты прав, старец, я такой же лгун, как и они. Я до сих пор не насрал посередине квартиры, потому что тогда придётся самому отвечать за своё говно. 

       Тем временем, океан стал быстро отступать.
       - Настя перестала плакать, - констатировал старец.
       Настя сидела на том же месте, где несколько минут назад неудачно попыталась осмыслить понятие времени. Для неё было странно оказаться вновь у свалки на сухой и теплой земле, словно не было шторма, равнодушных огромных волн, грозящих затянуть её в пучину. Тело ныло от усталости, а на душе у Насти было непонятно спокойно. Почему непонятно? Кто знает, почему непонятно собственное спокойствие? У человека, даже если этот человек – ученица 6-го класса кроме потребности поесть и поспать, есть потребность объяснить!

       Вася бросился к Насте, будто не видел её целую неделю, он целовал её щеки, лоб, волосы, кончики пальцев.
       - Я думал, никогда тебя не увижу!
       Настя гладила Васины волосы, водила рукой по его лицу.
       - Настя, я так рад, что ты вернулась!

       Старец присел рядом с детьми. Он смотрел в сторону. Дети, вдоволь нарадовавшись, что снова вместе, сидели, прижавшись, друг к другу.
       - Если бы так было всегда! – вздохнула Настя. – Дяденька, ты же мудрый? Скажи, почему люди спят? Жить – это так здорово! Почему они не просыпаются?
       Старец улыбнулся Насте, но вопрос задал Васе:

       - Ты действительно думал, что никогда её не увидишь?
       Вася стушевался, будто был пойман в туалете за курением.
       - Я просто хотел потрогать Настю.
       - И причиной этому была твоя боязнь, что ты её никогда не увидишь?
       - Да нет же, - вспылил Вася, - я просто хотел потрогать Настю, а сказал так, просто…. – Вася замешкался, - просто, так все говорят.

       - Для того чтобы потрогать другого человека, надо ему сказать, что боялся больше его не увидеть?
       - Ерунда какая-то. Но получается-то именно так, - Вася выглядел озадаченным.
       - Хорошо! Поставим вопрос иначе. Кто эти все, которые так говорят?
       - Спящие! – радостно закричала Настя.

       - Все спящие тупые, - сказал Вася, - ими управляет Сон, сами по себе они не только школу взорвать не могут, обыкновенной полки в ванной комнате приклеить не способны. Вот, послушайте, что недавно случилось в нашей семье, и подобное происходит постоянно: мама купила полочку. К полочке прилагался клей. Намажь клеем стенку полочки и пришпандорь куда хочешь. Сначала мама обзвонила всех подруг, чтобы рассказать о покупке, у всех спросила совета, как ей теперь попросить папу установить полку, с какой тактикой к нему подойти, чтобы не произошёл семейный скандал. Папа у нас такой всегда занятой-занятой, а полка дело ответственное, не на один день устанавливается. Я ей говорю: «Мам, какие проблемы? Покажи место, я сам приклею». Она ответила, что, конечно, она не против, чтобы полочку я приклеил, но вдруг папа обидится. Прежде, чем попросить папу приклеить полочку, она долго говорила, о том, что ей некуда поставить свои туалетные принадлежности, что существующая полочка в ванной комнате мала, она испытывает массу неудобств и так далее, и так далее. Папа постоянно настораживался и спрашивал, на что она намекает, и не могла бы она прямо сказать, чем её не устраивает их совместная жизнь. В конце концов, мама сказала папе о полочке. Папа, вместо того, чтобы просто намазать клей на стенку полочки, весь вечер говорил о его поруганном мужском достоинстве, о том, что с его мнением совершенно не хотят считаться, держат его за дурака и так далее, и так далее. В конце концов, он намазал-таки стенку полочки, и уже поднес полочку к стене, но мама завопила как резанная: «Это высоко, мне будет трудно ею пользоваться». Папа обвинил маму в привередливости, мама обвинила папу в невнимании к ней. Клей на стенке полочки засох. Потом у них начались разборки по поводу денег, выброшенных на ветер, и так далее, и так далее. А делов-то всего, намажь клей и пришпандорь куда хочешь. Она и сама могла это сделать.

       - Могла! Но не сделала! – Настю рассмешил рассказ Васи, - Вася, полочка тут ни при чём. Твоим родителям приснился дурацкий сон! Спящие живут так, как им снится. Они в этом не виноваты. Ты тоже спишь, ночью. Ты же не знаешь, как себя ведёшь, когда спишь?
 
       - Правильно, Настя, - сказал старец, - первым делом, ребятки, научитесь уважать сон Спящего.

       - А еще чему надо научиться? – спросили дети.
       - Милые мои, вы едва проснулись. Вы знаете, что спали, но пока еще не рассмотрели реального мира. Рассветное время подобно сумеркам. Сколько бы вы не оставались в полусонном состоянии, день, неизменно настанет, и глаза придётся открыть. Мир прекрасен! Поверьте! Каким бы парадоксальным не казалось вам моё утверждение, мир прекрасен! Не вдумывайтесь в мои слова. Просто запомните, придёт время, вы увидите, что МИР ПРЕКРАСЕН!

       - И каким же образом это говно, то есть МИР начнёт благоухать? – спросил Вася.
       Старец загадочно улыбался и сказал:
       - А вот, дорогой Василий Дренявый, как только собственное говно высрешь, так в тот же момент мир и заблагоухает.

       - Приду домой обосру всю квартиру.
       - Вася, ты с ума сошёл, ты последствия себе представляешь? – ужаснулась Настя Васиному плану.
       - Очень плохо! Настя, какая разница, что будет! Может, они проснутся от вони. Ничего не меняется. Теперь я буду жить! И срать…. А под грузовик всегда можно успеть.

       - А я не хочу домой, - сказала Настя, - я уже пыталась жить….
Все трое молчали. Долго молчали. Дети прижались к старцу, они не заметили, как уснули. Наступал вечер. Старец достал из своей «котомки» свитер, устроил что-то вроде постели, осторожно уложил ребят. Потом разжег небольшой костер, ночи не очень холодные, но с костром уютнее. Сам устроился в нескольких метрах от ребят, прислонившись к стволу дерева.

На следующий день.

       - Вы можете объяснить мне, что такое время? – спросила Настя у старца.
       - Понятия не имею, - ответил старец.
       - Жаль! Мне очень надо знать, что такое время? Неужели вы никогда не задумывались о времени?
       - Почему же, задумывался, написал о времени несколько книг, защитил несколько диссертаций, и даже докторскую. Но к реальному времени все мои  труды не имеют никакого отношения. Время бесполезно объяснять, с ним надо слиться. Довериться времени.

       - Как это? – удивилась Настя.
       - Попробуем разобраться. Что ты делаешь, для того, чтобы понять, что такое время?
       - Размышляю о нём, пытаюсь его объяснить, представляю время в виде чего-нибудь, линии, монетки, точки.

       - Прекрасно! Это замечательные упражнения для ума. Постарайся их выполнять как можно чаще. А теперь скажи мне, допустим, ты объяснила себе, что такое время. Каким образом ты поймёшь, что твоё объяснение правильное?

       - Мне один дядя рассказывал. Он был на войне, и ему пришлось снимать с люстры повешенного грудного ребёнка. Он очень страдал. Я попыталась ему объяснить, что это всего лишь сон. Он разозлился, и сильно меня побил. Я потом долго на себя сердилась.

       - Почему ты сердилась на себя, а не на него?
       - Мне его жаль. У меня не получилось объяснить ему, что это всего лишь его сон. Время самое главное в жизни! Я думаю, все человеческие беды из-за времени. Время идёт, а люди остаются на месте. Люди продолжают спать. Они всё видят искажённо. Они вообще ничего не видят! Если я смогу объяснить время, думаю, тогда я смогу убедить маму и папу, в том, что они спят. Они поймут, проснутся, и я смогу счастливо с ними жить. Я люблю их. Я люблю и маму и папу! Мне очень надо понять, что такое время?

       - Тебе надо понять или объяснить время?
       - Ой, а разве это не одно и то же? – Настя чуть-чуть подумала, и сообразила, - как я сразу не догадалась. У одного и того же явления не могут быть одинаковые слова. Я пытаюсь объяснить время, чтобы его понять! Правильно?

       - Как только ты поймёшь, что такое время, тебе не нужны будут объяснения? Так?
       Настя кивнула в знак согласия.
       - Но ты никому не сможешь объяснить, что такое время. У каждого свой ключ к пониманию. Твоё объяснение, только твоё. Оно не подойдёт ни одному человеку в мире, даже Проснувшемуся.

       - Тогда как их разбудить?
       - Вспомни, о чём предупреждал тебя дубовый стол?
       - Он не советовал преждевременно будить людей.
       - Почему?
       - Преждевременное просыпание обернется кошмаром, который они не выдержат. Я всегда об этом помнила. Я просыпаюсь много жизней подряд, и все мои жизни – сплошной кошмар. Выходит, я проснулась преждевременно? Я каждый раз выпрыгивала из окна. Я терпела до последнего, но этот кошмар невозможно выдержать. – Настя готова была заплакать.

       - Ты проснулась в том же мире, в том же месте, где спала. Кроме того, что ты проснулась, ничего в мире не изменилось. Ты видишь те же действия, что происходили, когда ты спала. Всё  по-прежнему, Настя. Только ты не спишь. В природе ничего не случается преждевременно. Если ты проснулась, значит, для тебя наступило утро. Остальные недостаточно выспались. Не надо их будить. Надо уважать их сон. Они проснутся, когда достаточно окрепнут, чтобы видеть мир!

       - Зачем просыпаться, если ничего не меняется? Я думаю, проснувшиеся должны изменить мир и уничтожить кошмары.
       Старец улыбнулся Насте:
       - В мире нет кошмаров, Настя. Человек пробуждается, чтобы увидеть мир. Мир прекрасен! Не задумывайся над моими словами, пока, просто запомни.
       - Дяденька, так что получается, Спящие во сне проходят подготовку к пробуждению. 

       Старец отломил сухую ветку у дерева, очистил небольшой кусок земли от травы, начертил на земле круг, через круг провёл едва заметно изогнутую кривую линию.
       - На что это похоже? – спросил старец.

       - На жопу! – это проснулся Вася Дренявый, - доброе утро!
      
       - Правильно! Это похоже на жопу. Круг – символ жизни. Если символ жизни даёт трещину, получается жопа. Сейчас вы чувствуете себя в жопе, ребята, ваши сны закончились, но вы пытаетесь жить по правилам Спящих. Своими смертями вы достаточно попугали родных и близких. Пора вставать с нагретых постелек. Ваш сон закончился. – Старец встал, стёр ногой круг, - символы больше не ваш язык. Вам придётся заново учиться говорить и понимать. Говорить своим собственным языком. Ты остался жив, Вася, твоё тело не в морге, а в больнице. Что касается тебя, Настя, ты можешь прыгать с 10-го,  25-го, 60-го этажа, разбиться ты не можешь.  Вы оба окончательно проснулись, так что будьте добры, отправляйтесь по домам, и с утра в школу.

       Старец ушёл. Дети до вечера бродили вокруг города Спящих. Они бегали, рассказывали друг другу несвязные прикольные истории, целовались. Потом, взявшись за руки, они отправились по домам, в город Спящих.

       Несмотря на поздний вечер, для детей окончательно наступило утро.
       ДОБРОЕ УТРО!