Почва веры и дух человека. Псалом 72

Михаил Пушкарский
Нравственный закон и разумное убеждение в силе порядка – внутренние маячки веры, данные душевному человеку. Истинная вера созревает на нравственности. Праведность и милосердие – это качества самого Господа - этого ищут жаждущие правды, плачущие и нищие духом,  на это возлагают надежду миротворцы и чистые сердцем.

Если  не  имеешь  добра,  то  возможно Бог  проведёт  тебя через  испытания,  чтобы возненавидеть ложь и зло, и  расположить  сердце  к  добру  и  правде. 
Ненависть ко лжи и злу – это уже и в атеизме не есть ненависть к человеку как таковому. Переоценка ценностей и личный негативный опыт уже побуждают к терпению и надежде.  А в вере, ненавидеть зло – есть страх Господень. Это уже совсем другое чувство: здесь  молитвенное воздыхание духа к Богу.
Верующий и алчущий правды,  вспомнив  о Боге,  всегда  обретает  живой покой, потому что, чтобы не случилось – есть Бог, который Правда и Справедливый Суд.

Чувство  справедливости  и  чувство  добра  –  это  главные качества, на которых держится вера и искреннее поклонение Богу. То, что нравственный закон имеет существенное преимущество перед законом религиозных традиций, мы уже видим и в книгах ветхозаветных пророков: Ис.1:11-18 и т.д. И в слове Спасителя Христа:
"Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". Мф.5:23,24.
Ветхозаветное понятие «беззаконие» – это выстраданное народом антисоциальное  явление в межличностных отношениях, это враждебный  дух  духу человеческому.

Другое  человеческое  качество  –  это  разум.  Разум  взвешивает  законы  объективного  мира,  отражает  субъективную жизнь, имеет способность переформировать  внутренние чувства.

1. Псалом Асафа. как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2. А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -
3. я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4. ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5. на работе человеческой нет их, и с  [прочими] людьми не подвергаются ударам.
6. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
7. выкатились  от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8. над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10.  Потому  туда  же  обращается  народ  Его,  и  пьют  воду полною чашею,
11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12. И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13. так  не  напрасно  ли  я  очищал сердце  мое  и омывал  в невинности руки мои,
14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15.  [Но] если  бы  я  сказал:  «буду  рассуждать  так»,  –  то  я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19. как нечаянно пришли  они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20.  как  сновидение  по  пробуждении,  так  Ты,  Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
21.  когда  кипело  сердце  мое,  и  терзалась  внутренность м
22. тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23.  Но  я  всегда  с  Тобою:  Ты  держишь  меня  за  правую руку;
24. Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25. кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28. А  мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога  я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.

72-й псалом – очень яркая иллюстрация, где показано:
1. Доброе расположение в человеке
2. Разочарование
3. Работа рассудка

Рассудок не мог найти верное решение, но не дал санкцию на нарушение нравственного закона. Разум человека обладает не только рефлексивным и рассудочным действием, но имеет базу интеллектуальных гештальтов (образов), на которые рассудок опирается и противостоит подозрительным эмоциям. В данном случае, пишет автор псалма: «Если бы рассуждал так, то был бы виновен перед родом сынов Твоих». То есть – если бы  рассуждал  как сын  «мира  сего». Чувство  справедливости –  это  прежде  всего  проявление  разума,  категория  –  рациональная. Это и есть тот интеллектуальный гештальт: «верные весы», «прямой путь».

4. Этап «вхождения  во святилище» – этап духовного откровения.
Мы  здесь  наблюдаем  новый  уровень  восприятия:  возвышенная  святая  характеристика  чувства  и новое  знание.  В этом знании открывается неведение и  «скользкий путь» беззаконных.  Это, конечно, может прийти  в воображении  и  логическом следствии о путях беззаконных. Однако, «вход в святилище» здесь предшествует «разумению». Такой порядок подтверждает  опыт и других. Откровение первично, но  не  будем настаивать на этом, т.к.  ещё бывают  предсознательные и «задние» мысли.
Само «новое чувство и знание» здесь сравнивается с пробуждением.  А  уровень  сознания  –  возвышен  над  собою  как «над скотским» сознанием (т. е. сознания плоти).

5. Дальше мы видим строки уверенности в Божественном провидении  и  слова  вдохновлённой  веры  в  Бога. 
Можно  ли это назвать иллюзией?  Нельзя,  потому  что чувство,  на котором базируется иллюзия, имеет хрупкую природу и малодушно. Чувство веры напротив возвышенно, мужественно и великодушно. Если говорить о разуме, то в вере налицо крепость и объективность разума.  Колебания в вере – да, суетны.  Ложная  вера (состояние иллюзии, «прелести») – тоже бывает, но это  другое.
Человеку  много  нагрешившему,  трудно  найти  примирение  в совести, чтоб быть в согласии с самим собой. Закономерным тогда становится служение «благой вести» (и прощения грехов) Человека  Иисуса  Христа, явившего сверхъестественный  божественный  свет,  полноту  добродетельной  жизни  и безупречную святость.
Однако спасение приходит тому, у кого ещё остаётся способность нравственного сопереживания или здравый рассудок. (Впрочем, будучи на земле Иисус исцелял и одержимых).
В  заключение  можно  сказать,  совокупное  взаимодействие  нравственности  (добродетели), разума  и  воли  рассудка (способность абстрагироваться) – есть образование того, что называется человеческий дух. Конечно, не стоит забывать, что добродетель исходит из живого чувства. И «дух человека - светильник Господень» (притч.20:27), где может действовать свет и интуиция Святого Духа.