Наблюдения

Игорь Еремеев
НАБЛЮДЕНИЯ


“От всякого отношения к чему-либо, к людям ли,
к вещам или мыслям, мы требуем, прежде всего,
чтобы оно было целомудренным.
Под этим я подразумеваю право каждого явления
быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия,
и другое право, более высокое, - служить другим”.               

Николай Степанович Гумилёв.


ЕСТЬ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ!

Человечество, согласно древнейшим знаниям Вед, в 2012 году вступает в эпоху Сатья-юги – “золотой век”, который будет длиться 1 728 000 лет. Это царь среди всех эпох.
Человечество в эту эпоху состоит из просветлённых людей, посвящающего себя постижению духовного знания и аскезам. Они милосердны, умиротворены, дружелюбны, здравомыслящи и терпимы. Кто не обладает этими качествами, тот не сможет перейти из нынешней эпохи Кали-юги в наступающую Сатья-югу и просто, зачахнув, перейдёт в “иной мир”.
Итак,  как минимум - милосердие, умиротворение, дружелюбие, здравомыслие и терпимость. Мне есть к чему стремиться! Просто хочется пожить в Золотом веке))


ВЕЗЁТ ТЕМ, КТО ВЕЗЁТ!

Полностью согласен с Андреем Тарковским: “Книга – это не сочинительство и не заработок, это поступок. Поэт должен стремиться потрясти душу читателя, а не плодить толпы идолопоклонников”.
И радуюсь тому, что в моей творческой жизни не было нужды в спекуляции своим творчеством и не было искушения заниматься сочинительством ради выгоды.
Что же - моими мыслями и словами руководило понимание “поступка” или просто повезло? Но ведь русская пословица гласит – “Везёт тем, кто везёт!”.
Когда работал над рукописью про Ерёму – думал, что пишу для всех людей, оглядывался на их  возможные мнения. А когда закончил и, правя текст, читал её  “в сотый раз“ – понял, что оказывается я писал её только для себя, делая одно из главных дел в своей жизни, а именно – вывернул себя наизнанку, чтобы самому лучше себя увидеть, узнать, а затем "посадить дерево, построить дом, вырастить сына".
Интересно, теперь мне безразлично или нет мнение посторонних о моём труде?


В ДЕТСТВЕ

Помню папа (вечная и светлая ему память) мне рассказывал, когда я уже сам был отцом, что в детстве, совсем малым ещё - в детском саду, ежедневно задавал ему множество вопросов, не уставая: а как стрекочет кузнечик? А почему вода не выливается из стакана если земля круглая? А почему деревья гнутся когда дует ветер? Кто есть бог? Какой он? И т.д. и т.п.
        Так вот он всегда давал мне обстоятельные но очень простые и доступные моему пониманию разъяснения на мои вопросы. А в один из дней отец насчитал более 30 моих вопросов за день)))
        А мама рассказала как-то, что однажды я увидел, как двое мужчин двуручной пилой пилят под корень дерево, растущее у обочины дороги. Они решили передохнуть, а я подошёл, зачерпнул в ладони опилки и спросил у них: “Это дерево плачет? Это его слёзы?”. Совсем маленький был.
       В детстве я очень любил ржаную корку с растительным маслом и солью. А арбуз родители просили меня кушать с булкой - так сытнее, но я хитрил - прятал за щёку кусок хлеба и ел арбуз или дыню как бы с хлебом, готовый всегда успокоить родителей.  Я заметил, что в русской крестьянской семье очень важно чтобы пища была сытной. После еды не спрашивали: “ты наелся?”, а говорили: ”ты насытился?”.
Папа в конце своей жизни признался, что никак не может накушаться и всё ещё помнит страх голода войны и после войны, как они варили суп из лебеды и щавеля, даже из крапивы, собирали на отвесных Волжских склонах, что по берегу реки, яйца стрижей и какой-то сладкий сланец в глине вместо конфет. Меня очень тронуло его признание.
Я был фантазёром и достаточно впечатлительным мальчишкой.
А однажды в пионерском лагере спас мальчика на Зарнице. Тот, переплывая небольшую речушку, явно не рассчитал свои силы и начал тонуть. Но почему-то совсем не кричал, а тихо тонул. Я видел как он выбивается из сил и не стал ждать, а прямо в одежде прыгнул в воду ему навстречу, вытащил его. Стоящие на берегу взрослые и дети тогда так и не поняли что произошло. Я потом даже сам засомневался в том, что он тонул. И только когда в Родительский день ко мне подошла мама мальчика и сердечно поблагодарила меня за спасение, я понял, что не ошибся и обрадовался. Лет двенадцать мне было тогда.


НЕВИННОСТЬ

Позволю выразить своё мнение на одну цитату, автора Максима Пескова: "Младенец – самый невинный человек, потому что его душа не изведала пороков окружающего мира, не ощутила тлетворного влияния общественной (читайте – животной) массы. Это доказывает тот факт, что в человека изначально заложено чувство чистоты и невинности, но под влиянием окружения, наша мораль приобретает ту или иную форму".
Я считаю, что Невинность - это не прилагательное, это - Причастие (особая форма глагола, она обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет), это Поступок, это действие.  Потому к младенцу понятие “невинный” неприменимо, это образное выражение Художников-поэтов, для красного словца.
Потому это не доказывает, что в человеке заложено только "чувство чистоты и невинности". В человеке от рождения заложены в полной мере и положительные и отрицательные качества, и, как следствие,  - "под влиянием окружения, наша мораль приобретает ту или иную форму".


ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛОДНЫМ!?

Меня спросили, "должен ли человек, познающий свой внутренний мир и открывающий его миру, называющий себя как угодно - художник, творец, поэт, и т.п., быть голодным?".
Моё мнение, что задача Творчества или творческой деятельности человека в целом, не зависимо входит ли оно в область культуры и искусства или является ремеслом типа гробовщик, так вот ОДНА ИЗ задач, заложенных в творчество (при любой деятельности), является:
1. Познать себя.
2. Раскрыть, показать качество и разнообразие своей души внешнему миру.
Потому, этот вопрос изначально не корректен, как некорректен вопрос - "человек умеющий водить машину - должен ли быть голодным?".
Одно другому не мешает, если речь идёт о плотском, а не о духовном голоде.
Но для искусства и духовный голод, на мой взгляд, тоже не на пользу. Чем больше ты питаешь свой мозг собственным размышлением, базирующимся на собственном вдохновении или своём и чужом опыте (книги, песни и т.п.), тем больше в тебе возникает  Своё. Своё желания Творить.


ВЕЧНЫЙ ЛЕКАРЬ

Случилось как-то, что я вдруг потерял себя в круговороте жизни, когда мне показалось, что жизнь рушится, что я приношу меньше пользы окружающим, чем мог бы, и что меня никто не… ну вы понимаете. Сейчас звучит смешно. Но в тот момент я так нуждался в дружеской поддержке.
Томительно шло время. Штормило сердце в духовной суете, а тех, кому б я мог довериться своим переживанием, как мне казалось, со мною рядом не было…
Тогда случилось то, что происходит с человеком в самый трудный для него час, когда спасение приходит ниоткуда. Я услышал Голос: “Попробуй обратить внимание на тех, кого хоть и не знаешь, но кто по воле случая сейчас общается с тобой”.
Мне подумалось: “И правда. Отчего я не могу принять эту поддержку от посторонних мне людей. Мир полон доброты. И это доброе, рассеянное в людях,  есть Вечный Лекарь”.
Тогда я обратился к тем, кто был в то время рядом. И вдруг увидел в них всё то хорошее, что предназначалось и для меня. Я принял это теплое участие окружающих c огромной радостью, сознавая, что верное спасение всегда было поблизости. Но нужно было только разглядеть его, увидеть в окружающих тебя, пусть не в друзьях - в знакомых и даже в посторонних, хорошее и доброе Начало. Начало своего спасенья.
А это всё не так уж сложно. Ведь в каждом человеке есть свой Свет, своё душевное сияние и красота. Есть то прекрасное в других, что ожидает именно тебя.
Всего лишь нужно чутким быть!


ЖИВИНКА

   Ещё в самом раннем детстве от своего отца я услышал это загадочное слово. Оно предназначалось мне тогда, когда я неумело выполнял какое-либо отцовское поручение. Тогда-то и звучало отцовское: ”Нет в тебе живинки, сынок”. И маленький Ерёмушка тогда спрашивал его: ”Папа, а почему у тебя всё так хорошо получается?”.
- “Потому что мне живинка помогает” – отвечал он.
- “А что такое живинка?”.
   Нужно сказать, что отец всегда интересно и очень доступно объяснял мне суть вещей, используя народный фольклор, присказки и прибаутки. Много позже я понял, что именно мои родители и бабушки, рассказывая с раннего детства множество народных сказок и прибауток, посеяли во мне семя глубокого почитания и интереса к емкому и всегда точному народному слову. Естественно, я не могу вспомнить дословно слов самого ответа отца, но их точный смысл позднее я нашёл в одном из уральских  сказов Павла  Бажова “Живинка в деле“.
Герой сказа – пытливый уральский умелец Тимоха Малоручко обучается у деда Нефёда угольному делу. Когда Тимоха овладел всеми приёмами в работе, дед Нефёд говорит ему: ”Теперь, брат, никуда не уйдёшь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит”. Тимоха и сам дивился, – почему раньше такого с ним никогда не случалось. 
“А  потому, - объясняет дедушко Нефёд, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь,
во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собою тянет”.
Выражение “живинка в деле” получило в народе крылатость, обозначая заинтересованность работой, высокое чувство ответственности за её результат, новаторскую инициативу.


ШАНТЕКЛЕР

Я помню поразивший моё воображение глубинный и в тоже время светлейший в своём жизнеутверждении смысл одной народной притчи, которую смотрел в постановке Константина Райкина в Сатириконе несколько лет назад, про петуха по имени Шантеклер. Пьеса так и называлась ШАНТЕКЛЕР.
Так вот, этот Шантеклер свято верил в то, что именно его утренний клич “Ку-ка-ре-ку” будит и заставляет подниматься над землёю солнечное светило. Много лет с верою в это он жил и ответственно исполнял свой долг (нёс свой крест).
Он также свято верил, что силы   на этот могучий и победный клич даёт ему сама природа: земля, трава, утренняя прохлада. Поэтому перед пробуждением солнца он крепко врывался лапами в почву и расправлял крылья, как бы опираясь на небесный эфир.
И вот однажды, волею случая он не исполнил своего клича пробуждения - проспал рассвет. И увидев, что солнце всё равно пробудилось и взошло на небесный свод, понял своё заблуждение. Он понял, что окружающие, жалея его, обманывали его.
Эта минута осмысления собственной ненужности - трагедия всей жизни Шантеклера.
И всё равно он исполненный верой и волей, не смотря на предательство тех, ради кого он исполнял всю свою жизнь свой долг, возвращается чтобы и дальше нести свой крест со всепрощением, милосердием и любовью к ближним.
Так бы вот и людям.


БЫТЬ ЧУТКИМ!
(о детях и родителях)

         В человеке при его появлении на свет нет ни зла, ни добра, а есть только способности к тому и другому, развиваемые в нём в зависимости от среды, в которой он живёт, точнее, воспитания, которое он получает в семье и обществе.
         Однажды я понял, что и обязательно и необходимо говорить своему маленькому Ерёмушке, познающему мир, о том, что нужно быть честным, добрым, верным. Но этот воспитательный процесс будет неполным, формальным и несостоятельным, если не будут выполнены два обязательных условия доброго назидания.
Во-первых, вслед за своим назиданием необходимо  создать (и не один раз) ситуацию или условия, где ребёнок мог бы сам проявить эту верность, доброту и честность. И, во-вторых, я, как воспитатель, всегда должен в своих поступках являть то, что хочу привить своему ребёнку.
       Мир вокруг для возрастающей души человеческой полон соблазнов и злых искушений. И в жизни ребёнка каждый день появляется такой повод присвоить себе элемент общечеловеческого зла или отказаться от него. Но сколько бы ни получал ребёнок познание или (что часто одно и тоже) искушение  злом, он всегда, в первую очередь, подчёркиваю: ребёнок в первую очередь проверит и  испытает его (злого качества) действие в своей семье, в присутствии родителей, бабушек, других близких и родственников.
Если ребёнок получает одобрение или его проступок остаётся незамеченным взрослыми (что уже является пассивным одобрением), то в этом случае злое приобретение его души утверждается и выходит на орбиту общественной жизни ребёнка – к друзьям, в школу или на улицу.
     Любой и каждый свой сознательный дурной проступок ребёнок впервые совершает дома. Мы просто не замечаем или боимся признаться себе в этом, чтобы не разделить с ним ответственности перед Богом. И всё же именно дома, вольно или невольно, но ребёнок ждёт реакции и адекватной оценки своего действия, поступка.
Сам проступок не является семейной трагедией и тем случаем, когда ребёнка необходимо жестоко наказать за него.
      Достаточно, проявив бдительность и чуткость к малейшему движению души маленького человека в сторону негативного проявления, очень определённо дать оценку его поступку. Назвать вещи своими именами: хамство, пошлость, цинизм, грубость и многое другое из этой природы должны без лукавого сомнения обозначены как неприемлемое зло.
      В противном случае присвоенное и укоренённое в себе злое и губительное  качество, многократно умноженное практикой на улице обязательно вернётся в вашу семью в ужасающей форме и масштабах. И уже в этом случае будет сложно, почти невозможно искоренить в человеке это злое качество.
      Только виноваты будут те, кто ранее был невнимателен или равнодушен, кто не успевает по разным причинам  во время принимать участие в воспитании себя, а затем и своего ребёнка.
А ведь достаточно без крика и унижения при первом же проявлении воровства, подлости, трусости, грубости, цинизма и хамства, твёрдо и определённо сказать себе и ребёнку: “Это - зло!”, ”Нет! Запрещаю!”, “Будешь наказан!”.
       “Естественная” любовь родителей к детям, эгоистическая эта любовь неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала”, - так считает Михаил Михайлович Пришвин, так учат Просветлённые Тишиной.
        Точно по такому же принципу в ребёнке укореняются  и положительные качества, и добрые чувства. Через обнаружение и поощрение. Просто необходимо быть чутким!


ВЫБОР

     В семь часов вечера мы с сыном играем вторую партию в шахматы. Неожиданно раздаётся телефонный звонок.
Незнакомая девушка вежливо представилась сотрудницей какого-то аналитического телевизионного форума, связанного с изучением рейтинга телеканалов. И с целью узнать, какой канал мы в данную секунду смотрим, спросила для начала разговора:
- У вас телевизор включен?
- Нет, - ответил я.
Не дослушав меня, она уже хотела перейти к следующему вопросу о своих телеканалах, но что-то вдруг ей подсказало, что произошёл сбой в налаженном механизме их телефорума.  Не веря услышанному с невероятным тембром, почти с ужасом в голосе, она, на всякий случай, переспросила:
- У-в-а-с  н-е-в-к-л-ю-ч-е-н  т-е-л-е-в-и-з-о-р?
- Нет, - уверенно повторил я, двигая фигуру по шахматной доске.
Ничего не понимающая девушка, давая мне шанс, сказала:
- Тогда ответьте только на один вопрос: сколько человек в вашей семье? - Она ещё надеялась, что я одинокий “пергюнт”, да ещё и без телевизора.
Но ей не повезло.  Мой ответ добил её:
- Трое. И телевизор выключен.
- Спасибо…
- Всего доброго, – успел произнести я, девушка бросила телефонную трубку.
Потом я сожалел, что не успел сказать ей о том, что у нас два с половиной телевизора, но вместо тупого просмотра “телека” мы с сыном предпочитаем играть в шахматы. Возможно, что и в реестре её вопросов появился бы какой-нибудь новый пункт типа: “кто управляет - вы телевизором или телевизор вами?”.


АЛТАРЬ
(золотое правило выбора)

    Философия единства тела, души и духа является миру в результатах творческой жизнедеятельности человека.
Так вот, спорт, песни, поэзия в моей жизни – это те жертвенные алтари Богу Всевышнему, которые однажды своим чередом я избирал для себя. Священные алтари, куда я с раннего детства и поныне возлагаю свою жизнь, как творческую жертву умилостивления в надежде на Его милость и помощь.
    Спорт необходим был мне для становления юного тела;
Поэзия и рок музыка – для очищения повзрослевшей души;
Философия  - для смирения неокрепшего духа.
Я сам выбирал, и сам определял для себя, где и каким будет тот жертвенник, у которого мне впоследствии пришлось чтить и славить Спасителя.
 “Есть такой час в жизни каждого человека, когда можно самому себе по своей шее выбрать хомут необходимости. Надо успеть воспользоваться человеку самому надеть этот хомут, наденет – будет свободен, пропустит – на вас его наденут. Свобода – это если хомут будет по шее, а необходимость, когда он шею натирает”, - так считает Михаил Пришвин, так учат Лесники Смиренного Счастья.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДОБРОДЕТЕЛИ

    Когда-то мой сын регулярно занимался чтением Детской библии. Так вот, он, прочитав одну из глав, задал мне вопрос: “Папа, скажи, почему Бог, если он такой всемогущий и мудрый, если Он знает, что есть дьявол, что всякое зло мешает людям быть счастливыми, быть здоровыми, радостными, добрыми. Почему Он не уничтожит это зло, этого дьявола?”.
    Сын, задавая вопрос, всё время показывал на улицу, как будто где-то там за окном находится то, о чём он говорит.
    Вот что я ему тогда ответил: “Костя, почему, когда ты говоришь о зле, то показываешь на улицу? Ведь, изучая Библию, ты понял, что всё злое, равно как и всё доброе, находится в человеке и исходит изнутри самого человека, из его слов и дел, являя его сущность. И тогда, если Всевышний Творец, по такой просьбе людей одним движением Своей десницы уничтожит всё зло на земле, как ты считаешь, сколько людей встретят утро следующего дня?”.
    Мой сын сказал немного подумав: “Наверно, ни одного или очень мало”.
    - “Как ты думаешь, - продолжал спрашивать я, - для чего Он дает тебе каждый новый день по своей милости?“.
    Сын снова подумал и ответил: “Я думаю для того, чтобы я с каждым новым днём становился всё лучше и лучше и дарил людям радость, совершая добрые дела”.
Ответ девятилетнего мальчика мне понравился. Но это, решил я, даёт мне только надежду.
    Надежду в том, что он станет хорошим человеком, если сохранит это понимание, что искать источник своих проблем и неудач нужно только в себе, в своём сердце. В наличии своих общечеловеческих пороков и своих злых чувств: зависти, лжи, корысти, лени, жестокости… Имя им – легион.
    Я сказал ему: “Хвала Всевышнему, когда Он на твоём жизненном пути поставляет людей, которые в чём-либо помочь могут тебе. Но большая хвала Ему и честь тогда, когда Он на твоём пути поставляет тех, кому бы ты смог, и потому – обязан, оказать поддержку и помощь. И приобрести родное, родимое человеческое “Спаси бог! Спасибо!” – благодарение для Всевышнего. Тогда в твой внутренний и внешний мир явится большее твоё достоинство и ценность пред божьими очами. Един Законодатель и Судья. Он и оценит, и поставит человека на соответствующий уровень духовной лестницы.  Тебе сегодня помогают – вот одна ступень. А завтра помогаешь ты – совсем иная степень в иерархии небесной”.
     Ещё я понял тогда: для того, чтобы, воспитывая учить и требовать исполнения, крайне необходимо, обладая соответствующими качествами, самому стать примером для подражания. Особенно в своей семье.
Глупо говорить о вреде курения ребёнку, если сам не в силах отказаться от этого зла. А когда хочешь, чтобы твоя жена была к тебе внимательна, ласкова и доброжелательна, то прежде, сам стань внимательным и доброжелательным к ней. И жди с верою, что совершённые тобой добродетели возвратятся.
     Так оно и случается. Всегда. Так учит Книга Жизни. Так учит и жизненный опыт праведных людей. Они учат жить честно. Жить так, чтобы однажды ничто не помешало каждому из нас найти в этой Книге Жизни своё имя.


ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА "МОЕГО" ТВОРЧЕСТВА

      “Во всех вещах и явлениях мира пленено то божественное слово, которое их вызвало к бытию. Цель поэзии - найти его, угадать подлинное имя каждой вещи, изназвать все явления, расколдовать вселенную”.
Когда-то эти слова русского поэта Максимилиана Волошина окрылили меня. В них я увидел цель: доступную, чётко сформулированную и ясную, как утренняя заря; цель не только поэта, но всякого творческого человека и философа, постигающего тайны мироздания, служителя Истины. Эта мысль естественным образом переплелась с ещё не вполне определившимися в тот момент моими чувствами и придала им осмысленное направление.
То, что я ощущал интуитивно, получив подтверждение, стало основанием моего творческого движения - угадать подлинное имя каждой вещи, “расколдовать вселенную”. И у меня ещё, я надеюсь, есть время.
      И в тоже время: "Религиозное чувство, как и поэтическое, есть поправка жизни. Кто живёт всей полнотой жизни, тот не нуждается ни в поэзии, ни в религии" (Михаил Пришвин). И с этим мнением я также согласен. В этом мире суть вещей остаётся неизменной и неподвижной в вечности понятий. Со временем изменяется лишь форма. Верю и знаю, что мне дана лишь возможность творчества над изменением формы, но не сущности. Но в то же время, мне, как и многим другим, дано предузнать, сохранить и донести первоначальный замысел Сущего до внешнего мира, тем – кто нуждается. И я выбрал “свою” форму выражения.
     “… Меньшинство (писателей – прим. Е. И.) – воспринимает свою (и любую другую) жизнь как лабораторию для испытания человеческих качеств, сохранение которых в экстремальных обстоятельствах является принципиально важным как для религиозного, так и для антропологического варианта прибытия к месту назначения. Как писатель такой человек не балует тебя деталями; вместо них он описывает состояния и закоулки души своих героев с обстоятельностью, вызывающей у тебя прилив благодарности за то, что не был с ним знаком лично. Закрыть его книгу, всё равно что проснуться с изменившимся лицом” – о, как точно выразил блестящий ум И. Бродского! Лучше и не сказать! Но как близко и понятно мне!
   Оттого что Творчество душевно и чувственно, оно обязательно либо философски религиозное, либо философски поэтическое.
   “Поэзия и религия – две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы.
   Религия обращается к коллективу. Для её целей, будь то построение небесного Иерусалима, повсеместное прославление Аллаха, очищение материи в Нирване необходимы совместные усилия…
    Поэзия всегда обращается к личности. Даже там, где поэт говорит с толпой, он говорит с каждым из толпы”, - так считает Николай Степанович Гумилёв.
    Размышляя над этими словами, я пришёл к следующему выводу: если искусство обращается к личности, то именно оно и обращает, превращает, просто обязано обращать человека в Личность.
    Не развращать – а превращать в Личность!


ПОДМАСТЕРЬЕ

       Я не мастер художественного слова. Я не могу литературно красиво обрисовать окружающую меня внешнюю сторону жизни в целом или придумать замысловатый сюжетец для своей простой, но такой важной для меня мысли. Может потому, что мне это просто не интересно. Для меня всегда было важнее, интереснее и проще - накоротке мысли, вникая внутрь сущности, увидеть начало. Оттого мне ближе поэзия, а не проза. Мы просто на разных полюсах.
       Я могу рассуждать только о том, что знаю и понимаю. А знаю, я надеюсь, что хоть чуть-чуть, но знаю, себя, свою природную сущность, свой сущий дух, своего Сущего.
Мне интуитивно понятна причина бытия живой природы, как важнейшей составляющей нашего мироздания. Понятны мотивы действий и поступков тех, кто является частью этой природы. И хотя я не смог бы красиво описать, допустим, историю леса в целом, но, наверняка, смог бы достоверно говорить от имени отдельно взятого дерева или даже листочка на дереве в этом лесу, являя его психологический портрет.
Я в капле росы, я в маленьком корешке огромного дуба. Если ты можешь увидеть себя в них,  тогда ты увидишь себя в Нём.
Другое дело, что при этом тебя могут считать нудным  моралистом и т.п. Но, что поделаешь, современникам от поэта или пророка всегда нужен был “экшн”, сюжет. И если и требовалось присутствие мысли, то чаще не глубокой, но оригинальной.
Возможно, я подмастерье художественного слова. Просто художественное слово бывает разным: художественным словом формы и художественным словом сущности. Мне кажется, что я подмастерье художественного слова сущности.
Я – подмастерье Сущего!


ПОСТУПОК
(золотое правило веры)

Я знаю, пагуба моя была до времени заложена во мне самом, в незнании самого себя. То есть в незнании-неверии факта присутствия здесь и сейчас в моём духовном сердце и Царя и Спасителя. Того, Кто изнутри, без внешней помощи, Сам, зная всякую нужду народа внутреннего царства Своего, определяет верою моей, что мне потребно в определённом времени и месте.
Не раз я в полноте сердечных чувств взывал к Всевышнему: "Господи, услышь и помоги мне лучше стать. Меня Ты научи быть милосердным к близким".
А Сердце отвечало так: “Ужели ты не знаешь, что Всевышний всегда тебя услышит и всегда откликнется на все твои мольбы о помощи. Но вот ещё ты знай: Всевышний не станет совершать чудес без твоего движения Ему навстречу. Не только верованием ума и сердца твоего, что немаловажно, но более того - твоим спасительным поступком. А это значит, что тебе необходимо всегда быть готовым услышать, допустим, в семейной ссоре так привычной для супругов, для родителей, детей, услышать определённый ответ на свою же мольбу, узнать возможное решение очередной вашей проблемы: "Так ты хотел избавиться от злой своей гордыни? Знай, эта ситуация, созданная Мной лишь, повод проверить искренность твою. Действительно ли хочешь ты стать лучше и желаешь всем сердцем мира (в своей семье). Знай, в этот самый миг лично для тебя на тех невидимых ладонях судьбы твоей лежат два возможных твоих ответа, где на одной начертано скрижали: Мир, Радость, Милосердие, Любовь.
А на другой: гордыня, ссора, жестокость, горе. С какой ладони ты приобретёшь? Творец твоей судьбы всё сделал для тебя, что счёл нужным. А следующий шаг должен быть за тобой!".
Без сомнений, я в двойне в ответе, когда предпочитаю зло добру сознательно по слабости ума и воли, поддаваясь душевному лукавству своему. Не проявляя страннолюбия, не повинуясь Гласу: "Истреби зло из среды себя!".
То, что я однажды выбираю - или на всю жизнь, на века, если это добро; или до следующей беды, коль это - зло. Зато уж если выбираю я худое, то и винить в своей несчастной жизни мне некого, как кроме самого себя. А если доброе, то ведаю, кому сказать спасибо!


СТРАННОЛЮБИЕ

Читая в Книге Жизни о странниках и страннолюбии, особенно вот это место: “Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам", Ерёма, хотел бы разобраться, кто есть те странники и что такое "страннолюбие". Он часто возвращался к этой мысли. И неожиданно ответ нашёл среди великих: "Я есмь истина. … Не убойся гласа моего николи. Если из среды народныя возникнет муж, порицающий дела твоя, ведай, что той есть друг твой искренний… Призови его, угости его яко странника. Ибо всяк, порицающий царя в самовластии его, есть странник земли, где всё перед ним трепещет" (Н.Радищев, “Путешествие из Петербурга в Москву”).
Во-от кто есть странник – совесть, истину гласящая каждому царю вверенного богом внутреннего царства, о поступках и проступках, не очень-то приятное для слуха. И вот, тогда, любить такого странника, что говорит, пускай не лестное, и есть на самом деле страннолюбие. Ведь это же и странно, необычно разумению людскому - любить пророка. "Но таковые твёрдые сердца бывают редки: едва ль один в целом столетии явится на ристалище светское".
Людская совесть, да ещё слово верное родительское, дружеское, слово странника - это “глас вопиющего в пустыни”, призывающие тебя сперва к раскаиванию, а если повезёт – то к немедленному покаянию. Они всегда только предтеча Спасителя, когда уж после должно: одному - расти, другому – умаляться перед ним. По истине же каждый есть спаситель, но только самого себя в себе, и только после этого само свершается для внешних сказанное Апостолом: “И зажегши свечу, не покрывают сосудом её, не ставят её под кровать, но на подсвечнике, и светит всем в доме, чтобы входящие видели свет”.


ПАРАЛЛЕЛИ - I

"В русской литературе теперь только "гении". Изумительный урожай! Гений Брюсов, гений Горький, гений Игорь Северянин, Блок, Белый…. Как тут быть спокойным, когда так легко и быстро можно выскочить в гении? И всякий норовит плечом пробиться вперёд, ошеломить, обратить на себя внимание". (И. А. Бунин. Запись 1919 г.).
Такие имена, а мы тут переживаем по поводу появления на российской эстраде, на сцене, в театре и кино множества каких-то низкопробных "суперзвезд" и всяких "гениев".
Но какое созвучие времён! Какая актуальность темы сегодня!


ПАРАЛЛЕЛИ - II

“Суть “нашего времени” – что оно всё обращает в шаблон, схему и фразу. Проговорили великие мужи. Был Шопенгауэр: и “пессимизм” стал фразою. Был Ницше: и “Антихрист” его заговорил тысячею лошадиных  челюстей. Слава Богу, что на это время Евангелие совсем перестало быть читаемо: случилось бы то же.
Из этих оглоблей никак не выскочишь.
- Вы хотите успеха?
- Да.
- Сейчас. Мы вам изготовим шаблон.
- Да я хотел сердца. Я о душе думал.
- Извините. Ничего кроме шаблона.
- Тогда не надо… Нет, я лучше уйду. И заберу свою бедность с собою”.  (В. В. Розанов).

Так вот откуда растут ноги бездарностей 20 и 21 веков!


ОБГОНЯЯ СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ

Интересное, на мой взгляд, наблюдение. Стало понятно, что жизнь и путь человека действительно движется по некой виртуальной спирали. Потому что в последнее время я стал встречать на своём пути тех же персонажей из своей прошлой жизни, подобных тем людям, которых, как думалось мне ранее, оставил навсегда и никогда, как казалось мне, больше и не встречу. Людей интересных, иногда очень забавных, иногда не очень понятных и приятных. Но, главное, уже знакомых и узнаваемых мной издалека.
Теперь я приближаюсь к ним, когда они ещё ко мне спиной и не замечают меня. Я догоняю их на этой дистанции, на очередном круге моей жизни, потому они и не причиняют мне вреда – я их вижу первым (хоть и со спины), и, обгоняя их, стараюсь быстро уйти от них в отрыв, благо позволяет опыт (и спортивный, в том числе) и позволяют силы не тормозить из интереса и других ложных причин.
Или это уже мудрость? Тогда возможно, что именно наличие сил на втором и последующих жизненных кругах и есть мудрость.


ПОРА  ВЕРНУТЬСЯ

Не у всякого взрослого человека есть возможность и природная способность заниматься анализом своих мыслей и поступков. Как правило, у большинства на это просто не хватает времени.
В очень давние времена для человека и общества таким независимым и беспристрастным институтом личной и общественной жизни были пророки, мудрецы, философы-поэты. Их слушал и Царь и его подданные.
Да беда в том, что однажды пророки “закончились”  и Государство обязало себя определять несчастному человеку его нравственные ориентиры и пути развития личности, превратив в бездушные формулы слова пророчеств и заповедей.
К этому такая “цивилизация” дала человеку ещё один сомнительный институт, нового “философа, пророка, мудреца и поэта” –  СМИ (средства массовой информации).
Потому человек с соответствующим  возрастом, запутавшись нравственно и не доверяя ни государству, ни религиям, оказывается без того, что делает его жизнь осмысленной, радостной и полезной для себя и других.
А всё дело – в семье. Там надо искать, находить и обязательно хранить Бога и Любовь и Счастье.
P.S.
Написано: ”Если слепой ведёт слепого - оба упадут в яму”.
То, что поводырь – этот принцип государственности как таковой (не важно в какой стране) со всеми его социальными институтами и органами, нравственно слепой, показывают своей искалеченной жизнью миллионы несчастных людей.
У Льва Николаевича Толстого по этому поводу есть замечательный труд, где он предупредил о необходимости создавать новую модель социальных взаимоотношений и оценить по-новому роль и место государства в этой модели и где на первом определяющим весь процесс жизнедеятельности будет человек, а не общество бесстыжих прохвостов.
Похоже, он был последним настоящим Пророком и не случайно его “отлучила” о себя РПЦ.


ПО ОТЧЕСТВУ

Каждый мужчина обязан стремиться к тому, чтобы его в обществе людей звали не только по имени, но и по отчеству. В этом – великая честь ему и его родителям. В этом – величие и заслуга его родителей. На Руси тех, кто добивался успеха в делах, величали по имени и отчеству. Но мне думается, что дело совсем в обратном: тех, кого величали по имени и отчеству, тот только и добивался успеха в своей жизни.
Простой пример: в свои 15 лет будущий великий полководец Егорка Жуков во время пожара в его деревне - горел соседский дом - выносит из огня женщину и девочку. После этого случая весь деревенский люд звал  его только так - Георгий Константинович.  Да мало ли ещё примеров.
А кличками (сегодня – “псевдонимами”) всё же чаще называли на Руси лиходеев или просто беспутных людей.


ПОБЕЖДАТЬ ВРЕМЯ

    Побеждать время – это осмысливать увиденное и услышанное и сопереживать. Но не всегда у меня есть возможность и желание сформулировать свои мысли и изложить их на бумаге, чтобы, периодически возвращаясь к ним, общаясь с ними, обращаться в них. Этому в помощь мне вечные маяки: чужие записи и книги, песни и фильмы, картины и музыка, которые соответствуют моему мировоззрению в данное время.
Так чтение “умных” книг всё же возвращает и обращает меня к собственным размышлениям и взглядам.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДЕНЕГ

    Обязательные требования к деньгам, приносящие пользу и их финансовую перспективу владельцу:
a) Деньги должны быть заработаны трудом - не найдены, не выиграны в лотерею, не украдены, не получены процентами от вклада;
б) Деньги необходимо тратить, особенно по необходимости.
    То есть, нужна новая зубная щётка? Не экономь, а покупай!


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО СЛОВА

     Великий Джордано Бруно сказал: “Божьей милостью нам дано и в нашей воле заставить слова служить нам, выбирая и приспособляя их для нашей пользы и выгоды”.
Искусство человеческих взаимоотношений - в умении владеть Словом. Искусство человеческих взаимоотношений воскрешает и возносит на недосягаемую высоту бесспорно истинные ценности общественной нелегкой жизни. Те ценности, которые, по-моему, все умещаются в неповреждённом нраве и сознании человека.
Я благодарен Библии за то, что она научила меня видеть читаемое или произносимое мной Слово изнутри. Да-да, я нахожусь внутри слова так же, как оно рождается внутри меня. И как оно оценивает меня изнутри, так и мне с Божьей помощью открыт первоначальный смысл предназначенного мне Слова. Я понял, что нужно быть очень внимательным и бережливым, приветливым и доверчивым к своему Вдохновению. И поступать согласно Ему не только в творческой жизни, но и в повседневном быту.
    Когда я начинаю заниматься творчеством, то мою душу и моё сознание неотступно сопровождает радость. Да, верно, так оно и есть. Пока ты ленишься и не творишь, то сам убиваешь в себе себя; как Каин – Авеля. И самому себе потом становиться противно  - от слабости своей и от потворства своим порокам. Но лишь берёшь перо и лист бумаги, то в сердце воскресают все те святые (чувства), что есть в тебе.
Не отсюда ли ощущение праздника, весны и пасхи, Нового года?


О ФИЛЬМАХ Г.  ДАНЕЛИИ И МОСКВЕ

     Однажды мне вдруг стало ясно, за что я безмерно люблю фильмы Георгия Данелия.
Одни в своих произведениях умело показывают веру в высшие силы бога, другие - веру в силу природы, третьи - веру в технический прогресс и тому подобное.
В фильмах же Г. Данелия очень наглядно, просто и гениально или гениально просто показана Вера в Человека. Именно в Человека, в его лучшие качества, имя которым Честь и Честность, Терпение и Терпимость, Достоинство и Мужество.
И ещё. Он запечатлел почти во всех  своих фильмах ту Москву, которую я также немыслимо люблю и помню.
Ту Москву, которая осталась в моём сердце, только для меня, - молодой и красивой. И светлой, как первая любовь.
Москва не просто женщина, и даже не барыня (мнение Ю.Шевчука), Москва - не Анна Каренина и не Жанна Д'Арк, не Индира Ганди.
Москва - влюбчивая девица, юная и потому противоречивая самой себе - Наташа Ростова a'la romantik (Википедия: романтика — положительный образ жизни, ориентир на высокие идеалы, противопоставляющий их материальным ценностям, в том числе прагматизму, а также политической деятельности и прочим «серьёзным занятиям» - хахаха).
Трудно понять любят ли её, но можно уверенно сказать, что все её хотят, по-разному, в меру своего интеллекта и тайным желаниям, понимая, что юное создание легче обвести вокруг пальца и выгадать приличное приданное. Но в чём же Москва-то виновата, почему она должна краснеть за проделки своих ретивых ухажёров? Так, весь дом ругается на, повзрослевшую вдруг восьмиклассницу, от того, что возле её подъезда "собираются, шумят, поют на гитаре, мусорят, в общем, никакого порядку и покою")))).
А Москва любит Питер, хотя он к ней более чем холоден, любит летнюю рыбалку, где нибудь на Волге или Байкале, хотя стоит ей уехать домой, как хозяева перекрестятся и вздохнут с облегчением "год можно отдохнут от таких гостей". Любит гостей, даже и не званых.


О СУЕВЕРИИ

    Суеверие (богобоязнь - лат.) – всегда грех, когда есть принятие на свою веру чужого мнения, различных толкований и рекомендаций без собственного размышления, без своего переживания, без проживания.
Верное и истинное для одного - никогда не будет однозначно верным и истинным для кого-то другого. По меньшей мере, до тех пор, пока он это сам не проживёт однажды.
Всё, что сегодня шарлатаны называют “нетрадиционным”, допустим, методом лечения души и тела, в другие времена ведь было вполне традиционным. И наоборот,  традиционное сегодня – когда-то было запрещено.
Так, например, фарисеи и священники Израиля, в числе многих прочих, сектой называли предтечу Господа – крестителя Иоанна и его учеников.
А потому Глас вопиющего в пустыне: "Покайтесь!"  в любых современных творческих формах и проявлениях всегда был, есть и будет “сектой” для того, кто не желает слышать этот голос.


ИЗ МИНОРА В МАЖОР

    Тихая радость моей души, неожиданно шагнула из минора в мажор. Из тяжёлого разрушающего меня изнутри  покоя – в бурлящий поток жизнелюбивой Весны Вод. Вернув к жизни моё сердце, которое шептало мне день за днём: “Не убивай меня только за то, что я люблю тебя больше, чем ты меня”.
А я уже думал, что моя душа, обессилев от несвойственной ей жизни, умерла, вернее, заснула летаргическим сном, обесточив мои чувства, желания, мысли.
И они, воскресши и выйдя из пещеры, вышли из этой гротовой тишины, стали другими. Просто зерно умирало так долго и основательно, как бы наверняка, чтобы новый плод его смерти стал великим и значительным.
Так задумал и исполнил Творец моей судьбы.


О СОЗВУЧИИ  ДУШИ

      Когда я слушаю песню, читаю книгу или смотрю фильм, меня неизменно тянет оценить: хорошая или плохая эта песня, книга, фильм или ещё что-то из этого рода.
На самом деле, я неправильно поступаю, давая на уровне “плохо-хорошо” столь примитивную оценку продукту художника-творца. Справедливее будет сформулировать так: созвучно это, сотворённое кем-то, моей душе в данный момент времени или не созвучно? Потому как иногда сам себе удивляешься: то, что раньше
тебе же казалось примитивным, запутанным, пошлым или просто недостойным внимания, сегодня, находя отзвук в твоей душе,  вдруг оказывается вполне понятным и интересным. А бывает и наоборот.
Я думаю, это происходит от того, что то, что раньше казалось запутанным, примитивным, пошлым или просто недостойным внимания, сегодня смотрит, читает и слушает совершенно другой человек моего сознания. Не поумневший, не поглупевший. Нет. Просто другой! Созвучный….


О ТАЛАНТАХ И ГЕНИЯХ

       Разница между гением и талантом человека в том, что Гений идет по жизни сверху вниз, а Талант снизу вверх.
Существует наивысшая точка творческого выражения или проявления, то, что потом назовут “шедевр”, “эталон” или “идеал”. И эта наивысшая точка всегда в единственном экземпляре в творчестве одного талантливого человека, который, творя, идёт к ней порой всю свою жизнь и почти всегда, рано или поздно, но достигает её.
Гений же напротив - начинает с этой наивысшей точки. Может даже не один раз повторить её в своих следующих произведениях. В лучшем случае, сначала Гений движется по прямой, так как  сверху ему определён предел (на то он и Гений). Но, в конце концов, имея свободное место внизу, в большинстве своём, не удержав богом данную высоту, далее в своих произведениях движется вниз.
Исключений у Гениев не много – Бах, Моцарт, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гёте и другие, по разным причинам так и не опустили планку своего Гения.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО  ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

      Без мудрости житейской всем беда! Не всякий умный человек может сказать, что он счастлив. Но всякий счастливый скажет, что в основе его счастья лежит житейская мудрость.
Вот, например, матрёшку каждый сможет собрать и разобрать. Нетрудно следовать нам из простого - в сложное, из большего - чуть меньшее достать. Но рассмотреть свою же жизнь по принципу матрёшки дано и удаётся не каждому! А это – важно! И не очень сложно. Я поясню.
В любой семье основой счастья для супругов является Единство (большая фигура). Из Единства следует Взаимоуважение (основа следующего), из Взаимоуважения рождается Взаимопонимание.
Так, без понимания друг друга нельзя придти к простому уважению, без уважения - не достичь единства, без единого нет целого, без целого нет счастья. И эта вот гармония взаимных отношений и есть воистину – Любовь и Мудрость. Так от начала всех времён они неразделимы.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПУТИ

     Многие говорят: "Зачем упираться в этой жизни, когда каждому предписан определённый путь, “карма”? Мол, всё давно расписано Небесной канцелярией. И мы не можем изменить предначертанного нам пути: нерадивому суждено быть бедным, удачливому - богатым, а отважному – героем и т.п.
Возможно. Но! Пройти по этому, предначертанному Кем-то для нас пути, можно исторгая из себя злобу, ложь, корысть и обман, тем самым, принося окружающим и близким одни несчастья. А можно идти с любовью, смирением, терпимостью, мужеством, никого не обижая, не оскорбляя, не обкрадывая. И это как раз в силах, но, главное - в воле самого человека. Даже если  эта его воля противоположна самой же его природе человека-разрушителя.
P.S. "И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени" (Екклесиаст, гл. 9, ст. 11-12).


О  ДНЕ РОЖДЕНИЯ

    Хотя я не люблю свой день рождения, но в глубине души всё же понимаю всю его уникальность. На мой взгляд, пафос (нравственная идея) этого праздника состоит в том, что множество разных людей в этот день (да и несколько дней ранее) думают о тебе. Их мысли, так или иначе связаны с тобой: что тебе подарить, пожелать, чем порадовать и т.п. И вот эта концентрация общественной мысли незаметно для именинника заряжает его положительной энергией. И чем сильнее, искреннее и любовнее мысли окружающих, тем больше дней длится это благословение. Потому и “… к сожаленью, день рожденья только раз в году”.
    Люди давно поняли это. Оттого и стараются, сознательно или нет, занять такое положение в обществе, чтобы о них ежедневно думали, говорили, переживали и даже страдали за них. Чтобы быть на острие человеческих мыслей и эмоций. В большей мере это пафос людей искусства. И если в обычный день каждый из окружающих тебя людей оценивает тебя и твою жизнедеятельность по-разному: кто-то со знаком “плюс”, кто-то со знаком "минус", то  День Рождения может гарантировать тебе только положительную энергетику от окружающих (исключения крайне редки).
Вывод: каждый день необходимо проживать так, чтобы люди о тебе думали вообще, нуждались в тебе. И думали, в частности, только хорошо, желая тебе добра.
А вот что за история произошла со мной в один из моих дней рождения. Звонит мне одна знакомая и, поздравляя, спрашивает, сколько мне исполнилось лет.
"37 лет. Опасная цифра!" – отвечаю я.
"А что такое?" –  не понимает она.
Я привожу ей цитату из песни Владимира Высоцкого, где под эту цифру 37 один мол "подгадал себе дуэль" (А. Пушкин), а другой мол  "лёг виском на дуло" (В. Маяковский).
"В общем, Оксана", - грустно заканчиваю я свою мысль, - "у меня в жизни начинается полный экстрим!"
На  что она, очевидно желая подбодрить меня, произносит: "Ну, Игорь, ты такой оптимист".
-?!?!?!
Я падаю на диван и хохочу минут десять.


АДЕКВАТНОСТЬ

     Вот один из вариантов как можно узнать, глуп человек или нет.
Если мужчину похвалить за его красоту и ухоженность, а он подхватит и разовьёт далее ваш комплимент в свой адрес – то он глуп. И если женщину похвалить за её ум, не женскую мудрость, а именно деловитость ума,  а она опять же - подхватит и разовьёт далее ваш комплимент в свой адрес, то она так же  глупа.
Не оттого, что лучше мужчине быть неряшливым и невзрачным, а женщине глупой, совсем нет и не о том речь!
Адекватность мужчины и женщины - в качестве их реакции на тему вашего комплимента.
Вот если б наоборот – похвалить мужчину за ум, а женщину за доброту и красоту, тогда это было  бы присуще естеству, самой природе мужчины и природе женщины, а значит – похвально и здорово!


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО СУПРУЖЕСТВА

    Мужчине связывать свою жизнь надо только с той, которая любит его. 
А женщине надо выходить замуж только за того, кого любит она.
Причина в том, что любовь мужчины ВСЕГДА закрывает ему глаза разума, и он не видит того, что часто предмет его любви не любит его самого, а потому при первом серьёзном испытании жизнью их семьи бросит своего супруга.
И напротив, любовь женщины в дальнейшем даст ей терпение и, закрывая ей глаза на многие трудности семейной жизни, материнства, “болезни духовного роста и кризисы среднего возраста” своего мужа, она спасёт семью.
А если не любит, то когда-нибудь, все равно оставит мужа.


О ДУХОВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ОБМЕНЕ
(о "вампирах" и "донорах")

     Человек не может быть только энергетическим "вампиром" или только "донором". Человек сам естественным образом, в зависимости от своего собеседника, в определённый момент времени становится либо тем "вампиром", либо этим " донором".
Проще говоря, где двое (и более) общаются, один из них - "вампир" (более слабый энергетически), другой – "донор" (более сильный энергетически). Поговорили (один отдал энергию, другой – присвоил) – разошлись. Если тот, кто некоторое время назад был "донором" (более сильным энергетически), встретит того, кто в данный момент энергетически сильнее его, то он, общаясь с ним, становиться сам "вампиром". И  наоборот.
В общем, Всевышний, контролируя: у кого избыток – поделись, у кого потребность – возьми, Сам регулирует процесс всеобщего, взаимного, безвозмездного и бескорыстного энергообмена. В мире нет ничего статичного, постоянного, неизменного, всё ежесекундно меняется, особенно в духовном, невидимом мире.
Только многие люди берут на душу не прощаемый грех тогда, когда корыстно и своевольно хотят украсть энергию у тех, кто не готов поделиться ей.


О ЗАСТОЛЬНОЙ ПЕСНЕ
(о духовно-энергетическом обмене)

     Когда Всевышний подарил человечеству застольную Песню, то в этом был заложен великий смысл. Для духа человека был вход и выход.
Во-первых, когда люди в праздничный, а значит радостный день, от души пели в своей компании, они восстанавливали свой энергетический баланс – отрицательные эмоции замещались положительными. Во-вторых, если человек сам не пел, то он слушал, черпая мудрость, то есть песня (былина и т.п.) была источником знаний и мудрости.
Сегодня застольная Песня почти ушла из жизни человека. Люди больше не поют на праздниках. Видимо нет желания слушать или нет нужды пополнять закрома своей души позитивными чувствами.
Не поют – нет выхода энергии, не слушают – нет входа энергии.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО УСПЕХА - I

     Для чего Всевышний даёт мне потребность, то есть внутреннее желание, а значит и радость, заботиться и помогать другим? Уверен затем, чтобы я, отвлёкшись от собственной судьбы, своею вечной спешкой и нетерпеливостью, а также излишней самоуверенностью, поступками своими легкомысленными, своим “особым” взглядом на происходящее не мешал бы Ему.
Потому что, знаю точно, в этот самый час (когда другому помогаю) Творец Всевышний Сам устраивает все мои дела. От того удача, будучи желанной, всегда немного неожиданна.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО УСПЕХА - II
(правило времени, места и меры)

      Для каждого Ерёмы, мужа и воина во вселенском масштабе, в определённый срок является даром Божьим познать своё Время, своё Место и свою Меру. Знание всего вместе определяет успех во всех делах человека. А отсутствие хотя бы одной составляющей успеха грозит полным провалом. Судите сами:
• Узнаешь время и место, но вступишь в бой не той мерой  – ты проиграл.
• Узнаешь время и меру, но вступишь в бой не том месте – снова ты проиграл.
• Узнаешь место и меру, но вступишь в бой не вовремя –  опять ты проиграл.
Это правило работает и во всех областях нашей внешней жизнедеятельности.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА

      Всем известна сказочная шапка “невидимка” – одеваешь её себе на голову и враз становишься невидим для окружающих глаз. Иметь такую шапку ”невидимку” мечтали многие добрые люди (про не добрых и просто злодеев я и не говорю). Именно чтобы скрыться от глаз людских.
А нынче люди стремятся к обратному – быть на виду. Оттого носят реальную одежду-видимку (правда, стоимость порой сказочная), но только она - обратного действия. Снимет такой человек с себя шапку модную или пинжак красивый или ещё что-либо “ор-ригинальное” и становится невидим, неинтересен, безлик. А  всё потому, что как кроме одежды-видимки такой человек больше ничем и не примечателен.
Написано: “Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.” (ап. Павел).
Да, дни наши лукавы. И лукавство времени в том, что пока мы молоды – вроде как для нас всё ещё впереди. А чуть повзрослели – то как будто бы и всё уже позади. Но для духовного дела нет вчера и завтра – всё сегодня. Для познания своей сущности всякий час – вовремя. И познание своей сущности обязательно. Разумный человек обязан познавать границы и меру, глубину и высоту своей души, как он знает о размерах своей ноги и головы. Для того чтобы не идти по жизни нагим, в помощь человеку Всевышний Творец дал различные Искусства – живопись, поэзию, музыку, этику, философию и т.д.
Но у большинства людей нет ни малейшего представления о своём внутреннем человеке, которого он и должен являть миру соответственно образу и подобию Божию.
И ещё об этом из святого Писания:
• “Не судите по наружности, но судите судом праведным”;
• “Вы не имеете любви к Богу в себе”;
• “Истина в Едином, - Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека созданного по богу, в праведности и святости истины”.
• “Царствие божие внутрь вас есть”
Вот что интересно - лучшие психологи самоучки, после психологов с дипломом, во все времена были очень смышленые мошенники и великие одарённые жулики.
И действительно, для того, чтобы получить себе выгоду от вас, именно от Вас, они изучают Ваш внутренний мир, Ваши душевные возможности и склонности, и при случае пользуются этими знаниями себе на пользу, а Вам на вред. Но почему же человек сам не изучает себя, и не получает выгоду себе от своих знаний. Другой его изучает, он сам себя - нет.
Написано “Почему же вы и по самим себе не судите, чему же быть должно?” (от Луки).


ПОСТУПОК – ПРИВЫЧКА - СУДЬБА!

     Всякий человек есть то - что мыслит.
Поскольку в юности, когда душа бушует и только-только формируется неповторимое сознание, то мысли юноши в ответе за поступки, которые он совершит в дальнейшем, став мужчиной.
А в зрелости мужчина – есть сумма всех своих поступков.
Поэтому без светлых, чистых мыслей в юности и сумма тех поступков зрелого мужчины, будет с отрицательным значеньем. И это не позволит человеку в седые дни  учить хорошему других. Так муж, бывает, не следит за ясностью своих беспечных слов, считая искренне, что именно поступки являют его истинную сущность, которая “…всем сердцем к праведности верит”.
Ну а в летах преклонных, старец – есть сумма своего исповедания; тот, что исповедает, из-бо-ведает – из себя бо-бога ведает, то есть говорит.
Тогда тот старец волен поступать и мыслить, как считает нужным, когда и наставлять, и обучать он будет к созиданию.  Ведь так “…устами исповедуют к спасению”.


О “СВОЁМ” ВРЕМЕНИ

     Как определить в своё ли время родился и живёт человек. По-моему, всё просто: если не занимается творческим сочинительством (поэт, писатель и др.), а, трудясь, живёт в простоте и главное в естестве своего миропонимания – родился в своё время.
А если сочиняет, да ещё в творческих муках, то родился  не в своё время. Сочиняет о прошлом – родился позже своего времени, он – летописец. Если о будущем – пророк.


СКАЗ  ПРО ТО, КАК АВЕЛ ПОГУБИЛ КАИНЬА

     В сердце человека жили два брата – Авел и Каинь. Брат Каинь отвечал за реакцию человека на внешние раздражители и трудности бытия – на всякие там несправедливости, оскорбления и тому подобное, когда те заслуживали проявления его твёрдой и громкой позиции. Ведь Каинь, как и все земледельцы, был прост в общении-обращении. Был он строг, прям, упрям, резковат и даже грубоват. Иногда - ну просто невыносим, а иногда – и справедлив.
А брат Авел отвечал за контроль над братом Каиньом, как бы пас его, чтоб тот не перегибал палку там, где надо и не надо. И, как и все пастухи, был хоть и необходимым, но уж больно занудным элементом в том человеке – на всё у него для Каиньа была готова правильная цитата типа: ”Не будь побеждаем злом, но побеждай зло добром”; или “Будь мудр, как змий, и прост, как голубь”; или “Даром получил, даром давай”; или “Да будет слово твоё: “да, да”, “нет, нет”, а что сверх этого, то - от лукавого”. И главное всегда всё у него по делу. Допустим, как только Каинь прогремит чё-нить-кому-нить, Авел тут как тут, да и скажет ему раз семь: “Солнце да не зайдёт во гневе твоём”. Тут хоть Каиньу неловко и стыдно становится, да поделать ничего не может, ведь Каин-то - априори Каин и другого качества никогда не проявит.
Так и боролись они два родных брата в сердце человека день ото дня.
Но со временем младший брат Авел так достал своего старшего брата Каиньа, что когда тому стало просто уже совсем невмоготу, то нашёл укромное местечко в сердце человека, лёг да и помер. А брат Авел всё на свиристёлке радостно играет и не понимает, что пасти-то ему теперь некого.
Но тут Глас свыше с небес не замедлил быть: “Авел, Авел, ты чего это наделал! Где твой брат Каинь? Зачем ты заморил его до смерти? Вот смотри, что теперь дальше будет!”
А дальше вот что, когда  тот человек, случалось, сам поступал некрасиво или не справедливо по отношению к другим, он всегда имел в своём сердце оправдание своих поступков от Авела, знания позволяли. Да только со временем сам стал невыносимым человеком для окружающих.
И хотя грубого и несносного Каиньа давно нет, и Авел всему в жизни радуется, но почему-то человек тот сначала затосковал смертельно, а потом лёг на кровать, да тихо и помер. И славный Авел с ним.


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО  ТВОРЧЕСТВА

     Творчество лишь только тогда истинно и Истина, когда основывается на высокой нравственной культуре. Лишь в этом оно духовно. Не бойся показать в своём творении самый высокий нравственный идеал. Слава Богу, даже сегодня найдутся те люди, которым “покроенный тобою костюм” будет точно в пору.
Помните притчу, где человек, которому в глаз попадал осколок  разбитого волшебного злого зеркала, начинал видеть во всём одно лишь дурное, и жить ему становилось невмоготу. Жизнь такого человека становилась прежней, тихой и  радостной, только если осколок покинет его глаз вместе с искренней сердечной слезой.
Так  вот, я убеждён, Творчество в высшем понимании этого слова и в частности плоды этого Творчества (песня, музыка, живопись, поэзия) собственно и призваны вызывать у человека такую сердечную слезу, чтобы человек мог смотреть на жизнь радостным, добрым и приветливым взглядом.
Когда тебя спрашивают о написанной тобой лучшей песне или лучшем стихе, то  чаще не знаешь, что же на это ответить. Но если понимать в чём заключается смысл творчества и его глобальная задача в целом, то ответ прост.
Я думаю, что лучший плод творчества в череде всего тобой сочинённого это песня/стих/сказ/фильм/ - твоя ИСПОВЕДЬ. Там где автор обращается к Всевышнему, к Создателю за помощью, взывая: “прости”, ”избавь”, ”покажи путь”, “научи меня жить” и т.п., признавая превосходство Творца над своим творческим самолюбием.
А когда после многолетнего творческого поиска Поэт приходит к этой теме во всех своих произведениях, он становится Пророком.


СКАЗ ПРО ДВЕ РАДОСТИ

     Нашего брата, Ерёму, ты только пригласи к беседе. Он на вопрос невинный: “Как жизнь?”, негромко бросит сухо, для затравки: “Проходит”, мол. Ну а потом, выдерживая паузу, оценивая внутренне: “Достоин ли?” - так и выдаст всё как есть! Ты только не замай, да слушай.
Вот история Ерёмы  "про две Радости".
“Я много дней-ночей  искал ответа - в чём Истина есть. Та Истина, что: "… вожделенней золота и слаще мёда и капель сота; которой раб божий охраняется, и в соблюдении которой ве-ли-кая награда".
И Голос сердца моего однажды возгласил под утро: “Истину всегда ищи в себе самом”.
А тут недолго и оказия случилась. Однажды, окрылённый удачей, я, радуясь тому, домой вернулся. И в этот радостный момент мне неожиданно открылся Голос: “Вот видишь, ты такой хороший поэтому и все твои дела успешны”.
Я подумал: “О-очень хорошо!”
Размышляя над этим, через минуту я услышал в своём сердце другую тихую, спокойную, уверенную Речь: “Не в том твоя радость, и успех тот - не твой. Но этот человек, который поступил с тобой по истине и без лукавства, он молодец. С ним в этом был Всевышний, им и хвала. А вот когда ты совершишь по отношению к другому Поступок честный или добрый, вот тогда ты этим и проявишь – хороший ли ты, с тобою ли Господь, когда откажешься от корысти, от зависти и всякой лжи во всех своих делах и мыслях. Ну а пока ты радуйся, Ерёма, за других”.
Тут Голос смолк. И стало мне в душе небесно-ясно. Я даже замер, чтоб не расплескать вот эту радость и это понимание, что мне тогда открылось - она была другой, чем прежде, эта радость. Та, первая, была тщеславной радостью. В ней - самолюбование. Настойчивая, льстивая, а оттого – всегда приятная. Но не истинная!
Ведь Истина, тогда я понял, в другой радости: менее шумной и более скромной. В радости - видеть в других причину успехов своих. В радости - так открывать в людях Спасителя”.


ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ

     Предупредительность – само по себе очень редкое, а от того столь ценнейшее качество светлого человека. Исчезающее в людях качество. Но оно не исчезнет никогда, как не исчезнут с Земли сами светлые люди.
     Если исходить из заповеди, что “умный человек найдёт выход из сложного положения, а мудрый в это сложное положение не попадает”, то предупредительные люди в основе своего ценного качества имеют мудрость. Предупредительные люди – мудрые люди
    Предупредительный человек в окружающих его людях и событиях замечает Начала. Начала боли, страха, страдания, беспокойства, замечают зарождение недовольства, раздражительности и тому подобное. Но что собственно отличает этих мудрых людей от простых смертных, которые также замечают эти Начала? Отличает их Поступок. Можно увидеть, но сделать вид, что не видел, не заметил, что вообще всё равно. А предупредительный человек совершает поступок адекватный воспринятому, тем самым, пресекая развитие негативного.
Особенно приятно увидеть проявление предупредительности в холодном плацкартном вагоне со стороны скромной молодой девушки, читающей к тому же, как оказалось Э. Ремарка “Жизнь взаймы”.


О ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ

      Знаю, для меня может стать губительной та ошибка, когда в общении с другим человеком я ”умудрюсь” завысить, точнее – переоценить свою значимость в его жизни. Ведь люди, что вокруг меня – и есть те параллельные миры, которые так ищут чудаки. А они, эти параллельные миры - души людские, рядом. Параллельные – значит не пересекающиеся, автономные, самодостаточные.
Вспомните слова Н. Гумилёва: “Под этим я подразумеваю право каждого явления быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия…”
Время от времени появляется ощущение прощения и прощания здесь на Земле с братьями и сестрами во Спасителе; теми, кто не только слушает мудрое и спасительное Слово, но и исполняет его независимо от своей религиозной принадлежности.
Хотя исполняющие Слово, живущие честно и праведно в духе и теле, как правило, “ничьи” или, вернее, “всехние”.


О  ДУХОВНОМ СМИРЕНИИ

   “Умный человек найдёт выход из сложного положения, а мудрый в него не попадет”, - говорили с древних времён. К этому я понял, что наличие лукавого ума у человека всегда обнаруживается при его как бы "духовном" общении с другим человеком.
Мудрость же в человеке обнаруживается в умении уклониться от такого религиозного спора, веди сказано: “Царство Божие не в слове, а в силе”.
Истинное духовное общение – через плоды Творчества! Как и написано в послании к Римлянам (то есть – к язычникам, коим каждый из нас является сегодня по фактическим своим делам): “…ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Так что они безответны”.
Но если нуждается и ищет духовной помощи человек, то лично для него я обращусь к символу его веры, чтобы ему легче было общаться со мной, чтобы помочь ему, как у Апостола Павла: “…для иудеев я был как иудей, для немощных был, как немощный… для всех я сделался всем, чтобы спасти некоторых”. И этим, нарушая заповедь “не передвигай межи ближнего своего”, совершаю духовный грех, оттого - “нет на земле ни одного не согрешившего”.
Так, для другого человека я всегда только предтеча Спасителя,  если говорю ему: “Здесь ты не прав! Покайся, приготовь пути Господу!”.
А уж потом так быть должно: ему – расти в праведности, мне – умаляться перед ним в обличениях своих.
Лишь тогда в каждом из нас будет Спаситель, но только Спаситель самого себя в себе.


МОЯ “ТРЕТЬЯКОВКА”

     Очень хочется поделиться своими впечатлениями от посещения вчера (28.08.09) в ореховый Спас Третьяковки (Государственной Третьяковской галереи).
Сразу хочу сказать, что я дилетант в художественном искусстве и живописи, но настроение передам своё - искреннее и субъективное. А знатокам - можно не читать это, чтобы не нервничать лишний раз.
Короче, я  очень люблю бывать там и стараюсь навещать любимых художников хотя бы раз в пол года.
Третьяковка сама по себе то место, где реально отдыхаешь душой. Этакий культурный храм, под сводами которого в разных залах у разных холстов находится определённая позитивная энергия. И хотя вокруг тебя гуляет масса людей, никто не способен помешать принимать тебе эту энергию, это вдохновение, если только ты не спешишь никуда, если  настроился на определенную волну и открыл своё сознание.
Но этот мой поход был каким-то необычным, особенно вдохновенным. Я по-новому взглянул на любимые полотна и одновременно с этим открыл для себя новые.
Кроме этого, я более точно определил для себя на сегодняшний день свои приоритеты среди художников. Понял, что мне сейчас ближе пейзажи. Понял, что изображение на холсте само по себе нейтрально по посылу. Нет, конечно, для автора-художника там нет нейтральности, но для того, кто смотрит потом на его произведение важно, какое состояние души в тот момент у него присутствует. И тогда, в зависимости от своего сиюминутного настроения, или наоборот, от своего извечного характера, человек видит там светлые или тёмные участки картины, законченность или перспективу художественных линий сюжета и тому подобное. То есть я хочу сказать, что от внутреннего состояния или уклада души зависит, что человек увидит на картине – светлое или тёмное, радостное или грустное, живое или мёртвое.
В общем, я пережил кучу эмоций и даже - как будто другую, не свою жизнь. Я впервые подолгу останавливался у “моих”  холстов, уходил, возвращался по нескольку раз, пытался развить те положительные ощущения, возникшие у меня внутри, когда я стоял рядом. Глядя на одну из картин Шишкина, а я сидел напротив уже немало минут, я понял, что картина на стене – это ВХОД в параллельный мир. Ты сидишь в этой обстановке и смотришь на картину, ну как бы в окно, за которым лес, вода, небо… И огромное многообразие картин вокруг тебя, позволяет выбрать тот параллельный мир, в который ты сейчас хотел бы попасть. Надо только остановиться, приглядеться и войти.
После этого  посещения Третьяковки мне хотелось сказать каждому встречному – если вы ещё не купили себе краски, кисти, холсты, мольберт или этюдник, то пойдите – купите и начинайте рисовать. И самому бежать домой заканчивать начатые ранее работы.


ПРАВО НА ИСТИНУ

     Я не ожидал, что мой маленький частный вопрос в интернете перерастёт в такое бурное обсуждение с моим виртуальным собеседником

04.09.09, Игорь:
"для помощи тебе есть НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ, внутри каждого ЧЕЛОВЕКА, только замыто ИНФОРМИРОВАННОСТЬЮ, научись им пользоваться. А для этого существуют ВЕДЫ и СВЕДующие люди которые их могут пояснить", - Наташа, это твои слова. Кто эти СВЕДующие люди, ты их знаешь, можешь их рекомендовать к знакомству с ними или даже познакомить? Я  спрашиваю искренне и без второго смысла

05.09.09, Наташа:
ДОБРОГО УТРЕЧКА!!!))) СВЕДующих людей я знаю, по их видео-семинарам, книгам, коментариям. ОНИ меня пока нет))). В моей видео подборке есть малая толика этих материалов.

Игорь:
Спасибо, Наташа, ответ мне понятен). Направление поиска у нас, возможно, совпадает, хотя я ищу не для того, чтобы научится у кого-то и изменить свою точку зрения, сложившуюся в результате собственного размышления и осмысления внутренних и внешних процессов. А для того, чтобы понять, есть ли на этой планете те, кто вышел из той же точки, пусть и в разное время, и рассмотреть их опыт пребывания на сей планете))).

Наташа:
Истина то ОДНА... Путей до нее тыщщщиииии))))

Игорь:
Боюсь что ты ошибаешься)))
Истина - если говорить как о предмете – да, одна, как одно есть солнце.
Но вот вода - одна? как предмет - да, одна. А как средство для жизни - нет, разновидностей воды много: пресная, солёная. Пресная разделяется на питьевую и дождевую и т.д и т.п.
Так и Истина. В принципе, как субстанция, как философское понятие для болтунов - она одна, а как средство для жизни отдельно взятых личностей - её столько же, сколько этих личностей. Если мы говорим о ментальном и внутреннем, а не общественно-социальном. До этой истины мне дела нет)))

Наташа:
1. "Знающий не доказывает, доказывающий - не знает" (Лао Цзы)
Наш ум, разум и интелект, овладеть за одну жизнь, СОВЕРШЕННЫМ ЗНАНИЕМ (ИСТИНОЙ) просто не могут, "...ведь предположение нисколько не избавит от истины".
И непостижимое, ни при каких условиях не должно быть объектом экспериментов или наших умозрительных построений, а принято как ДАННОСТЬ.

Игорь:
Почему во все времена всеми учёными и духовными людьми простой человек старательно отделялся и до сих пор отделяется от Истины Жизни, я не имею ввиду совершенного знания в точных и других НУКАХ. Я говорю об Истине Мироздания души и духа человека, той, собственно, что стала Тайной, хотя никогда ею и не была.
А ведь написано в Книге Жизни для каждого дитяти Всевышнего Творца:
"11. Ибо заповедь (Истина) сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
12. она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
13. и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"
14. но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
15. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло".
Правда Для того чтобы эта Истина, это знание было по Его Слову рядом с человеком, нужно соблюсти поставленное Им условие, а именно:
"...если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею".
Хочу добавить, что я родился и рос в сельской местности, среди крестьян - простых людей, таким был и мой отец. Эти люди знали и знают Истину и не парятся поисками смысла Жизни как мы, а живут в соответствии со своим пониманием добра, любви и веры, а потому в этом они счастливы.
Именно таких людей старался показать Василий Макарович Шукшин и многие другие сподвижники.
И последнее, то что вся новорождённая Россия была отнята от груди матери я не верю, знаю - кормили с первого дня, поэтому село и деревня ещё живы своей целостностью сознания и ума, пусть в отличие от города он не такой изысканный, но цельный и самодостаточный, хотя и там уже ходят странные люди с вопросами типа "Кто такой бог?".


ВОПРОС ОТ АНАТОЛИЯ ДЖОРДЖА ГУНИЦКОГО

“Можно ли считать тщеславием желание поэта публично выступать с чтением своих стихов, музыканта - давать концерты, художника - проводить выставки и т.д.?” (22.08.09)

Если впереди поэта, музыканта или писателя идёт муза с огнём желания изменить свой и чужой мир к лучшему, сказать правду людям, помочь духовно нуждающимся, то в этом случае - в публичном выступлении - нет тщеславия.
Но тщеславие тихо подкрадывается после выступления, вместе с похвалой критиков и любовью фанатов.
Но, ещё раньше, впереди Музы Поэту нужно знать вот это, цитата великого Герцена, она очень подходит сюда: "Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя, вместо того, чтобы освобождать человечество себя освобождать, - как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человека".


СОЗНАНИЕ

     "Мы увидим насколько важно вызвать в человеческом разуме радикальную революцию. Кризис - это, прежде всего, кризис в сознании. Кризис который больше не может принимать старые нормы, старые модели, древние традиции. И, учитывая каков сегодня мир со всеми страданиями, конфликтами, разрушительной жестокостью, агрессией, и так далее... Человек все такой же как прежде, все такой же жестокий неистовый, агрессивный, жадный, соперничающий. И он создал общество в соответствии с этими качествами".
Джидду Кришнамурти
 
     Мудрость гласит, что если не можешь изменить обстоятельства - поменяй своё отношение к ним, и радость придёт в твой мир.
Это так. Но, сказано нам, что “царствие Божие внутрь нас есть”, оттого и Кришнамурти, и Иисус, и Будда, и Кришна, и Магомед, и все мудрые Земли призывают нас работать со своим внутренним миром: своим характером - ему нужны дружелюбие и милосердие; своим умом – ему нужны мера и устойчивость; своими чувствами – им нужны чистота и возвышенность; и приводить их к Единому знаменателю - Заповедям Всевышнего (во всех религиях они схожи).
Это и есть революция своего разума! И только в этом случае обстоятельства внешнего мира вокруг тебя начнут меняться в лучшую, не всегда понимаемую и желаемую тобой сторону.

В древней Руси не было рабства и слова раб, но был Слуга, а рабство было введено, как впрочем, и отменено, при царствовании Романовых.
Работник – было, крестьянин – тот же христианин, тоже было.  Это мне мой папа, сам потомственный земледелец и мелиоратор, рассказывал ещё в детстве.
Моё знание появления в Библии слова "раб" в духовном плане таково -
Кирилл и Мефодий - первые переводчики не стали заморачиваться и делить слово, обозначающее в тексте "раб, слуга", по понятиям - и там где речь шла о фактических рабах древнего мира на описываемых территориях (а это далеко не Русь), и там, где сюжет имеет нравственный, духовный аспект, где должно стоять СЛУГА БОЖИЙ.  Допустим в книгах больших и малых Пророков, в Псалмах или Притчах или Евангелии, в книге Иова в Посланиях Апостолов, да и в книгах Моисея есть много таких мест.
Попробуйте читать Библию заменяя слово "раб" на "слуга, служитель", начните с Псалмов - и всё встанет на свои места.