48-ой спектакль Нелегалки

Таня Белова
12.02.2010 года состоялся 48-ой спектакль «Нелегалки» в Крымском украинском музыкальном театре.

Аплодисменты… «Плохо, когда их нет во время показа комедии», - так я считала до этого дня. Теперь я считаю, что некоторые спектакли достигают такого уровня, когда они перестают восприниматься зрителями, как «спектакль», а становятся неким откровением, исповедью. Мы ведь не хлопаем друзьям, рассказывающим нам о трагических событиях их жизни, о перипетиях  судьбы. Нам не приходит в голову рукоплескать им, точно так же, как боялись зрители на этом спектакле перебить своих собеседников, спугнуть эти, порой робкие, порой пронзительные своим пророчеством, откровения. Сегодня актёры стали частью зала, каждым из нас… А зрители - забыли, что они в театре…

 Внимание на грани слёз. На одном из первых спектаклей «Нелегалки» произошёл такой случай: во время действия мужчина вышел из зала, сел на ступеньки в фойе и, обхватив голову руками, пытался осмыслить происходящее на сцене и в зале. Затем с воплем отчаяния он обратился к дежурной: «Это комедия? Какая это комедия, если моя жена рыдает в зале?!!» Простым людям не знакомо слово «катарсис», так популярное в учёных кругах. Простые люди просто плачут, не облекая свои чувства в мишуру замысловатых терминов. Их души очищаются, и наступает удивительное просветление, лёгкость, окрылённость, дающая возможность не замереть от надвигающихся проблем, а найти из них выход.

Я помню упрёки критиков четырёхлетней давности, адресованные режиссёру спектакля Борису Мартынову, в том, что он опоздал с постановкой, что время, описанное в комедии, прошло безвозвратно, что пьеса написана была на злобу дня, и не дотягивает до уровня бессмертных комедий Мольера… Как смешны эти критики сейчас…

Драматургия Анатолия Крыма, обрела сейчас, во время кризиса, своё второе дыхание; в очередной раз обнажила все стороны  жизни, до голой, неприглядной правды нашего нечеловеческого существования. Именно время доказало, как актуальна пьеса, и непроходяща тема настоящей человеческой любви и настоящего человеческого горя, выпадающего на долю хрупких женщин.

Исполнительница роли Нины – Ольга Котляренко сказала, что сегодня ей не пришлось играть, все слова героини о нашей жизни – были её личными словами, все чувства были не наигранными, а выстраданными ею. Драматург и режиссёр оказались воистину прозорливыми, смотрящими далеко в будущее...

 Театр, как и все остальные учреждения и предприятия города не способен давать квартиры даже своим лучшим актёрам и режиссёрам. Государство ничем не способно помочь своим гражданам, оставшимся без жилья, и взявшим ссуды в банках на покупку квартир. Своим гражданам, ставшим вечными должниками, не зарабатывающими даже на проценты по ссудам… А посему: долги не возвращаются, а удесятеряются, даже тогда, когда отдаётся на их погашение вся зарплата… Что ждёт нас? Кто нам может помочь? Власти? Спонсоры? Инвесторы? Нет! Только сами люди, их любовь, их порядочность, их разум, их взаимопомощь.
В очередной раз Украинский театр доказал, что театр – не система развлечений и не сфера обслуживания! Театр – нечто большее, чем констататор фактов, - его главное предназначение – поднятие проблемы, достижение всеобщего её понимания и консолидация людей, для всеобщего её решения, исправления, искоренения...

 Сегодня зрители выходили из зала заворожёнными правдой. Их разум искал выхода для всех нас. Каждый думал про всех… Каждый - сопереживал каждому. И хотелось верить, что все вместе мы найдём этот единственно-правильный выход, победим грязь своих помоек, и, встретив на пути: честность, справедливость, доброту, - не шарахнемся в сторону от их непривычности. Мы – сможем! Театр подарил своим зрителям Надежду.