Тётушка Чересчур

Александр Таронский
   Почти два года работал я учителем русского языка и литературы в деревенской школе, которая находилась в десяти километрах от моего города. Каждое утро в семь часов утра я был уже на автобусной остановке, чтобы ещё сорок минут ехать в дребезжащем автобусе,а после выхода ещё километр тащиться до школы, которая была расположена прямо напротив древнего кладбища со старыми подкошенными хачкарами и еле различимыми полустёршимися надписями на них. Говорят, здесь в древности остановилась на ночлег греческая царица, место ей понравилось, и она воздвигла целое поселение, которое почти два тысячелетия уже носило название Ором (Греческая). Наверно, отсюда и пошли прекрасные армянские женские имена - Оромсим, Оромсиме.
   Деревенский люд с уважением относился ко мне, тем более я был единственный из учителей, который к тому же прекрасно знал армянскую литературу и историю, много шутил на уроках, зато пальцем не трогал ни одного ребёнка.
   Однажды сижу в учительской и спокойно играю в шахматы. К нам подходит уборщица, тетя Сиран и говорит мне, что у неё серьёзный разговор со мной.Я позвал её в свой кабинет, и она мне рассказала следующее:
    - Ты знаешь,что мой сын из Сибири приехал с женой, русской девушкой Валей.Невестка у меня красивая, улыбчивая, добрая, но иногда меня досада берёт:все невестки у соседей с приданым,кроме моей.А я, ты знаешь, очень плохо говорю по-русски, но кое-как спросила у невестки:" Когда твои вещи-мещи придут,Валя-джан, у всех пришли, только ты у меня такая?" Она, кажется, поняла, но как-то покраснела, а потом воскликнула:" Это уже чересчур!" - и отошла. Объясни мне, дорогой, что означает это слово ЧЕРЕСЧУР?
   Не захотелось мне испортить настроение тёти Вали, я и решил, на авось, употребить принцип святой лжи.
   - Тётя Сиран! Через - по-русски означает через некоторое время. А чур - месяц. Я думаю, невестка твоя обиделась, что ты ей напомнила о приданом,не принято это у русских, но в обиде она и сказала тебе, что через месяц из Сибири ей отправят приданое. Так что будь спокойна, - говоря это, я еле сдерживался, чтоб не лопнуть от смеха.
    Тётя Сиран тут же расцеловала меня в обе щеки и серьёзно сказала:
   - За это полагается магарыч. Я сейчас побегу домой, принесу коньяк и курочку! Спасибо тебе, дорогой, как мне легко стало на душе! - и она, весело подпевая народную армянскую песенку, поспешила домой.
    Отказываться не имело смысла, но мне было стыдно от своего "содеянного добра".
   Но на большой перемене перед четвёртым уроком на учительском столе моего кабинета лежали на столе коньяк,завёрнутая в несколько лавашей зажаренная курочка, свежие помидоры и бастурма.Я созвал трёх молодых своих коллег, и мы срочно, закрыв двери на ключ, принялись за дело, но настроение у меня было паршивое.Надо было как-то выйти из ситуации, и пришлось троим друзьям рассказать о своём безвыходном положении. Но паршивцы тут же бедную уборщицу нарекли тётушкой Чересчур и последний тост выпили за исполнение её желаний.
   Каждое утро, приходя в школу, я видел добрую улыбку Сиран, но когда прошёл месяц-другой, её улыбка сменилась на злое выражение, а в начале третьего месяца после нашего разговора она подходит ко мне и говорит:
   - И как тебе не стыдно, Саша,обманул ты меня. Наверно, слово ЧЕРЕСЧУР совершенно другое значение имеет. Зато со своими дружками за мой счёт коньяк выпили и лучшую мою курочку слопали,- и она, даже не дослушав моих объяснений, отошла от меня.
    Но мне повезло: через три дня после этого разговора, встречаю по дороге Саргиса, сына тёти Сиран с женой, и он мне говорит:
    -Слушай, Саша, расскажи-ка ты лучше историю, как вы мою маму назвали тётушкой Чересчур.Это твой друг Артак, учитель физкультуры, всем моим соседям рассказал, целый час хохотали. Сейчас можно, как раз мы с Валей идем на почту получать денежный перевод от её родителей - ровно пять тысяч. А тётушка Чересчур пусть идёт со своей невесткой покупать приданое. Думаю, хватит, - и Саргис с женой начали безудержно смеяться.
   С этих пор во всём Ороме тётю Сиран с моей лёгкой руки начали звать тётушкой Чересчур.