Авангард глобализации

Михаил Хворостов
Никогда не задумывались, кто шагает в авангарде сил глобализации? Праздники. Но особые праздники, скорее даже симулякры праздников.

От хорошо знакомых нам традиционных праздников их отличает несколько признаков. Во-первых, отсутствие или замутнённость основополагающего Мифа или исторической даты к которой он приурочен. Во-вторых, не национальное происхождение и смысл, то есть ориентация на людей не четко осознающих свою принадлежность к тому или иному народу. В-третьих, вульгарная форма представления, редко навевающая мысли о возвышенном.

Самыми яркими примерами подобных «праздников» в наше время стали – «Хэллоуин» и «День святого Валентина». Оба распространяются по континентам, инфицируя людей, не особенно задумывающихся о символизме праздников, и рассматривающих их лишь как повод для бездумного веселья.

Однако давайте рассмотрим День святого Валентина поподробнее, и попытаемся все-таки понять его значение.

Примечательно, что в мире нет точного понимания, о каком все-таки Валентине идет речь в названии праздника, также как и нет единой версии легенды об этом Валентине (их существует более десятка). И это не особенно кого-либо волнует, так как этот праздник лишь имитирует свое мифологическое основание.

К слову сказать, вы когда-нибудь видели изображение этого самого Валентина на подарках или валентинках? Думаю, нет. Обычно на них изображаются котята или буржуазного вида купидоны.

Что еще характерно, так это то, что главным инициатором празднования, похоже, выступает бизнес. Ведь с каким энтузиазмом дельцы вываливают на прилавки магазинов конфеты, плюшевые сердечки и прочую «праздничную» атрибутику, поставленную на промышленное производство. Им выгодно, чтобы люди потребляли сладкую бессмысленность, и, к сожалению, потребители находятся.

Но какая все-таки символическая нагрузка, присутствует в этом «празднике»? Официально он именуется – день всех влюбленных. Именно «влюбленных», а не любящих. То есть людей, у которых возник сентиментальный позыв индивидуального уровня, а о чем-то большем этим людям задумываться видимо не характерно.

Во всяком случае, символизм праздника отождествляется именно с «влюбленностью» – эмоциональной потребностью ответной или безответной, и совсем не обязательно несущей в себе созидательное зерно искренности.

Вспоминаются слова Дмитрия Карамазова из произведения Достоевского: «Влюбиться не значит любить, влюбиться можно и ненавидя».

В Русском мире есть замечательный день Петра и Февронии, в который мы теперь отмечаем праздник Семьи, Любви и Верности. Некоторые считают его альтернативным Дню святого Валентина, но это вовсе не так, ведь по своему смыслу это праздники антиподы.

Всероссийский день семьи, любви и верности имеет сакральное основание, замечательный памятник православной культуры – Повесть о Петре и Февронии.

Само название «Всероссийский день семьи, любви и верности» уже говорит о совершенно иной сути праздника. Это праздник превосходящего индивидуальные позывы принципа – Семьи, верности этому принципу и Любви на которой он основан. Ничего общего с сентиментальными импульсами «влюбленности» это не имеет.

Поэтому, какой из двух праздников сделать своим, зависит от того, что в мировоззрении человека играет центральную роль – Семья или эмоции.

Для русского человека не должно стоять выбора, что праздновать. Глобалистский, импортный, оскверненный коммерцией и гламурными миазмами день святого Валентина, или русский, национальный, культивирующий лучшие качества человека и не затронутый спекуляциями – День Петра и Февронии.

Ответ очевиден.

Пусть 14 февраля на экранах телевизоров беснуются попсовые вурдалаки, поздравляя с чем-то неопределенным. Пусть на полках магазинов выставляются муляжи сердец в самых разных интерпритациях. Пусть на дискотеках трясутся в конвульсиях опьяненные бессмысленностью люди.

Для русского человека это не имеет значения, ведь праздника под названием День святого Валентина для него не существует.