Интересное на Прозе. ру. Роман Акоррупция

Татьяна Осипцова
Интересное на Прозе.ру. Роман «АКОРРУПЦИЯ» Андрея Кадацкого.

Да, это критическая статья, а не рассказ, как обозначено в рубрике, но не спешите закрывать страницу…

Написать эти заметки меня подвигла дискуссия, недавно затеянная на Прозе.ру Александром Солиным.  Автор ратовал за то, что на нашем портале необходимо присутствие профессиональных критиков, способных разобрать по косточкам выкладываемые здесь произведения и дать им оценку. Александр считает, что рецензии, которые мы пописываем друг другу – ерунда, они не профессиональны и необъективны. В ряде случаев это действительно так. Мы не скупимся подарить своим отзывом три балла  понравившемуся автору, заработав при этом себе один, но скупимся потратить пять баллов на публикацию критической статьи, более обширного анализа. Конечно, это шутка. Не в баллах дело, а в том, что мы жалеем свое драгоценное время на анализ чужого творчества – собственным занимаемся, а про найденное в недрах портала интересное произведение подумаем: «Надо же, хорошо написано, а читателей немного, и в рейтинги не попало… Ну да ладно, если автор талантливый – пусть сам торит себе дорогу». А правильно ли это?  Может, лучше нам стать друг другу – и, само собой,  неизвестным читателям – теми маяками, которые укажут в бескрайнем море Прозы.ру путь к островам, полным сокровищ? Потому что для автора главное – быть прочитанным, услышанным. И пусть лучших, достойных – услышат быстрее.

Кто-то может возразить, что таким образом сдружившиеся авторы будут пиарить друг друга. Нет, я вовсе не к этому призываю. Я призываю авторов, уже зарекомендовавших себя на этом ресурсе, проявить внимание к другим, возможно, новичкам. Рассказать на своих страницах о том, что прочитали, и почему произведение понравилось. Может, это и не совсем то, о чем говорил Александр Солин, но такие отзывы сослужат службу и авторам, и читателям, особенно, если в заголовок будет вынесено семь магических букв «Проза.ру», всегда привлекающих внимание в списке произведений.


Я решила начать серию обзоров с АНДРЕЯ КАДАЦКОГО. Он появился на Прозе.ру совсем недавно и дебютировал романом «Акоррупция». Интересное название, не правда ли? Не поленившись заглянуть в Интернет, я выяснила, что первенство употребления  термина принадлежит нашему автору.  Что же может означать сие слово? Без приставки-то и ежу понятно, что оно означает, а вот с приставочкой… Внутреннее ощущение подсказывало: «некоррупция», но оно меня несколько обмануло. Сопоставив  нарытые в интернете сведения, я поняла, что приставка «а» по-гречески означает неспособность, бессилие. Выходит, «Неспособность к коррупции»? Согласитесь, не столь звучно, как слово, вынесенное Андреем  в заголовок. Вот и первый плюсик нашему автору – умение емким словом привлечь внимание читателя.

Андрей Кадацкий обозначил жанр своего романа как утопический реализм или реалистичный утопизм. С первого взгляда может показаться бредом, но это действительно так.

Герой романа, Сергей Михайлович Ерошкин,  специалист по продажам, менеджер среднего уровня, вдруг обнаруживает, что в окружающем мире происходит непонятное: налаженные связи сбоят, привычные способы решения вопросов не работают. Люди, до сей поры прилежно бравшие взятки и откаты, вдруг стали кристально честными, мало того – законопослушными! И все это не где-нибудь в Германии или Швейцарии, а у нас, в России. Утопия? Да. И прочитав, как автор описывает столь фантастические события, вы получите удовольствие и посмеетесь, я вам обещаю.

Все остальное в романе описано очень реалистично, с забавными подробностями, сочным своеобразным языком.

Одна из особенностей автора - новые невиданные «сложносочиненные» слова, например: «желтовыкрашенный дом», «дикозавещавший телевизор»… Подобное встречается в тексте довольно часто, вначале думаешь, что словечки можно было бы написать и раздельно, но потом понимаешь, что слитность придает иную окраску привычному сочетанию букв.

К достоинствам романа можно отнести и то, что любой из появившихся персонажей, описанных сочными мазками, играет определенную роль в развивающихся событиях, нет лишних действующих лиц и диалогов.

Однако основное внимание сфокусировано на герое. Ерошкин – один из многих, средний по должности и сравнительно средний по доходам человек, не лишенный определенных способностей. Его внутренние монологи, рассуждения с самим собой о политике и экономике, может, и не явятся для вас откровением - но написаны  они интересно, живо. Он вообще живчик, этот Сергей Михайлович. Артистичная натура, любящий подпустить в разговор собственного сочинения шутку или перефразировать классиков; не слишком счастливый в браке, но исправно тянущий лямку семейной жизни бабник, не упускающий случая сходить «налево». Кстати, на страницы романа ни одного акта адюльтера не  попало – тоже, я считаю, достоинство данного произведения.

Но главное достоинство  романа в том, что Андреем Кадацким поднята тема, которой, казалось бы, только ленивый не касался, но сделано это таким оригинальным и неожиданным образом, до какого никто не додумывался, изложено легко и непринужденно и, при этом, где-то во второй половине романа начинаешь всерьез задумываться: а что же это, действительно, будет, если в России исчезнет коррупция, и что надо сделать для того чтобы она исчезла…

Не буду пересказывать содержание, скажу только, что три четверти двадцатиглавного романа  я одолела практически одним махом, а потом с нетерпением ждала, когда же автор выложит очередную главу.

Общее впечатление:  на Прозе событие, интереснейший роман нового талантливого автора. За живость повествования начинающему писателю можно простить немногочисленные грамматические ошибки и путаницу с запятыми. Согласитесь, пунктуация не главное, когда присутствует неординарная идея и оригинальное по стилю исполнение.

Надеюсь, данная статья послужит именно тому, к чему я стремилась, и у вас появится желание заглянуть на страницу к Андрею Кадацкому по ссылке:

http://www.proza.ru/2009/12/14/724

Приятного чтения!