Чудеса в студию!

Ирина Жгурова
Приключения начались

Я составила сканворд: за полчаса набрала таблицу, где вставила слова с оттенком юмора, и назвала своё сотворение – «Праздник на клеточном уровне». В ноябре 2007 года отправила его по известному адресу и получила приглашение на участие в телешоу «Поле чудес» в Москве.  Семейный совет постановил, что   со мной поедет десятилетний внук Витюша.   
После сборов 27 января утром в аэропорту Рощино тюменских путешественников проводила вся семья. В полёте на Боинге Витя наблюдал за облаками, которые плыли сначала рядом, а потом нырнули под самолёт. При посадке постепенно увеличивались города, дороги, дома, аэропорт.
 …В гостинице «Останкино», что расположилась по улице Ботанической, 29, мне выдали электронный ключ от двухместного номера  на втором этаже. Мы отдохнули, распаковали вещи и выехали на собеседование. На троллейбусе добрались до телецентра, рядом с которым проходила подвесная монорельсовая дорога, и по ней  пролетала  электричка. Прошли мимо огромной скульптуры - великолепная розовая Хрюша символизировала год. Прокатились на воздушном электропоезде до конечной остановки  ВДНХ и обратно до телецентра. Телебашня в снежном тумане стремительно пронзила небо.

К 17.00 подошли к телецентру, у 17-го подъезда увидели большое крыльцо с надписью ул. Королёва,12. На нём стояли люди и почти все с детьми. Некоторые приехавшие из разных городов игроки держали чемоданы.
У проходной, возле которой дежурили охранники, показался бледнолицый человек знакомой внешности. Известный телеведущий прошёл сквозь хоровое приветствие приезжего строя. Кумир телеэкрана Леонид Аркадьевич Якубович тихо поздоровался и стремительно ушёл. Усталость сквозила в его облике. От неожиданности я забыла про фотоаппарат для сохранения исторического кадра.

К проходной подошёл молодой мужчина в потёртых джинсах и красной футболке и сообщил, что он администратор телепрограммы и занимается устройством участников. После переклички он провёл всех через металлоискатель в огромный холл с раздевалкой. 
Я заполнила анкету паспортными данными и прослушала инструкцию, о чём нельзя говорить на съёмках - никакой рекламы и никаких логотипов.
В анкетах указала сведения о семье, увлечениях, выступлениях и о сувенирах, которые планировала дарить.  Запоминала информацию: памятные подарки дарят здесь каждому участнику, но на них заполняется по месту жительства налоговая декларация. Съёмки передачи начинаются в 19.00, перед которыми проходит репетиция – в 17.00. 
Каждому игроку выдали по два пригласительных билета на шоу. Их я вручила младшему сыну и его девушке, которые проживали в Москве.



Режиссёр программы в вежливой форме повторил то, что сказал администратор.   Он сказал, что тому, кто приехал за свой счёт надо орден давать (я улыбнулась – это обо мне), и что участники игры стремятся рекламировать продукцию спонсора поездки, а этого делать нельзя.  Далее он сказал, что с каждой тройкой перед игрой недолго будет беседовать Леонид Аркадьевич Якубович, а до этого за пятнадцать минут до игры ему дадут прочитать анкеты. И… просмотра передачи в телеэфире придётся ждать два месяца.

 На  индивидуальную беседу у помощников режиссёра игроки заходили в комнату по вызову, где им по анкетам добавляли в перечень подарки, так как шоу должно быть красочным и привлекательным.  В соответствии с тем, о чём я написала в анкете -  моё хобби среди прочих – огород, мне сказали, что я буду дарить банки с вареньем и соленьем. Этим обеспечивали организаторы. Так как я написала в анкете и о хоккее, то в качестве «привозных» даров добавили коньки, клюшку и шлем. Я заказала фонограмму песни «Трус не играет в хоккей».

Вечером в гостинице после импровизированного ужина я долго не могла уснуть: думала, как переделать своё сообщение на игре. Включила лампу и стала записывать. Как оказалось потом,  и новая «речь» мне не пригодилась. Витя спал крепко, он ещё не преодолел простуду.
28 января наступил день съёмки. Утром Витя принял лекарства, температуру сбил, но его голос хрипел, и нос не дышал. Мы отправились на бесплатный завтрак в виде шведского стола в ресторан гостиницы. Повторили  слова, которые Витя будет говорить  дяде Лёне на съёмке телешоу. Песню решили петь вместе. 
Поднялся  метельный ветер. Мы с тяжёлыми пакетами подошли к остановке.  Троллейбус покатил нас до остановки «Телецентр» и по проторенной дорожке перешли дорогу к  крыльцу подъезда. Главной целью пребывания на «Поле Чудес» стало представление себя и своего города.

В небольшом помещении, где мы с Витей переодевались, всю стену завесили зеркала, и тесно стояли столы с подарками и кушетки для размещения вещей. На столах были разложены сервизы, посуда, гитара, продукты и прочие вещи для организации «подарков». Среди их изобилия стояли клетки с крысами и голубями.
На поднос положили наши привезённые сувениры и выданные «на прокат» хоккейные прелести: шлем, коньки, перевязанные ленточкой, шайбу, клюшку.
На одном из столов возвышался соблазнительный торт. Я и не предполагала, какую роль придётся сыграть этому произведению кулинарного искусства в этот необычный вечер.
Витя планировал просить дядю Лёню поставить автограф маркером на шарфе газовиковского болельщика, который временно висел на моих плечах, с заклеенным «факелом» Газпрома.

Программу «Поле Чудес» организовала хорошая команда: ведущий, администратор, режиссёр, гримёры, все помощники. Наступило время репетиции в огромной студии, в центре которой  находился большой барабан. Когда я видела его на экране, то не предполагала, что буду находиться рядом с этим знаменитым сооружением. В полумраке зала режиссёр расставил игроков у барабана и разъяснил ход процесса игры.


У места каждого игрока находились полки под поверхностью барабана для хранения подарков, которые укладывались перед выступлением. После освоения «кручения» барабана началась репетиция песен. Оператор  установил мне аппаратуру на ушах, и зазвучала минусовка.  Витя справился с хрипотой и пропел куплет. После репетиции нас пригласили на макияж.
Для первой тройки репетировался выход по лестнице зрительного зала. Остальные игроки выходили из-за «кулис».
На постаменте красовались призы -  автомобиль и камин. Огромное табло сказочным зеркалом для высвечивания букв стояло между колоннами. Я повернулась лицом к табло, и позади меня остались барабан и машина, справа – аппаратура, прожекторы и  команда операторов; слева и сзади зрительный зал. За табло разместилась часть помещения –  закулисье, в котором на столах готовили подарки к выносу.



 Лёгкий стресс




Вышел к барабану Якубович – началось действо мгновенно и неожиданно. Когда ведущий объявлял меня, вольно или невольно ошибся в моём отчестве.  Я поправила его, но решила, что это недобрый знак.

Тема игры порадовала – танцы. Слово оказалось лёгким, его угадали сразу все, и поэтому до меня ход не дошёл, но возможность сказать приветствие была предоставлена. Я сказала, что приехала с внуком.  Якубович  воскликнул: «Так что же он сидит-то, внук, иди сюда!»   Витя поднял руку, и ведущий его вызвал, пожал руку и  спросил:  «Ты что-то приготовил?». Мальчик ответил: «Да, песня о хоккее». Витя рядом с  телегероем чувствовал себя уверенно и пел в его микрофон, Леонид Аркадьевич подпевал.
Я сообщила: «Витя -  центральный нападающий тюменской хоккейной команды Газовик-99, подарки – в студию!» Занесли поднос с вещами. Юный хоккеист развернул спортивную майку, украшенную надписями  с обеих сторон «Якубович - 99» и «Газовик - 99».  Якубович спросил: «Мне нравятся цифры 99 – наверное, возраст?» По залу зрителей пронёсся весёлый рокот.
 Когда Витя рассказывал стих: «Я помню спальню и лампадку…», Якубович переспросил игриво: «А почему спальня?»  Я ответила, что это произведение Бунина сейчас посвящается родным. Ребёнок, не смутившись, продолжил и закончил словами: «Не ты ли, ангел мой, была?»  Передал приветы школе, тренеру, родным, маме и папе, и чётко произнёс: «Дедуля, привет, поедем на рыбалку!»  Это понравилось Леониду Аркадьевичу, и он многозначительно поднял вверх указательный палец. При показе передачи из всех  приветов оставили только обращение к деду.

Якубович обратился ко мне – «С чем вы сюда приехали?»  Взгляд его мне показался тяжёлым и нереально безучастным. Может быть, у меня восприятие окружающего мира трансформировалось в связи с лёгким замешательством после неудачного для меня оборота игры!? Но взгляд шоумена мне именно таким и запомнился. Я выставила казённые трёхлитровые банки и сказала, что их содержимое со своего огорода. Наверное, мои слова звучали неубедительно,  потому что  Якубович посмотрел на меня недоверчиво.
Острая нехватка времени сжала мысли и вылилась в желание поскорее всё сказать. Тут же возникло временнОе противоречие: время остановилось, мгновения превратились в часы. Собственная речь мне показалась бесконечной.  Голос существовал параллельно моей сущности. Одновременно создалось ощущение, что голоса соседей по барабану жили самостоятельно, отдельно от своих хозяев. Наверное, сказывалось влияние акустической техники. 

Я произнесла то, что пришло в голову, а не то, что готовилась говорить: «Слово я, конечно, знала, но…не судьба. Из Тюмени в Москву не так-то просто добраться. И помогли мне в этом три  богатыря – Виктор, Алексей и Василий». Якубович спросил: «Все ваши?» Кивнув, продолжила: «Все мои. И только благодаря их помощи я смогла привезти подарки от администрации города Тюмени – уникальное изделие Тобольских умельцев из натуральной кости мамонта – и альбом – «Тюмень - утро века». Я открыла страницу альбома с панорамой пешеходного бульвара. Якубович без эмоций ответил, что был в Тюмени.

Я вошла в роль: «Приглашаю вас посетить солнечное побережье реки Туры жарким Тюменским летом», и выставила фигурку пляжника, похожего на ведущего. Выражение лица Якубовича оставалось непроницаемым. Я ожидала, что он оценит юмор, но ошиблась. Скорее всего, великий профессионал знал, что внимание камер направилось на меня, и не тратил эмоции попусту.


Улыбка, как естественное состояние, бесследно исчезла с моих губ, не найдя поддержки. Я забыла о том, что Леонид Аркадьевич знал, когда его снимают, а в остальное время давал говорить игрокам. И в это время вполне мог себе позволить не смотреть на игрока. Из моей головы выветрилось сообщение о том, что в зале сидит мой сын. Его бы показали крупным планом.
Достала свиток: «А это оберег от жителей разрушенного перестройкой городка Аксуек, которые знают, как больно терять то, что создано».  Как ни странно, этот подарок Якубовичу понравился, он нашёл скотч в недрах барабана и прикрепил свиток на колонну возле табло.

Вручила диплом ведущему о присвоении ему звания «Доктора праздничных наук» в связи с тем, что передача является всенародным еженедельным праздником. Название «Доктор Праздник» прозвучало в  пространстве студии. Якубович оставался невозмутимым.  Я подумала, что этот подарок не пройдёт в эфир, и оказалась права.
Майку и кепку от глянцевого журнала «Доктор Праздник» доставать не стала, а положила на стол технический учебник без комментариев. На обложке написала пожелание Якубовичу, как бывшему инженеру, от автора, то есть от меня.

           На камере справа от табло висел плакат с большими буквами «ПРИВЕТЫ» для тех, кто забыл, куда надо смотреть. Якубович отвернулся, дав понять, что моё время вышло.   Может быть, мне это показалось. Я захватила немного времени и завершила своё выступление приветами родным, одноклассникам и однокурсникам на территории бывшего Советского Союза и городу Тюмени.  Позже при просмотре передачи оказалось, что были вырезаны все мои приветы.


Витя всё время игры стоял рядом с Якубовичем и не скрывал восхищения: «Дядя Лёня, я хочу вам подарить свою медаль», снял с себя полосатую ленточку с «золотой» медалькой и повесил ведущему на шею. Леонид Аркадьевич спросил: «А за что у тебя эта медаль?»  Витя ответил просто: «За Сладкоежку».  Надо было объяснить, что «Сладкоежка» – это междугородний детский турнир, где выигравшая команда получает медали и огромный торт в виде хоккейного поля. Якубович же понял буквально и удивился тому, что хоккеист –  сладкоежка. 
После передачи медали Витя встал рядом со мной. Если бы у него был газовиковский шарф, он бы не постеснялся у дяди Лёни попросить автограф на шёлковой ткани хоккейного атрибута.

Якубович перевёл непроницаемый взгляд на меня и спросил:
 – Как зовут вашего мужа?
 – Виктор.
  – А отчество?
 - Васильевич. 
– Сколько лет вы вместе? 
- 35!

Когда этот весёлый допрос закончился, Якубович в камеру сказал: «Виктор Васильевич!... Святой человек!»
Что он имел в виду!? То, что внук передал деду привет? Или то, что мой муж  помог мне поехать на «Поле Чудес»?
 Во всяком случае, улыбка ко мне вернулась. Но этот забавный диалог в передаче показан не был.

Всей тройке вынесли подарки – DVD-плейеры, а детям – цифровые фотоаппараты. Время игры  заканчивалась, но ведущий неожиданно объявил: «Где этот сладкоежка? Подарить ему торт!» 
Витя в это время рассматривал фотоаппарат, подаренный Якубовичем. Леонид Аркадьевич сказал: «Оставь фотоаппарат бабушке, она его точно не украдёт!» И к чему же это было сказано?! Наверное, так знаменитый телеведущий съязвил по поводу моей пиратской фотовспышки в раздевалке.
 Вите преподнесли тот самый огромный торт на подносе. Юный хоккеист восхищённо посмотрел на дядю Лёню, а потом с изумлённым испугом  - на тяжёлый десерт.  Организаторы быстро убрали дары игроков, подготовив барабан для другого выступления, а у меня за кулисами оператор выпутывал из причёски провода аппаратуры. Витя, не дождавшись моей помощи, поставил торт на барабан и ушёл в раздевалку. Туда же ассистенты унесли торт.
 Леонид Аркадьевич так и ходил  с Витиной медалью на шее.


Шоу продолжалось. Нам упаковали подарки. Торт предложили забрать вместе с подносом. Мы с Витей зашли за кулисы студии, чтобы смотреть игру победителя. Оказалось, что после съёмок, когда мы уже шли к выходу, зрители гуляли по студии, фотографировались на фоне барабана и табло и разливали в бокалы шампанское.


***


спустя 2 месяца.


Два месяца ожидали выхода в эфир передачи. Я с удивлением заметила, что экран меня зрительно расширил, и вырезали все мои «лишние слова». Витя был на экране великолепен.  За барабаном стоял неотразимый Леонид Аркадьевич с лентой на шее, только саму Витину медаль заправил за борт костюма – наверное, это являлось запретной рекламой. Он вёл передачу с фирменной улыбкой, обаяние которой я не «увидела» на съёмках. Видно, при волнении в необычной ситуации зрение и внимание стали выборочными.
После эфира передачи я получила много писем и поздравлений.






… Один из многих откликов на сайте земляков…

«Посмотрела 21 марта передачу с Вашим, Ира, участием. Всё супер!!
Молодая, красивая, уверенная в себе и умная женщина. Даже бабушкой язык не поворачивается назвать. Витя тоже молодец!
Все, что было показано и сказано Вами - Совсем напрасны Ваши переживания по этому поводу. Я в тот день была высоко в горах и даже не надеялась посмотреть передачу. Но вечером в ресторанчике отеля кто-то переключал каналы телевизора и вдруг - 1 канал России, Поле чудес, конец игры первой тройки. Ну надо же!!! И такое бывает. Я как заору: "Не переключайте, сейчас мою землячку будут показывать!" Можете представить, как на меня все посмотрели? Но когда началась игра второй тройки, все уже болели за Вас, Ира, вместе со мной. И если учесть, что была одна молодежь, то болели активно! Сказали, что моя землячка и ее внук-хоккеист - супер! А меня переполняла гордость, что у меня такие земляки!!! Я в тот вечер совсем незаслуженно купалась в лучах Вашей славы, Ирочка, Вы уж простите.
Но меня прямо распирало от гордости за Вас!»

Наталья Тыщенко, Киев,   
2008 год
Спустя 2 месяца.





ИСТОРИЯ.



Телеигра «Поле чудес» — одна из первых передач телекомпании ВИД  (отечественный вариант американской программы «Колесо Фортуны») впервые появилась в эфире Первого канала (в то время ОРТ) в четверг 25 октября 1990 года.
Первым ведущим «Поля чудес» был Владислав Листьев (один из создателей проекта «Поле чудес»). Название шоу создатели позаимствовали из сказки о Буратино Алексея Толстого.
С 1 ноября 1991 года ведущим «Поля чудес» стал Леонид Якубович. В роли ассистентов Якубовича – модели (девушки и мужчины).
Правила «Поля чудес» довольно просты и на протяжении долгого времени практически не изменились. Ведущий "Поля чудес" Леонид Якубович загадывает какое-то слово (скрытое на табло) и по ходу игры дает участникам подсказки. Игроки по очереди крутят барабан, стрелка которого может остановиться не только на количестве очков, но и на специальном секторе (приз, плюс, миллион, шанс – звонок другу и др.) в каждом из трех туров участвуют по три человека, а затем три победителя соревнуются между собой уже в финальной игре, и ее победитель, в случае выигрыша суперигры, получает главный приз от "Поля чудес".
За 19 сезонов этой, ставшей уже легендарной, отечественной передачи, студия "Поля чудес" не раз претерпевала изменения. В 1990 году студия «Поля чудес» была темно-синяя, барабан — простой незатейливой формы, с наружными ручками, похожими на крючки, и со стрелками, указывающие сектора, табло с черными буквами. В 1991 году на стене студии «Поля чудес» появилась надпись «Поле чудес», а на табло – синие буквы. С 1993 по 1995 гг. — барабан стал чуть меньше, со стрелкой, как у компаса и несколькими вертикальными ручками, максимальное количество очков на барабане – 750 и еще — изменилась музыка. Декорации студии стали в голубоватом цвете, с разноцветными вкраплениями. В 1995 году, когда изменились заставки и логотип Первого канала, декорации поменялись вновь: лестницы, по которым участники спускались в студию, мигали, по бокам ступенек стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан, другой стала и музыка во время вращения барабана.  По бокам табло были установлены два изображения собора Василия Блаженного. С 2001 года, в связи со сменой имиджа передачи "Поле чудес", студию снова улучшили, сделав более современнее, установили новый барабан, за ним плазменный телевизор, демонстрирующий барабан с секторами. В 2005 году барабан заменили на более узорчатый, поменяли музыку во время его вращения и больше дизайн студии не меняли.