Золотое правило добродетели

Игорь Еремеев
Когда-то мой сын регулярно занимался чтением Детской библии. Так вот, он, прочитав одну из глав, задал мне вопрос: “Папа, скажи, почему Бог, если он такой всемогущий и мудрый, если Он знает, что есть дьявол, что всякое зло мешает людям быть счастливыми, быть здоровыми, радостными, добрыми. Почему Он не уничтожит это зло, этого дьявола?”.
         
Сын, задавая вопрос, всё время показывал на улицу, как будто где-то там за окном находится то, о чём он говорит.

Вот что я ему тогда ответил: “Костя, почему, когда ты говоришь о зле, то показываешь на улицу? Ведь, изучая Библию, ты понял, что всё злое, равно как и всё доброе, находится в человеке и исходит изнутри самого человека, из его слов и дел, являя его сущность. И тогда, если Всевышний Творец, по такой просьбе людей одним движением Своей десницы уничтожит всё зло на земле, как ты считаешь, сколько людей встретят утро следующего дня?”.
         
Мой сын сказал немного подумав: “Наверно, ни одного или очень мало”.
         
- “Как ты думаешь, - продолжал спрашивать я, - для чего Он дает тебе каждый новый день по своей милости?“.
         
Сын снова подумал и ответил: “Я думаю для того, чтобы я с каждым новым днём становился всё лучше и лучше и дарил людям радость, совершая добрые дела”.

Ответ девятилетнего мальчика мне понравился. Но это, решил я, даёт мне только надежду.
Надежду в том, что он станет хорошим человеком, если сохранит это понимание, что искать источник своих проблем и неудач нужно только в себе, в своём сердце. В наличии своих общечеловеческих пороков и своих злых чувств: зависти, лжи, корысти, лени, жестокости… Имя им – легион.

Я сказал ему: “Хвала Всевышнему, когда Он на твоём жизненном пути поставляет людей, которые в чём-либо помочь могут тебе. Но большая хвала Ему и честь тогда, когда Он на твоём пути тех поставляет, кому бы ты смог, и потому – обязан, оказать поддержку и помощь. И приобрести родное, родимое человеческое “Спаси бог! Спасибо!” – благодарение для Всевышнего. Тогда в твой внутренний и внешний мир явится большее твоё достоинство и ценность пред божьими очами. Един Законодатель и Судья. Он и оценит, и поставит человека на соответствующий уровень духовной лестницы.  Тебе сегодня помогают – вот одна ступень. А завтра помогаешь ты – совсем иная степень в иерархии небесной”.

Ещё я понял тогда: для того, чтобы, воспитывая учить и требовать исполнения, крайне необходимо, обладая соответствующими качествами, самому стать примером для подражания. Особенно в своей семье. Глупо говорить о вреде курения ребёнку, если сам не в силах отказаться от этого зла. А когда хочешь, чтобы твоя жена была к тебе внимательна, ласкова и доброжелательна, то прежде, сам стань внимательным и доброжелательным к ней. И жди с верою, что совершённые тобой добродетели возвратятся.

Так оно и случается. Всегда. Так учит Книга Жизни. Так учит и жизненный опыт праведных людей. Они учат жить честно. Жить так, чтобы однажды ничто не помешало каждому из нас найти в этой Книге Жизни своё имя.