Просто всё великое нужно спасать вовремя...

Александр Таронский
   Древние легенды имеют великую силу преломления,но порой хочется верить в то светлое и прекрасное, что кроется за тайной тысячелетий, видеть отсветы, вернее, отблески того преходящего, оставить свой след в настоящем.И много думал я над тем, откуда появилось это благородное имя Сурен, пока явственно во сне не явился мне дух этого грозного воителя и не рассказал мне эту древнюю быль.
    Трудно приходилось армянскому царю Артавазду Арташесиду после смерти отца - Тиграна Великого, который, сумел в своё время отвоевать себе великую империю и даже заставить кичливых парфян передать ему корону царя царей Востока.Но помешал его делам собственный тесть Митридат Евпатор, царь Понта и Боспора. Проиграв в войне с Римом, он, стараясь уйти от Лукулла, убежал к своему зятю - армянскому царю Тиграну. Тигран не опасался войны с Римом, но в отличие от Митридата отличался здравомыслием, зная, что в борьбе с Римом Армении грозит гибель.К тому же он хотел достроить свою третью столицу Тигранакерт,возведённую в самом центре его царства.Но когда римские посланники приехали к нему и потребовали отдать  врага Рима, гордый Арташесид им ответил:" Тигран Великий, царь царей Востока и  внук Арташеса Великого, никогда не сдаёт своих родственников на растерзание врагам!" А сделав первый шаг, он совершил и второй: передал в помощь своему тестю двадцать тысяч войска, и тот опять отвоевал у римлян Понт.
  Но Армения, ослабленная от нашествий  римлян и парфян, а также предательством принцев Заре и Тиграна Младшего, вынуждена была подписать в конце концов договор с Римом "о дружбе и союзничестве".Это было самым мудрым шагом уже постаревшего Тиграна, настолько мудрым, что Помпей Великий считался только с мнением Тиграна, пренебрегая мнениями иных правителей восточных царств.
    Ни клочка исконно армянской земли не отдал Тигран своим врагам, но после его смерти Марк Красс, получивший от римского сената разрешение на Восточный поход, потребовал от Артавазда военного участия в его походе против парфян. Артавазд поехал с 50-тысячным  конным войском ему на подмогу и встретился с ним у города Зевгмы, но узнав, что тот хочет провести свои легионы через плодородные армянские земли, предложил ему другой план похода,более безопасный для Армении, но разбогатевший на контрибуциях и казнях ещё со времён Суллы римский триумвир не захотел даже выслушать сына Тиграна.Гордый по своей натуре, царь Артавазд ночью, забрав своё войско, покинул римский стан и возвратился в Арташат.
    Но возвращение на родину было безрадостным: парфяне, почуяв опасность, уже завладели почти половиной территории Армении, а парфянский царь Ород при встрече объяснил Артавазду, что приехал посетить могилу великого Тиграна, а также сосватать сестру Артавазда Нране за наследника парфянского престола Пакора.
    Артавазд,очень тонкий по натуре человек, конечно, понял все уловки коварного Орода, но другого выхода не оставалось - он решил воевать с Римом в союзе С Парфией. Но перед тем, как дать согласие он захотел встретиться со славным полководцем Суреном, который происходил из царского рода и приходился троюродным братом Ороду.
   Долго сидел армянский царь в палатке Сурена, и так ему понравился этот талантливый полководец, что он призвал всех своих нахараров и князей и в присутствии царя парфов Орода и своего будущего зятя Пакора произнёс речь:" Славен сей полководец, и я ему настолько доверяю, что отдаю ему в два раза больше войска, нежели обещал Риму. И думаю, что в его лице Рим встретится с новым Ганнибалом, с новым Митридатом. И надменному Крассу вряд ли выдержать против нашего объединённого войска. Победа будет за Суреном".
    Вскоре под Каррами Сурен не только разбил римские легионы, но обезглавил Красса, а голову послал в Арташат, где прямо в театре в присутствии армянского и парфянского монархов шло представление Еврипида "Вакханки", и где талантливый актёр Ясон бросил на арену вместо бутафорной окровавленную голову Красса.
     Рим целых десять дней отмечал траур, меж тем Сурен вместе с парфянскими и армянскими военачальниками на берегу Евфрата устроил потешный триумф, где вместе со свиньями запрягал в колесницы захваченных в плен римских легионеров.Народ ликовал.
    Но прошло всего несколько дней, и Сурена нашли мёртвым в собственной палатке.Он был отравлен приближёнными парфянского царя Орода. Узнав об этом злодействе, царь Артавазд, пригласивший героя к себе в столицу, порвал все свои отношения с Ородом и издал указ, чтоб всех мальчиков-армян, родившихся в течение года называть именем героя Сурена для сохранения памяти того, кто спас свою родину и Армению от римского порабощения.А детей Сурена и его жену пригласил жить в свою столицу.
    Прошло более двух тысяч лет. Исчезли с лица земли и великая Парфянская держава и   сами парфяне.Исчезли их традиции, города, имена, но имя СУРЕН, спасённое армянским царём и драматургом Артаваздом, стало одним из самых распространённых армянских имён.
     Просто всё великое нужно спасать вовремя...