Что такое факт? проблема психологии как науки

Машино
Необходимость отвечать на вопрос о том, что такое факт связана со многими обстоятельствами, которые можно было бы назвать культурным контекстом сегодняшнего дня. Перечислю некоторые из них:
- психология как наука приобретает качественно новые свойства. Она
становится одним из предметов бытового обихода современного
человека, превращается из абстрактного научного знания в предмет
личного назначения, как бы в домашнюю утварь;
- качество психологического знания, способы его получения и
применения, т.е, истинность знания, воплощается в социальной
экспертизе индивидуальной жизни человека как требование
соответствия заданным критериям { например, критериям готовности к школе, критериям профессиональной пригодности, критериям
психического здоровья и т.п. );
- через информационный обмен психология становится реальным
полем взаимодействия культур, так как практикующие психологи
используют методы работы коллег из разных стран мира;
- психология становятся реальным инструментом воздействия на
общественное сознание, можно , думаю, сказать, что она способствует
созданию форм коллективного сознания;
- психологи в своей работе через взаимодействие с другими людьми
реализуют идеал человека как теоретическое обоснование своей
работы. За счёт этого идеал человека из абстракпии, из идеи
превращается в содержание конкретных отношений конкретных людей и в самоотношение человека;
- психологическое знание становится одним из вариантов обоснования и самообоснования человеческой жизни, т.е. непосредственным образом влияет на принятие жизненно важных решений и на формулировку жизненно важных задач ( масштабы этого влияния возрастают по мере использования психологического знания в контексте культуры ).
Я перечислила только наиболее важные, на мой взгляд , обстоятельства, которые свидетельствуют о существовании зависимости средств, способов и результатов научного мышления и индивидуальной жизни человека в наше конкретное историческое время. Эти обстоятельства можно ещё назвать фактами современности, и тогда потребуется система доказательств каждого утверждения, например, ссылками на литературные источники ( читателя при этом желательно потрясти обширностью ссылок, доступных автору текста -так делается специально, это один из способов построения научного доказательства )
 Можно прибегнуть и к другим способам доказательств: сослаться на данные научной школы или авторитетного учбного, на историю научного знания или на результаты последних научных конференций. Почему это надо сделать? Если так поступить, то суждения, которые вы только что прочитали в начале текста, из достаточно неопределённой информации становятся фактом.
Они превратятся в факт, так как будут фиксироваться способом, доступным для воспроизведения другим людям или будут соответствовать уже существующим способам. За счёт этого информация может войти в уже существующие культурные тексты, стать их частью или частью контекста или подтекста. Присутствие других людей, возможность присутствия других людей в информационном потоке, преобразует его в систему фактов, так как другие люди задают информации главное свойство - диалогичность, а значит, обратимость, а значит, воспроизводимость, а значит, возможность изменения формы при сохранении содержания, С этой целью в науке создают специальные формы - научные понятия. Одна из задач научных понятий в том, чтобы фиксировать содержание информации в форме, доступной для всех людей науки. Так возникают, например, понятия самооценки , защитных механизмов, апперцепции, интериоризапии и т.п. Они как пароль, так как позволяют узнавать людям одну и ту же ( или примерно одну и ту же ) информацию. В этом можно найти возможные основания, для взаимопонимания людей, для
организации их совместных интеллектуальных усилий в научной работе. Обозначив в понятии свою позицию учёный показывает степень значимости для него информации, ту форму { научные понятия ), в которых он эту информацию использует.
     Можно обозначить в понятии свою научную школу - это, например,  культурно- историческая психология. Понятия этой школы для психолога  являются формами его индивидуального мышления. В этих формах он может ( или будет пытаться  } мыслить о психологической информации, которую посылает бытовая и профессиональная жизнь в мой конкретное историческое время. Эта психологическая информация может стать научным фактом, а может остаться только фактом его индивидуальной жизни.
Если она будет соответствовать форме - научному понятию, тогда у неё есть шанс стать научным фактом, - быть узнанной и воспринятой другими людьми. Этот шанс может возрасти до познания закономерностей и законов психической жизни. Если соответствие научному понятию не будет достигнуто, то информация обретёт другую, индивидуализированную или только индивидуальную форму, например, сновидения, образа, ассоциации, мотива стихотворения, предчувствия, невыразимого настроения или других проявлений частной, как говорят, личной жизни.
Существование разных способов фиксации психологической информации - научной и индивидуальной - приводит к трансляции в культуре разных форм близкой по качеству или однородной информации. Часто необходима специальная, интеллектуальная работа, чтобы установить соответствие содержания, например, рекламы пива и содержания понятия идентификация.
Реклама и понятие в разных формах отражают одно и то же качество психологической информации. Реклама и понятие могут быть проанализированы как факты. Они быть предназначены своим содержанием другому человеку. В этом отношении они взаимообратимы - реклама может стать фактом науки, а научное понятие -содержанием рекламы. Реклама станет фактом науки, если будет проделана интеллектуальная работа по соответствию её конкретною содержания содержанию обобщённого научного понятия. Этот путь называют восхождением от конкретного к абстрактному. Обратный путь - от абстрактного к конкретному надо проделать в интеллектуальной деятельности, чтобы выделить содержание идентификации в рекламе пива. Такие виды работ осуществляются в науке.
Продолжение есть, но не обязательно следует.