Между строк нежных писем

Лариса Ишбулатова
МЕЖДУ СТРОК НЕЖНЫХ ПИСЕМ ...




    С той самой войны очень много прошло лет, событий, других войн, искусственно-страшных фильмов с «кровищей». Во всём этом может потеряться след Великой Отечественной и память о её героях, если не делать ничего...
    Как говорить об этом с детьми?

    Странно выглядят ксерокопии фронтовых писем — встреча прошлого и настоящего. Современные техника бесстрастно копирует неровности старой бумаги. Вот по складкам видно, что это был треугольник, вот  штамп того времени: «Проверено военной цензурой». Сохранился не только он. Письмо осталось тёплым. В нём жив каллиграфический, округлый и очень знакомый почерк любимого мной человека, моего деда Гайнуллы. Бережно сложенные в чемоданчик оригиналы, исписанные идеальным «учительским» почерком лучше лишний раз не тревожить: они хрупки, как растения в гербарии, — они много пережили.
 
    «5.11.42.
Дорогой Карам и Фатыма!
Привет вам всем моим родным. Я уже на фронте. Прибыл ещё 23-го октября, но писать никому не смог, ибо за истекший период мне пришлось находиться в пути приближения к фронту и не иметь постоянного адреса. Теперь адрес известен. Я добрался до своей прежней части. До сих пор погода стояла тёплая. Сегодня наступило довольно резкое похолодание. Вероятно наступает зима. Уже пора. Нынче с некоторым опозданием.
По пути из Боровичей я отправлял письма, в том числе и вам,вероятно получили. Где и как живёт Зайтуна, в деревне или в городе? Я не знаю, куда ей писать.
Как здравствует мой сын и как он учится? Когда он научится грамоте? Пусть когда научится грамоте, напишет мне письмо. Скучаю я о нём. Хочется видеть, посмотреть, каков он, крепко-крепко любить и поцеловать его. Ну, нет, мы далеки.
Привет Зайтуне, деду и бабусе.
  Передайте привет знающим меня.
Как не думал, всё же придётся зимовать на фронте вторую зиму. Пока до свидания.
      Будьте живы и здоровы.
С приветом, Геррев.»
      

            
    Ишбулатов Гайнулла Губайдуллович родился 19 ноября 1903года в деревне Удрякбаш Сафаровской волости Уфимского уезда, ныне Благоварского района Республики Башкортостан. Отец его был муадзином, а, значит, и человеком грамотным, и Гайнулла учился в начальной школе и мектебе и жил в родительском доме.
В 1919 году юноша уезжает в Уфу. Учится в учительской семинарии, впоследствии реорганизованной в Башпедтехникум. Охваченный революционным романтизмом, он придумывает себе новое имя — Геррев (Германская революция). Это имя останется с ним до конца жизни. Так называют его близкие и друзья. Знает арабский, русский, татарский и башкирский одинаково хорошо. Живо интересуется происходящим. Конечно, комсомолец и, конечно, работает учителем после окончания техникума на Петровских рудниках в сталинском округе на Донбассе. Потом в школах Башкирии.  Параллельно сотрудничает в журнале «Культурная революция». В 1936 становится  заместителем  редактора.  Человек прямой, открытый и принципиальный, он не боится спорить, но в страшные тридцатые остаётся невредим. Каким чудом — неизвестно. 1936-1940 — годы учёбы в пединституте в Башкирии на физико-математическом. После окончания работает в Мукомольном техникуме в 9-й средней школе города Уфы. Преподавать приходится не только физику и математику, но и обществоведение, русский язык , литературу.
   В марте 1941 призван слушателем на курсы усовершенствования комсостава МВО в городе Владимире. В потрёпанной  записной книжке до сих пор можно разобрать чёткие карандашные записи о нормах огня и правилах ведения боя. Уже тогда  он узнал, что будет война.
    Моё знакомство с правилами боя прерывает телефонный звонок: «Слушай, я придумал, как тебе лучше говорить с детьми: прочитай письма, адресованные детям, это будет  всем интересно!»- это мой дядя, старший
брат отца Радик. Бесценный чемодан — его сокровище. Ему спасибо.

«18 декабря 1943.
    Дорогой и любимый мой сын Радик!
Шлю тебе горячий отцовский привет. Твоё письмо, которое ты написал, я получил и многократно его перечитывал, радовался, что мой сын вырастает большим и в моё отсутствие сделался грамотным учеником. Читая письмо, написанное детски старательным почерком неокрепшей детской ручки, я как будто видел тебя перед собой, но только не таким большим, каким ты стал теперь, а таким, каким ты был до моего отъезда...»
   С июля 1941 по октябрь он служит на Северо-Западном фронте старшим адъютантом   батальона. По окончании курсов перед войной так и не удалось заехать домой. 23 августа 1941 он ранен под Чудово и находится в госпитале в городе Вологда.
     С октября того же года служит на Волховском фронте.
«...пиши мне письма часто, пиши много, что делаешь, в какие игры играешь, есть ли у тебя игрушки,катаешься ли на коньках, лыжах, салазках, есть ли они у тебя. Есть ли у тебя одежда, обувь ничего ли у тебя не болит?
 Учись хорошо, но не утомляй себя, вовремя отдыхай и вовремя готовься к урокам. Слушайся тёти, дяди, у которых ты живёшь.
Я всё на фронте, как победим немцев, тогда я к тебе вернусь, я тебе тогда помогу учиться, играть хорошие игры.
Где учится Энгельс? Будь дружным с ним всегда. Он твой брат, друг и товарищ.»
Написавший эти строки капитан Ишбулатов  командует стрелковым батальоном сначала на Волховском, потом  на Лениградском фронте. Освобождает город Лениград. В январе 1943 года тяжело ранен в голову близ селения Липки.
    На этом же письме детский карандашный набросок — фашисты со злыми лицами и пробитыми шлемами. Нарисовано под впечатлением отцовского письма.
«1-е февраля 1944 года.
    Дорогой мой сын Радик! Прими от твоего папаши ласковый и тёплый привет. Сыночек мой, желаю тебе крепкого здровья, физического и умственного развития, чтобы ты рос большим, здоровым, крепким и умным. Ещё тебе желаю счастливого детства, радостных весёлых дней, спокойных носей, забавных игр, успехов в твоей учёбе...  Передай привет любящей тебя матери, твоему дяде Караму, тёте Фатиме, твоим дедушке и бабушке и так же передай . Они все твои близкие, родня, любящие и воспитывающие тебя, уважай и люби их, люби их и за меня. Я тоже их люблю. Я получил твоё письмо и твою фотографию. Видно ты уже изменился. Я с первого взгляда даже не смог сообразить, что это ты... Долго и внимательно смотрел на снимок твой. Но в нём не нашёл ничего похожего на моего Радика, которого знал до 41-го года. В этом ничего удивительного нет: человек растёт и изменяется с каждым часом, с каждым днём. Когда закончится война, и я вернусь к вам, тогда «познакомлюсь» и с большим Радиком. Я для тебя буду не только папой, я буду твоим другом, товарищем, помощником в твоей учёбе, «советником» подспорьем в твоей жизни и работе....»
    Слушатель курсов командиров батальонов в  Ленинграде, командир стрелкового батальона, капитан, он к этому моменту уже награждён Орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Ленинграда».
   « ...Ты уже пишешь хорошо и красиво, научись писать ещё лучше и безошибочно. Не торопись, пиши только чернилом, карандаш портит руку. Пиши ровно, с  одинаковым наклоном, свободно двигая рукой. Научись правильно видеть при письме. Пиши и читай только при хорошем освещении. Научись правильной речи, произноси и пиши слова правильно, чётко.
Какие ты делаешь ошибки в письме, я покажу тебе в виде таблицы. Ты найди эти ошибки и в дальнейшем старайся их не делать...»
Летом 1944 снова ранен на Карельском перешейке. Слепое осколочное ранение в левую кисть. Оно считается лёгким.
    Наша армия движется к Победе. В феврале 1945 года он командир батальона в резерве третьего Белорусского фронта.
    «15 мая 45 года. Чехословакия.
    Дорогой Карам! Привет Вам всем из далёкой солнечной, освобождённой нами Чехословакии, где я оказался в конце войны, закончившейся  полной нашей победой над фашистской Германией. Поздравляю вас с нашей победой, добытой вместе с вами нашим потом и кровью на протяжении четырёх лет. Окончание войны застало меня в Чехословакии, где противник продолжал свое сопротивление после капитуляции Германских вооружённых сил, поэтому, когда в стране уже праздновали победу, мы шли с боем сквозь горы и леса Чехословакии, громя и уничтожая противника. Неудивительно, что мы о конце войны узнали позже вас. В последние полгода я побывал во многих странах и краях, продвигаясь с боями. В Восточной Пруссии участвовал  в боях по уничтожению группировки немцев юго-западнее Кенигсберга. В самом Кенигсберге не приходилось побывать. После этих боёв через Польшу прибыл  и участвовал в боях под Германией. По окончании этих боёв через некоторое время оказался в  Судетско- немецкой области,ге рпродвигались с боями  вглубь страны, и конец войны меня застал недалеко от Праги. Теперь уже боёв нет. Всё затихло: снаряды, мины не рвутся, орудия не грохочут, пули не свистят и пулемёты не трещат. Вся земля объята миром, радостно сияет солнце, спокойно на душе. В голове начинают блуждать мирные, но непределённые мысли, зарождаются необыкновенные для фронтовика желания и стремления. Сейчас я не работаю, отсюда на днях уезжаю. Но куда и зачем, сам е знаю. Скажут — будет известно. Пока по этому адресу мне ничего не пишите — всё равно не сумею получить.
   Пока на этом кончаю. До скорого свидания. Привет бабаям.
С приветом, Геррев.»
Его наградили медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», « За победу над Германией».
    Он вернулся и ещё очень много успел в мирное время. Трудился в сфере просвещения, работал над учебниками для башкирских и татарских школ. Работал редактором газеты «Башкортостан укытыусыhы». Дождался и растил внуков. Смерть настигла его в мирное время. Я, тогда ещё маленькая девочка, ничего не знала о смерти и кислородных подушках и продолжала передавать ему в больницу свои письма, написанные  печатными буквами.  Мы не успели попрощаться..
    Несу письма. Иду к детям. И только бы голос не задрожал...