Communication tube

Иван Мельник
- 1 -
Хорошо жить в зелёном городке на реке Оке. Можно гулять по тенистым аллеям, кататься на роликовых коньках у Дома учёных и у "Боголюбова" на местном пешеходном Арбате. Ещё лучше отправиться летом купаться на Оку. И уж совсем хорошо, когда делаешь это не одна, а с кем-нибудь из друзей.
Хорошо, но только если у тебя нет аллергии на всё, что растёт и цветёт. У Лизаветы она есть. И по весне она задыхается даже когда гуляет под берёзами, развесившими серёжки. А сидеть дома в квартире с закрытыми окнами, глотать таблетки и пялиться в телевизор – мрак и тоска. Уж лучше бы - в ненавистной школе…
- Ну, всё, - решила мама, - звоню бабушке! У них там берёз почти нет, одни ёлки да сосны, поживёшь с месяц, пока не пройдёт это сумасшествие природы.
- Ма, может, не надо, - попробовала возразить Лиза, - мне уже лучше… И прогноз передавали: в этом году… весна на две недели раньше,… значит, немного осталось.
Сказано это было с таким трудом, с остановками и свистом в горле, что мама только с укоризной посмотрела на дочь и вышла в другую комнату звонить бабушке, а Лиза поняла, что лучше уж было бы молчать. Отсутствовала мама не очень долго, а вернувшись, объявила:
- С бабушкой договорилась, папа возьмёт отгул… Выезжаем завтра, после обеда, к ночи доедем. Сейчас схожу в школу - дадут для тебя программу занятий на месяц. И не делай скорбного лица, другого варианта нет. Между прочим, там, у бабушки, тебя Катя ждёт, скучать не будешь!
Да, с Катюшей не соскучишься, сестрёнка – девочка с фантазиями. Но маленькая ещё, в первый класс осенью пойдёт.
- Давай Тарелку отвезём Кате, - предложила Лиза, - она обрадуется.
Тарелка – черепаха, получила своё имя после того, как однажды, выпущенная погулять на подоконник, не удержалась и совершила головокружительный полёт с третьего этажа. К счастью, падение удачно завершилось мягкой посадкой на цветочную клумбу.
Тарелка жила своей незаметной жизнью: зимой впадала в спячку, летом, в жаркие дни, когда  выпускали на траву, путешествовала в своё удовольствие. Её  несколько раз теряли и столько же раз находили у дальнего забора: Тарелка упрямо пыталась обойти каменную кладку.
- Давай отвезём, - согласилась мама.
Злополучная аллергия: черепаха единственное животное, которое Лизавете можно было держать дома. Лиза и в самом деле потеряла к ней интерес – выросла. Но продолжает носить домой необыкновенной величины и расцветки улиток, кузнечиков, лягушек. Сфотографирует и отпустит. Однажды, хоть никто не верил, вырастила из куколки бабочку и тоже отпустила.

- 2 -
По утрам в спальню Насти первой заглядывает мама.
- Настёна, пора вставать!
Может быть, и в самом деле – пора, но Настя только поворачивается на другой бок и продолжает спать.
Через некоторое время раздаётся мамино строгое:
- Настя, поднимайся, на автобус опоздаешь!
Настя слышит, но не откликается и лежит, пока в спальне не  появляется папа. Он не тратит время на пустые уговоры, поднимает дочь с кровати, ставит на ноги и, не обращая внимания на то, что она хнычет и тянет своё ежеутренее : "Спа-а-а-ать хочу-у! Хочу спа-а-ать!", за руку ведёт в ванную комнату. Там Настя, наконец, открывает глаза и начинает разглядывать себя в зеркале.
Маленькая девчушка, вздернутый нос, пушистые ресницы, чёрные, как у папы, глаза, длинные вьющиеся, светлые, как у мамы, волосы. Настя сбрасывает пижаму, голышом продолжает стоять у зеркала. Вертит головой, разметая волосы, обезьянничает, показывает себе язык и, наконец, включает воду, забирается под душ.
Насте никак не удаётся отрегулировать душ, как учил папа: вода течёт то так слабо, что не помоешься, то слишком сильно, и брызги разлетаются кругом. Так же со струёй из крана – когда чистит зубы. А воду, как электричество, как всё остальное, надо беречь – папа работает один, а мама пока не может найти себе работы, и денег хватает только на всё самое необходимое.
Окончательно проснувшись, Настя одевается и, услышав, что родители включили телевизор, спешит в столовую, чтобы успеть до отъезда в школу посмотреть утренние мультики. Длится это недолго.
- Пора на автобус, - напоминает мама.
Настя съедает бутерброды, допивает сок и, прихватив школьную сумку, бежит к автобусу, который, как всегда, прибывает без опозданий. И пока русская девочка Настя бежит от дверей дома до школьного автобуса, она превращается в американку. Потому что все одноклассники: и Морган, и Келси, и Эндрю, и все остальные - машут руками и кричат:
- Анастейжа! Анастейжа!
Школа стоит на пересечении Бесезда Черч Роуд и 27-й дороги, от дома Насти до неё всего минут пять езды без остановок. Пешком можно дойти за четверть часа. Можно, но не положено.
В классе Настя единственная русская девочка. Ей нравится учиться в школе, нравится миссис Хамаюни – классный руководитель, она ведёт все предметы, кроме чтения и письма. В школе все говорят только по-английски: и ученики, и миссис Буш, которая учит чтению и письму. Когда Настя не успевает что-нибудь сделать на занятиях в классе, миссис Буш не сердится, а просто пишет в задании: "доделать дома и принести завтра".
Миссис Хамаюни довольна успехами Анастейжи, и выполненные задания, девочки, особенно по математике, часто украшают её отметки - улыбающиеся звёздочки.
Утром На Колтрейн Драйв Анастейжа последняя, кого подбирает школьный автобус, и это очень хорошо – можно дольше поспать. А после школы она первая попадает домой, бросает школьную сумку в угол прихожей, а сама, раскинув руки, падает на пол и блаженствует, отдыхая до появления мамы.
После обеда приходят соседские девочки Бетти и Кристи и просят маму отпустить Анастейжу с ними поиграть. Обе подружки старше Насти, и любят с ней повозиться, как с куклой.
Мама не всегда понимает, чего они хотят, и тогда Настя объясняет ей это по-русски. Обычно, мама разрешает Насте пойти с девочками на игровую площадку рядом с домом, но предупреждает, чтобы были осторожней и долго не гуляли. Подружки тоже не всегда понимают маму, Настя объясняет им,  добавляя:
- У мамы плохой английский!
Вечером, вернувшийся с работы папа проверил электронную почту и подозвал Настю к компьютеру.
- Тут тебе письмо пришло от Кати.
Настя прочитала: "Дорогая Настя! У меня всё хорошо. Я очень тебя люблю. У меня хорошее настроение, потому, что приехала Лиза и привезла черепаху. Хочу спросить, каких ты любишь зверей? Твоя сестра Катя". К письму приложен был рисунок нарядной принцессы с собачкой на лужайке у сказочного дворца, и надпись: "Настееее".
Катя, младшая двоюродная сестра Насти, живёт в России. И Лиза тоже сестра -  старшая. Девочки виделись давно, когда Настя ещё не ходила в школу. Тогда она с папой и мамой была в России, гостила у бабушки. С тех пор сёстры не встречались, но писали друг другу письма, посылали по электронной почте свои рисунки и фотографии.
Настя сразу села и нарисовала для Кати свой дом, рядом девочку – себя, и написала письмо: " Дорогая Катя! Я тебя тоже люблю. Я люблю всех зверей в мире. У нас есть белки, сурки и кролики. Мне нравится, как сверчки поют. У нас бывают чёрные маленькие пауки  и разноцветные тоже. Они ядовитые, но я их не боюсь. Настя".

- 3 -
Лизавета свернула из картона трубку, закрепила концы и сказала:
- Это Communication tube – труба для общения.
- Через неё можно разговаривать? - спросила Катя.
- И разговаривать, и смотреть, - ответила Лиза. – Я видела старый фильм "Асса", там парень такую трубу придумал и с девушкой разговаривал, как по телефону.
- Девушка красивая?
- Красивая. Парень в нее влюбился и даже её фотографию, как серьгу, на ухе носил. А девушка с бандитом связалась…
Катя попробовала вдаль смотреть через трубу. Здорово Лиза придумала! Без всяких стёкол, а интересно, видно, как в подзорную трубу. Вот воробей на земле, пьет водичку из лужи. Если смотреть на него просто так, двумя глазами, то ничего особенного: маленький, невзрачный. Вокруг большой мир, а воробью до него, вроде, и дела нет: попьёт воды, чирикнет, снова попьёт.
А через трубу Катя сразу заметила: перед тем, как попить и чирикнуть, воробей головой вертит, осматривается. Значит, есть ему дело до того, что вокруг него делается! Катя повернула Communication tube туда, куда воробей чаще всего поглядывал. Так и есть, в траве кот Колдун притаился, на серый пушистый коврик похож, сам не двигается, только хвост подрагивает.
Катя опять трубу на воробья направила, а тот, спокойненько так, пёрышки поправляет и кота, похоже, не замечает. Колдун уже подобрал лапы, к прыжку приготовился, а воробью всё нипочём. Катя трубу бросила, собралась кота прогнать, но тут всё само собой решилось: воробей, оказывается, кота прекрасно видел - фр-р-р! - взлетел, как и не было птички!
Решила Катя через трубу на то, что рядом – на сестру посмотреть. А Лиза с другой стороны тоже на Катю смотрит. Один глаз только и видно. Трубу убрали, нос к носу прижали, и произошло чудо: два глаза в один слились! Катя смотрит: не Лизавета, а циклоп одноглазый! И Лиза видит не Катю, а сестру циклопа, тоже с одним весёлым глазом.
- Приложи трубу к своему уху, - попросила Катя. Лизавета приложила.
- Как дела? – спросила Катя через трубу.
- Ничего идут дела, голова еще цела, - ответила Лиза, тоже через трубу.
- Ты знаешь, кто такие кошкаровы?
- Нет, это животные?
- Это такие кошки, которые ещё и коровы, - пояснила Катя. – Они и мычат, как коровы, но дают не молоко, а фруктовый сок.
- Понятненько. Врёшь ты всё сестричка, нет таких животных!
- Нет, не вру. Ещё есть корокошки: они мурлычут, как кошки, но у них рога, и они любят бодаться. Зато дают сгущённое молоко.
- Опять врёшь? – возмутилась через трубу Лизавета.
- Не вру, - объяснила Катя, - фантазирую.
Зазвонил мобильник, и Лиза стала с кем-то разговаривать. Катя подумала, что телефон тоже - Communication tube. Только эта труба для общения очень длинная. Где она заканчивается на этот раз, кто там, с другого конца?
Оказалось - в Лизаветином родном городе. И звонил её приятель Дима, это Катя сразу поняла. Влюбилась сестричка в него, что ли? Краснеет, отворачивается от Катюши и слышно только: "Нет, нет… нет!" или "Да, да, да…Я тоже…"
Потом Лизавета разговаривала со своей мамой и тоскливо тянула: "Мам, вы скоро за мной приедете?.. Ску-учно… Я домой хочу!"
Жалко, если скоро уедет. Кате с ней интересно.
Весна и в самом деле оказалась ранней. В доме бабушки Лиза забыла о своей аллергии. Через неделю закончилось буйное цветение в зелёном городке на Оке, и Лизавета вернулась домой к своим родителям и друзьям.

- 4 -
Черепаха Тарелка доползла до стены и задумалась. У черепах много времени для раздумий. В отличие от людей им некуда спешить. Препятствия, даже очень длинные, когда-нибудь кончаются. И даже если не кончаются, или возникают новые, в конце концов подходит человек и поворачивает Тарелку в нужном направлении, то есть туда, где лежит еда. А человек и еда появляются всегда, если иметь терпение.
Правда, бывает, что и у Тарелки терпение заканчивается. Это когда жарко, и аппетит зверский. Тогда она встаёт на цыпочки и стуча коготками бежит за человеком. А человек издаёт странные звуки "Ха-ха-ха!", исчезает, но скоро возвращается с капустным листом, кусочками яблока или сладкого банана…
Когда холодно, Тарелке есть не хочется. Она засыпает и видит один и тот же сон: жёлтый песок, где-то высоко в белом небе слепящее солнце и цепочку маленьких черепашат, которые упрямо двигаются вперёд по крутому склону. И только иногда Тарелка видит другой сон, как она, давно, единственный раз в жизни, летала…

Катюша накормила черепаху и решила напечь блинов. Бабушка согласилась ей помочь. Приготовили тесто, нагрели сковородку, помазали её маслом. Катя специальной ложкой накладывала тесто на сковороду, а бабушка следила, чтобы блины не подгорали и переворачивала их.
Скоро на тарелке лежала горка румяных аппетитных блинов. Катюша разложила на столе салфетки, бабушка достала сгущённое молоко, клубничное варенье и сметану. Блинов всем хватит: и Насте, и Лизе, и дедушке, и бабушке, и самой Кате. Папе с мамой, когда вернутся с работы, тоже хватит.
Заварили ароматный чай, наполнили чашки. Пейте, ешьте на здоровье! И внучку с бабушкой не забудьте похвалить!
Наелись, напились. Дедушка хозяек и их работу похвалил. Лиза и Настя промолчали, но было видно, что остались довольны. Убрали со стола посуду, блины колпаком прикрыли, чтобы не остыли до прихода Катиных родителей. Кукол Настю и Лизу Катюша отнесла в детскую.
А бабушка вдруг загрустила: хорошо, что внучек трое, но рядом-то только одна, младшенькая.
- Пойду-ка я позвоню Лизе, узнаю, как там у неё дела, не болеет ли? Напишу письмо Настеньке, не забыла ли она нас, помнит ли наш дом?

С Лизаветой всё было в порядке. Она заканчивала четвёртый класс. И хоть недавно уехала, успела соскучиться и по бабушке, и по Кате, и даже по черепахе Тарелке.
Из Америки по электронной почте пришло письмо: "Дорогие бабушка и дедушка! Я ваш дом помню и очень хочу в Россию, но пока нету достаточно денег. Я котика Колдуна помню и очень скучаю по нему. Вы можете когда-нибудь прийти в Америку? Это всё. До свидания. Настя".
Бабушка прочитала письмо и расстроилась. В тот же вечер позвонил Настин папа и долго с бабушкой разговаривал. Потом бабушка предложила Кате:
- Хочешь с Настей поговорить?
И передала внучке телефонную трубку.
- Привет, Настя! – поздоровалась Катя.
- Привет, Катя, - ответила Настя.
- Ты что делаешь? – спросила Катя.
- Только что проснулась. Сегодня выходной, мы собираемся с мамой и папой поехать в пещеры Лурей.
- Вы собираетесь ехать ночью?
- Почему ночью? Сейчас утро.
- У вас утро? А у нас вечер, скоро "Спокойной ночи" будет по телевизору.
- У нас весна, скоро лето, а у вас?
- У нас тоже весна, май…
Две маленькие девочки, разделённые огромным океаном, быстрыми реками, высокими горами и придуманными людьми границами, каждая со своей стороны удивительной Communication tube – трубы для общения, молчали и  слушали тишину.
А дедушка сказал бабушке:
- Собирайся-ка ты с Катюшей в гости, в Америку.



* - автор благодарит создателей фильма "Асса" за идею Communication tube.