VI раздел.
Поэт: ЯЗЫК И СТИЛЬ.
VI. Язык и стиль литературного произведения.
6.1. Преамбула.
Соотносясь (и признавая, до определённой меры) словари Брокгауза, Ушакова, Фасмера, БСЭ и многие другие, в том числе мною не знаемые, я не могу заявить, что претендую на инновацию в литературном творчестве, применяя, и довольно часто, поэтические приёмы, выходящие за рамки литературной традиции, в той мере этих традиций, которые мною знаемы. И, говоря, со взглядом назад, не ставлю перед собой такой задачи ни в моём творчестве, ни, тем более, для внимания профессиональной или учебной аудитории.
Пожалуй, более точно говоря, этот материал некоторое извинение – объяснение читателю, представленный его вниманию, в связи с выходом моей очередной книги «… жизнь спустя…», в которой монологовые стихотворения даны в пяти разделах и, которые представляют базисную часть книги.
Поэтому данный материал лучше представлять не более, чем… попыткой извинения – объяснения.
Эти стилистические и технические приёмы, в основе которых лежит личная методология «раз думаю – два в уме» и, которые, в их системном применении, можно представлять методом, с помощью, которого, в монологовом стихотворении, удаётся создать вокруг события, процесса или (и) состояния, такую атмосферу, которая вызывает интерес читателя или слушателя и могут способствовать обращению его к собственным размышлениям на заданную поэтом тему.
Общеизвестно, по крайней мере мне, что монологовые стихотворения обладают таким вызывающим внутренним качеством, которое стремится придать им характер назидания, менторства; попыткой навязывать мнение автора; принять позицию автора.
Так вот применяемое мною – есть метод, который не только позволяет избежать менторства и назидания, а активно способствует, такие монологовые произведения, предрасполагать к преобразованию в диалоговое стихотворение; такое монологовое стихотворение открывает возможность и может вызвать мотив у читателя поспорить с автором, принять участие в размышлениях.
Мои новые и очень глубокие, в литературе и литературном творчестве, товарищи по перу и общению, признали мои стилистические и технические приёмы на презентации 18 июня 2009 года моей книги «Я Вас не утомлю». Сразу надо заметить и оговориться, что, после этой презентации, прекрасные поэты современности Котюков Л.К. и Осипов Г.Б. стали применять инструментарий самоэпиграфов в своих произведениях. Конечно, не потому, что они этого не знали ранее. Просто из поля их внимания и практики выпал такой стиль. И моя роль только в том, что я напомнил им об этой стилистической методике, позволяющей делать произведение более динамичным, ярким и неожиданным. С их доброго отношения ко мне и моему творчеству, они издают меня в поэтических журналах со ссылкой «Самоэпиграфы и произведения Цветкова В.И. даются в авторской редакции». Это оценка. И эта оценка ко многому обязывает. И прежде всего к необходимости дать авторские объяснения к стилевым особенностям моей поэзии.
6.2. Язык и стиль.
Вот из уважения к товарищам (уже товарищам) по перу, я и начну объяснения – извинения (как я их выше назвал) с существа употребления мною САМОэпиграфов и пояснений того, почему мои произведения издаются (уж, если издаются) в авторской редакции. Хотя, сразу надо оговориться, всё-таки лучше это сделать может литературовед или преподаватель русского языка и литературы.
Я так и решил: отправлю этот материал на национальные серверы «стихи.ру» и «проза.ру» для возможного отклика на этот раздел моей книги многочисленным и очень разным по взглядам авторам творческих серверов.
Я это сделал в феврале 2010 года.
И так: САМОэпиграфы.
Исходя из природы слова "САМОЭПИГРАФ", я применяю в произведениях:
- самоДИАграфы (этюдное наблюдение, отображение, отражение (как солнечный свет от луны) как внешний импульс – этюд, который может и не быть основой темы стихотворения, но который помещается перед стихотворением, как внешний признак темы);
- самоЭПИграфы (этюдное наблюдение, в начале произведения, развиваемое в стихотворении в методологии глубокой логики прямых и опосредованных связей событий, процессов и их результатов, со спорным вариантом анализа и синтеза);
- самоЭНДграфы (выделенная заключительная мысль в конце стихотворения от внутреннего состояния, которое сопровождало изложение);
- отточия (многоточия перед началом записи строки. Запись начинаю с маленькой буквы. Буквально - веду запись ОТ ТОЧКИ. Поэтому - отточие. Как действие системы «Раз думаю – два в уме»);
- многоточия (как логический перекрёсток, на котором могут быть варианты продолжений. Многоточия употребляю в середине или в конце строки. Из возможных (видимых мною) вариантов я выбираю в основном вариант, вызывающий вопрос или откровенное несогласие, но который в дальнейшем всё-таки может оказаться приемлемым. Ни какого отношения не имеет к управлению процессом художественного чтения, иначе системе Станиславского).
Особым духом пропитаны дискуссии по поводу системного применения мною многоточий и отточий.
К примеру:
… кругом глаза – дитя… Светила…
Кругом добро – дитя сердец…
И тела грех – концу… отец…
И антинома Богу (… с пьянки) –
Хо-хо-чу-щи-е… обезъянки…
Более того, на одной из презентаций моих книг (в частности в торговом доме «Библио – Глобус") эти специалисты настоятельно рекомендовали мне издать книгу под названием «Эпиграфы Цветкова».
Мне лестна эта рекомендация, для любого случая: и для случая, если это шутка талантливых людей, а я люблю шутки; и для случая, если это признание чего-то (ну, почти нового), учитывая и другие мои стилевые и структурные вольности в поэзии, а это обстоятельство мне просто льстит.
Но признаюсь сразу, что являясь новичком в Поэзии, я разработал и системно применяю все эти приёмы, с личной выгодой - чтобы исключить неудобные именно для меня, и в мой адрес, вопросы, на которые мне, и в самом деле, трудно дать не только исчерпывающий ответ, а ответ - по минимуму удовлетворяющий спрашивающего.
Мне трудно спорить с энциклопедистами, которые всегда склонны обращать мысль к нормативному определению, в частности к определению ЭПИГРАФА. Ну, например, в своём словаре Фасмер пишет, что он не знает, что такое «сусальное золото», хотя всякому русскому известно старинное русское слово «сусло». И вообще это странно, когда мы природные национальные достояния и инициативы (в том числе, языковые) отдаём на исследование мозгу людей, не относящихся к данной нации. Об этом писал ещё Мавро Орибини (Мавроурбини): недостаточной инициативе учёных людей среди славян. Хотя… Уверен, что Фасмер (к упомянутому примеру) так и не понял, почему сожгли на костре поляка Фаддея Воланского и, даже, из принципа, на его же личных письменных трудах: а причина в том же – Воланский прекрасно знал древний славянский язык. А вот Фасмер не понял слово «сусло» именно потому, что не чувствует природу и историю возникновения и спектр применения русского слова. Поэтому я с осторожностью и вниманием отношусь к рекомендации называть свои стартовые или заключительные строфы ЭПИГРАФАМИ. Все эти стартовые или (и) заключительные строфы больше похожи на поведение художника в его выходе на этюды: художник не знает, что и когда его остановит и ЗАСТАВИТ взять кисть в руку; художник просто идёт по местности и не знает что ищет: он ищет что-то, что его… остановит и заставит работать.
Поэтому то, что пишу я перед или после стихотворения это не самоэпиграф, это некая прелюдия от моего состояния в данный момент времени, в данном месте, для данного душевного настроя: это то, что я нашёл для старта записи.
К примеру:
… скоблю щетину старой бритвой,
С не молодых (призна;юсь) щёк…
И вспоминаю, что я… мог…
Да и… сейчас… Не стыдно право
Щедри;ть налево и направо…
* * *
… Но это - шутка… Так от скуки,
В мокрень октябрьских непогод,
Присесть, припомнить…
Как видите это прелюдия. Я даже назвал её «шуткой».
Всё дело в том, что я заметил (со временем) одну устойчивую тенденцию в своих стихах: они многосюжетны. А можно сказать - односюжетны, ввиду того, что, как мне видится, многосюжетность моего стихотворения, завязана логикой жизни, сопряжена внутренней многосторонней эмоцией и поэтому можно говорить о комплексной односюжетности или комплексной полисюжетности моих произведений. Выражаясь, правда и опять ориентируясь на только моё мнение, мои стихи - эссе, соотносясь с творчеством другом королей Монтенем. Он – воспитанник королевского салона – освоил светскую атмосферу и манеру разговора. Её письменную форму назвали ЕССЕ. Иначе светский ТРЁП с элементами культуры, искусства, последних новостей, интриг, философии, интереса дворцовой дипломатии, интриг, любви - обо всём и сразу. Имея целью и «раскрутить» собеседника, и выведать для себя необходимое, ну и показать себя. А почему бы и нет? И почему не слово трёп? Ну, например, знаменитый московский трёп: это глубокая история, в которой есть удивительные примеры трёпа, продолжительностью до трёх суток, ратей московской и польской. Пока, от этого трёпа- брани, эмоции ни накалились до такой степени, что привели к яростной атаке поляков. В современной литературе есть свои примеры такого трёпа: дед Щукарь (У Шолохова) или Василий Тёркин (У Твардавского). Русский язык отличается точностью и остротой. Меткое слово – русское выражение. Историческое.
Поэтому и трудно и мои стихи распределить по разделам – направлениям: любовь, природа, история, философия и так далее. Хотя я это и осмеливаюсь делать, но поэтому и увеличиваю количество разделов; и моя четвёртая книга «… жизнь спустя…» этому – пример. Разделы в книге я ввёл, но читатель сам обратит внимание, что многие стихи можно поместить не в те разделы, в которые я их сам поместил.
Можно:
… и жизнь… спустя, в угоду сладкой мысли,
С вершины компиляций от вождей,
Мы опустились в… суету корысти,
Верстая… мир из крови и костей…
… и пусть читатель сам для себя найдёт сюжетную доминанту, если ему это будет угодно. И отнесёт такие стихи в другой раздел: я не возражаю. Наоборот буду признателен за внимание и потенциальную возможность пообщаться по существу.
Вот отталкиваясь от этой мысли, можно сказать, что мои самоЭПИграфы , самоДИАграфы и самоЭНДграфы, в некоторой степени (подчеркну, только в некоторой степени) дают возможность читателю определить стратегический вектор стихотворения – сюжетную доминанту:
Отвяжусь от паутины суеты; -
- оторву прилипчивые нитки.
Полечу к обители мечты -
… и послушаю… сказанье скрипки…
И, в тоже время, открывают читателю путь для строительства другого вектора восприятия и выбора своей главной линии темы стихотворения – своей сюжетной доминанты.
Многовекторная ориентировка или многочтение моих «эссешных» произведений – …мой… замысел. И о й точкой для перехода к своему личному промысливанию и переосмыслению, мною написанному, представленному вниманию читателя, и являются даваемые многоточия. Поэтому употребление мною многоточий – не прихоть, из врождённого вредоносного качества, заставить слушать или читать стихотворение в заданном ритме, по системе Станиславского (которой, кстати, я не владею), а вполне демократичный и логический приём, дающий тему, время и приглашающий осмыслить прочитанные слова (до многоточия) и … построить своё… личное продолжение, по… своей логике.
И именно, ввиду того, что моё продолжение, после многоточия, может не устроить читателя: я и приглашаю читателя к диалогу, спору, размышлению и о моей позиции, и о своей читательской позиции. И приглашаю читателя думать со мной вместе: ну, раз уж читатель взял в руки мою книгу и читает стихотворение мною написанное, ведь:
Стих – не… судьба… Поэт - … не Бог!
Хотя… божественным сложеньем,
… расхожих слов, … приумноженью
Способствует и грёз, и сил…
Но… тем, кого Господь… почтил...
Эти строки написаны давно. И появились они именно тогда, когда я написал стихотворение, которое вызвало бурные споры о массе подсюжетных фрагментов в этом стихотворении, которые описывали и состояние, и процессы, и события, и результаты событий, которые, в конечном итоге, объясняли целесообразность знания истории (то-есть долговременного многослойного состояния - культурогенеза), и процессов (как реального хода развития – потока (цепи) событий, и отдельных событий, и результатов (реальных результатов) – как вынужденной личностной объективности и действительности, которую человек должен признать, чтобы её или укреплять - развить, или отвергнуть: из принципа – соответствия человека действительности, как принципа целесообразной выживаемости (предложу думать по другому – духовного комфорта).
Вот эти самоэпиграфы, совмещаемые с многоточиями, иногда сопровождаемые самокомментариями, можно определить и, как признак… несовершенства… в нахождении короткого пути… Но такой вывод не соответствует моей цели, о которой я заявил выше. Поэтому такой вывод – не для моего случая: я никогда не настаиваю на своём пути перед читателем, я даю читателю возможность встать на свой путь, с какой – то, заинтересовавшей его точки. Я всегда стараюсь приобщить читателя искать свой путь. В том числе в выборе слова. Своего слова. Особенно, если учесть, что я люблю употреблять вышедшие из современного применения слова – слова моих предков и не люблю, когда к древнему языку (древним словам) относятся пренебрежительно и применяют, по отношению к ним, известный термин, меня это раздражает. Особенно, если учесть, что я люблю «баловаться» ударением, часто применяя его народное или местное применение в слове. И, конечно, из объективного чувства тщеславия, применяю, в том числе, если так можно выразиться, технологический (техногенный) язык – язык фундаментальной и прикладных наук. Всё это, конечно, из крайнего желания найти понимание и интерес не только среди «гуманитариев», но и среди «технарей», или, как можно сказать сегодня, среди менеджеров и маркетологов, которых так много выпускает сегодня наша высшая и не высшая школа образования. Конечно, применение современных слов, как результата взаимодействия культур, особенно сегодня, я совершаю с осторожностью; современные слова только частично адаптируются к полю отечественного языка, не могут быть осмысленны, усвоены быстро и всеми. Поэтому применение современных слов и выражений, с участием современных техногенных (особенно) слов, приводят к ситуациям неприглядным. Например, вошедшее в политическую практику выражение «перезагрузка отношений». Существо слова «перезагрузка», изначально всё-таки означает установку повторно (переустановку) действующей программы (системы); потому, что долго эксплуатируемая система стала давать сбои (по многим и разным причинам, часто объективного свойства): иначе старая система не пригодна для новых задач: новые задачи просто не решаются старой системой и выводят старую систему из строя. В этой ситуации нужна новая система, а не перезагрузка старой. Но Россия, в силу ментальности, испытывает генетическое смущение сделать свои принципиальные замечания по поводу «перезарузки отношений», проигрывая во всём, в том числе запаздывая с инициативами самого разного уровня и сложности. Кстати такое состояние МИД России – исторично. МИД России всегда опаздывал в своей работе, а в итоге способствовал потере, достигнутого Россией на международной арене (Например, наш проигрыш, на мирной арене деятельности, в эффективном использовании для России, результатов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов).
И всё-таки, кто приведёт результат человеческого труда, как пример совершенства?.. В своё время молодой Пётр Первый, в последствии – Отец нации, Император (ему понравилась история России - империи недалёкого, для него, прошлого) ввёл и определил существо и понятие административного языка для своего Правительства, отказавшись от древнего славянского языка, как и от Домостороя и Стоглава. Но мы сегодня (и уже давно) называем этот язык – языком Пушкина.
Надо признать (и человек это признал) что началом всего и совершенством является только Бог. Бог – источник и предтеча любой мысли человека. Вот Бог и создаёт условия для развития человека, и останавливает человека (до времени) во всём - … учит... И прежде всего в понимании себя: дав через Писание определение, что человек создан по образцу и подобию Бога. Но каковы точность подобия? В примитивных примерах: подобие треугольников, окружностей? Ну, а, если будем иметь дело с множественными сочетаниями, даже простейших по форме, множеств? То становится ясно – подобие, в условиях сочетании множества подобных, даёт результат полного несоответствия истока и его модели: Бога и человека. И в качестве, и в количестве? Когда говорят: «Мудр, как Бог» - это гипертрофированное определение или (если хотите, аллегория (Илле – Хория = божественно-божественное). Это желание приукрасить, а точнее ПЕРЕукрасить, от неуёмного желания сделать человеку приятное, но в ущерб объективности – правды.
Но Поэт, в своих исканиях и амплитуды, и красок для действия или описания образа склоняется (именно склоняется) и всегда (наверное, не ошибусь – именно всегда) склоняется к гипертрофированию, к гиперболе, к максимализму (эдакая программа мини-макса; минимальным количеством слов дать максимум информации в стиле поэтики):
Много будет… ещё… декабрей…
Много будет белых метелей!
Откружусь в… этом вихре… страстей
И влечу… в половодье… апрелей…
Это ошибка и не ошибка пишущего: писателю всегда хочется, чтобы его читали и признали; читали все, читали много, лучше – всё, всегда, везде. И поэт ищет приёмы привлечения читателя; писатель хочет оставить неизгладимое впечатление о себе: например, как в жизни, мужчина хочет, чтобы любимая женщина узнавала его по звуку шагов: радовалась, когда звуки приближаются и печалилась, когда шаги удаляются. Мужчина хочет владеть женщиной, писатель хочет владеть читателем. Мужчина «льёт» женщине в уши всё из самого лучшего, что он имеет в запасе (в том числе, и в душе): это преамбула построения взаимоотношений. И от её качества зависит – состоятся или не состоятся взаимоотношения, и какими взаимоотношения станут на первых порах. Это предтеча – преамбула - план – силок, с помощью, которых мужчина или заинтересует, или не заинтересует женщину: писатель – читателя. Тоскливо слушать удаляющиеся шаги и не слышать приближающихся.
Уже сама Поэзия выступает именно преамбулой построения отношений между автором и читателем. И активную сторону представляет именно поэт. Другого не дано:
я отреагировал на это стартовой строфой, в одном из стихотворений, так:
… изданные книги, как…ушедшие жёны…
Я – … не люблю их.
Может от того, что… кураж стих?
И чувство… бывшее, когда-то жа;ркое, -
… ныне - … чистое, но очень уж… жалкое…
Я хотел вызвать возмущение и вопрос. Поэтому я записал мысль так резко.
Первая задача поэта – мотивировать внимание читателя к своему произведению. Вторая задача поэта – добиться комплиментарной реакции читателя на свою поэзию. Совместное решение первой и второй задач даёт, как принято говорить в философии и физике, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ эффект: творческая гиперактивность писателя и массовая читаемость. А вот всегда ли получается синергетический эффект? И сколько выбрасывает поэт из созданного или сколько работает (хотя я это слово «работает» для поэта не люблю и не применяю)? Я не затрагиваю в этих рассуждениях действия и результатов действия внешней рекламы. И вопроса торговли – маркетинга и менеджмента реализации «продукции».
Я не ставлю перед собой всех этих задач: моя задача академична: я желаю мотивировать читателя-слушателя к размышлению и участию-соучастию, к разговору со мной, поиску своих продолжений к моим началам.
Если хотите, я могу признать себя многофункциональным просветителем. Конечно, не с энциклопедическим багажом сведений (всё это сегодня любому человеку нетрудно иметь «под рукой»), но с классическим системным образованием и щепетильной совестью: отсюда мои отточия и многоточия, как скромное приглашение к диалогу, отсюда шараханье от всяких попыток назидания и советов, как природное уважение к потенциально возможному чужому мнению, отсюда честность и открытость стихотворения, как врождённое чувство стыда за ложь, но которая есть, но которая закрашивается иносказаниями.
Я напомню об этом ниже фрагментами из моего стихотворения «Тебе мои осенние касанья…».
Это стихотворение: и осеннее (по сезону); и признание мужчины осеннего возраста женщине (по принятым в традиции – мужчина преклонного (осеннего) возраста; и осеннее (по принципу отмирания однолетнего); и осенние (по принципу возрождения – наступления весны).
Я представляю себя в нём заводилой разговора о вечности. Той вечности, которая заложена (казалось бы в физиологической) во фразе Бога «Плодитесь и размножайтесь», где корень жизни – Бог, а ствол и ветви – дело человека. Это дерево жизни (Древо Жизни), на котором и страдал Христос, и под корнями которого традицией положен череп (лоб) Адама: лобное место, как начало жизни, а не как эшафот для её окончания (в неразвитом понимании наших заказных историков). Должен немного отвлечься, в связи с этим: Казанский собор в Москве, с пристроенной потом небольшой церковью Василия Блаженного, на Красной площади и назывался старой православной церковью на Руси – Иерусалимом (нас заставили это забыть. И Лобное место (рядом с Иерусалимом) и было сооружено Годуновым, как символ дерева жизни, именно рядом с Московским Иерусалимом. На нём оглашалось всё от власти: «Несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены есть». В старых текстах именно так… Это теперь мы слышим фальсификацию первичной мысли. Проверьте сами. И это только один из примеров оголтелой фальсификации роли и места Имперской Московской Патриархии в тогдашнем (средневековом) мире. Отсюда трудности объединения (и думается непреодолимые трудности) католицизма и православия. И отсюда агрессивная позиция католицизма к исторической совместности православия, несторианства и мусульманства. Это всё отслеживается на практике (внешней политики), и уже с первых Романовых, в частности и открыто, при Алексее Михайловиче:
… не впервые на Руси
Гневу с дурью «колбасить»...
Не впервые Божий крест
Вешать курам на насест...
… мы крутим Страну, как… девку в… постели,
А… говорим: "… повороты… Истории... "
Но я предложу вам вернуться к причинам применения мною отточий, многоточий, самоЭПИграфов, самоДИАграфов, самоЭНДграфов и комментариев (иногда в конце, иногда после самоэпиграфа, иногда после или перед самоЭНДграфа).
Всё-таки, основная причина лежит в области неуёмного личного желания пригласить читателя к самостоятельности в многосюжетную сеть размышлений. Мне хочется собственной субъективной душевной потребностью, конечно, замешанной на амбициозном чувстве «смогу – не смогу», смотивировать у читателя собственную потребность вспомнить своё и сделать это лучше, ярче и неожиданней моего случая. Я хочу, если позволите так выразиться, разбудить в читателе творческую агрессию к такой теме в моём стихотворении, которая (эта тема) ему оказалась комплиментарна, к которой легла его душа и отозвалось его сердце:
… и солнце, сквозь теснины туч,
Пробилось, чтоб тебе свой луч
Преподнести… Ах, миги б эти
Да строчкой… зависти в поэте...
… пусть мучается… бедогала…
Пусть ищет… строй… забытых слов.
Пусть окунётся в мир… основ.
Пусть ищет… Я ему не враг,
Но не слуга я… бедолаг…
… моя строка летит, как лист,
В паденье с кроны… Как прощанье
С пространством мира… Как касанье
К клавирам ту;чевых небес,
Под просинь… мимолётных грез...
… не… торопись, читая стих…-
- осенней музыки изысканные ноты…
Как берегут на счастье божьи квоты,
Промысливая многоточья за словами,
Так я… между стихом и Вами…
… вы напрягитесь… лёгкостью ума…
Расслабьте, суето;ю сжатый, опыт.
Пусть темы, словно конский топот,
Рождают ощущенье буйства,
Тогда для вас мораль – … холуйство…
… не чищу я эмоции души.
Не занимаюсь перебором слов.
Рука готова. Взгляд готов.
И занавес осеннего тумана
Родит, чарующие ум, обманы…
…принять палитру октября,
Как гимн уставшему Поэту.
Пусть где-то что-то… Осень эту
Прими и сердцем, и… умом.
Печаль?.. Она для нас… потом!
* * *
… к тебе моё осеннее сказанье -
… минорный стиль изысканных картин.
Из сказок лета – уж… былин -
Макаю… взгляд в палитру октября…
И… чувствую… - не зря… Не зря… Не зря.
Конечно это признание. Но без назиданий: Вот этого я не могу переносить не отрицательно. Я отрицаю назидания вообще. И в Поэзии в особенности. Простите за резкость фразы и откровенность: И стараюсь почувствовать назидательные мотивы, этой тленной продукции опыта, оттолкнуться от них, как от чужого берега веслом и уйти в плавание на открытой воде.
Назидание, даже с позиции логики, - … окончание мысли. А я не хочу заканчивать стихотворение. Я хочу, чтобы это сделал читатель. И не важно, когда: толи – не понравилось и закончил чтение, толи – понравилось и сам будет продолжать думать. И спорить со мной. Вот тогда я понимаю – моя цель достигнута: не мной, а читателем: читатель сам становится созидателем.
И так я предлагаю моему читателю мои стиль и язык.
В отдельных случаях мною даются графические рисунки для тех стихотворений, для которых они были созданы по моим эскизам художником Дворецким Сергеем Ивановичем. За что я ему благодарен. Иначе читатель сразу бы обратил внимание на вопиющий факт потери мною навыков в графическом рисунке, а я не хочу, чтобы за меня краснел, теперь ушедший из жизни, выдающийся советский художник Дейч, который давал мне уроки живописи и выбора места для этюда на родной мне Воробьёвке.
Прошу извинения у читателя, и за удлинённые пояснения, и за повторения в тексте. Но книгу я печатаю на свои средства, а издательство «У Никитских ворот» заинтересовано в бо;льшем объёме материала. Поэтому пусть моё многословие будет для них источником дохода: я за процветание издательского дела. В том числе и за мои деньги. Может быть, у меня найдутся и союзники в этом, полезном, для Союза писателей России и рынка России, деле.
Я – надеюсь.
6.3. Резюме.
Резюме – от русского «взять в ум, взять в память, держать в уме ». С латинской приставкой «re», восстановить или вытащить из ума (памяти):
… мне не нужны… мнения
На мои стихи,
Как… соловьиному пению
Не нужны «петухи».
Пусть живут на… свободе,
Как живу сам -
- при любой погоде,
По планетным часам…
… остаются – сердешными,
В голове - без царя,
И с дальними, и здешними
В небесах паря;:
Прикасаясь к звёздам -
- крадя тепло;
Посещая гнёзда,
Чтоб гнезду… везло...
Слово «мнение»… Оно от «мне» или от «мню»? А «мню» - это что;? Беру для себя, в себя, себе. Рисую в сознании. Своём. Вот и пусть человек, высказывающий своё мнение о чём-то моём, и останется рационализатором, а я останусь изобретателем, автором. Если хотите – … творцом.
По существу, всегда любое сделанное тобою - твой малинник для человека.
Поэтому и получается, что человек в твоём малиннике, не только кушает твою малину, но и удобряет почву для крапивы, но и своим вниманием находит червя в твоей малине – дабы не съесть червя… и (или) предъявить его на обозрение. Ну, а какая малина без червя?.. Другое дело, с каким чувством он ищет и находит червя? С чувством торжества (понимай – критика)?.. С чувством дружеским – предотвратить в последующем? Или делает вид, что очищает малину от червя, а на самом деле – уничтожает… «товарный вид» малины? Как гриб: чем слаще гриб, тем вероятней наличие в нём червя. А вот в бледной поганке червей нет. Но и червь в малине или грибе - не тот червь, который нас… ест…
Критик всегда там, где… есть в… чём «поковыряться»?..
Пусть идёт в мой малинник – он для всех: пу;гало я не поставил.
А с другой стороны (на утреннюю мысль) к, мною представленному, материалу невозможно предъявлять какие – либо требования: эти материалы не есть моя работа. Я хронический бездельник и лентяй. Они, эти материалы, просто запись (если хотите – считывание. А образно говоря, в продолжение малинного примера, так подробно изложенного выше, – это… дикий… малинник… в лесу… жизни…): Это и есть (если вы признаёте) МОЯ ПОЭЗИЯ:
Безоблачно сегодня утро…
Так… ветерок с Востока, как… привет.
Восход… по… душам - вещий свет -
Прошелся… тихо: в ритм включилась Русь.
И я - с желаньем - за перо… берусь…
* * *
… не всем мои стихи… Я знаю мир…
Средь солитона звёзд мои исканья.
Там… звуки, так мне близких лир.
И там родятся… все… мои… касанья…
Я знаю, как, далёкие друг – другу,
Безмолвные, в горящей темноте,
Касаются, скользя по кругу,
Звезда с звездой и… льнут ко… мне…
… пусть не завидует мне мир… То – участь.
Открытый для пространств, я… ширю… их…
Вот потому… под Богом и не мучаясь -
Творю (как шалость в… детстве) стих…
23.10.08.
Фрагмент стихотворения из третьей книги.
6.4. Самоэпиграфы и самодиаграфы.
(Применение авторам разрешено).
Когда душа святую рифму
Не признаёт... и целый день
Рождает белую мигрень
Твой мозг, уставший от метаний,
... шагни... в страну... воспоминаний...
20.01.92.
Я вас не утомлю… В мои ли годы:
Мешать движенью облаков;
Творить сознанью мир оков;
Истёртой кистью крыть пейзаж?
Я… – за природный ваш кураж…
12.05.03.
Мне нравится быть с вечером вдвоём.
Чтоб… я… и… вечер... И меж нами
Эссе. И с добрыми кивками.
Условно - ска;зы… без названия.
И цель одна - исповеда;ние…
22.11.06.
Мне жаль, что два прошедших дня-
- дожди и холод… Ну, какие дачи?
Мечты промокли! А леса - до пня.
И вид Москвы и сер, и мрачен…
… я спою тебе… колыбельную…
6.06.05.
Вновь осень… Вновь кро-но-спа-да-нье…
И падающий лист родит… мотивы…
И настроенье, словно… назиданье…
Стихи - туманны, ироничны и… игривы…
18.06.07.
Вновь без тебя… Вращаю время…
Зачарованно смотрю на телефон,
Когда ж его «вечерний звон»
Мне донесёт твой голос: – «Я»..?
И вновь, как… вместе… Вновь друзья…
… ты не звони;шь… И я в тоске.
16.07.05.
Зачарованный грёзами осени,
Под гипнозом её картин,
Загляделся я нынче в просинь,
Между хмарью небесных седин.
14.10.07.
Весна… Дожди… Освоили Россию,
Европою рождаемые, грозы.
В Нескучном задышали розы,
Хихикуют от радости зонты
И уж при деле белые порты;…
12.05.07.
Безоблачно сегодня утро…
Так… ветерок с Востока, как… привет.
Восход по… душам - вещий свет -
Прошелся тихо. В ритм включилась Русь.
И я - с желаньем - за перо берусь…
… играем, как… дети в… детском саду…
10.05.05.
Гуляет дождь… вокруг и около…
Залил (молва) окрест и глушь.
А на Москве - тоска (под сушь),
;На смену… земляничной зи;мке
И Путин ищет недоимки…
22.04.07.
За окном – подзабытые трели…
На Москве долгожданный апрель.
На балкон, отоспавшись в метелях,
Свою ветвь протянула ель...
… привет тебе, апрель… Привет!
Ты прости, что в этот твой день,
Холод, ветер, зануда мокрень.
Ты прости, что я здесь, а ты – где-то
И, лишь стих для тебя от Поэта.
… отвернусь от коричневых радуг.
30.10.07.
А на окне герань...
И радость и надежды,
Что скоро, в летние одежды,
Родных лесов, родных полей
Влечу и кликну: «… со-ло-вей!...»…
3.05.94.
Посиди со мной, дорогая.
Погляди, как колдует снег
И послушай: душа замирая
Просит… солнца и… майских нег...
… отшептались и кроны, и травы.
25.10.05.
Я… обломал… весенние бутоны
С, освоившей окно, герани…
Не… жадность, а… улыбка Моны
На лицах женщин с… самой… рани…
17.06.05.
Я снова с замиранием слежу,
Как небо, отогретое и влажное,
Раскрылось быстрокрылому стрижу.
И он кричал стрижихе… что-то… важное…
* * *
… июнь балует… Солнце – не насмотрится…
8.06.07.
Я знал Вождей… Авторитеты… Культы…
Я… был - могущество. Я стал – … разо;р.
Советский свой мундир, как… вор,
Осматриваю нынче по ночам,
Пристроив… оптику к очам…
23.02.94.
Мы с Вами в мае вдвоём.
Лес нас на вальс приглашает.
Друг соловей нам споёт,
А солнце ему подыграет…
8.05.05.
Теперь уж вечера не для меня…
Усталость дня кривит сознанье.
И… вечер-память, словно назиданье,
Колышет дивные картины,
Ероша редкие седины...
1.03.06.
…вновь… осень на ладони… Тучный плен
Скрывает хлопоты уставших звёзд.
И тишина, недавно шумных, гнёзд,
Среди ещё… беспечных крон,
Прислушивается к… шорохам… ворон...
30.07.07.
… и жизнь… спустя, в угоду сладкой мысли,
В громадах компиляций от вождей,
Мы опустились в суету корысти,
Верстая мир из крови и костей.
27.01.07.
… и опять я ранняя птаха -
- отоспался под снег и метель.
Снов улыбчивых, канитель,
Намотал на мозги - «…загрузился…»
Вот бы… вспомнить, где в… них я… носился?..
26.05.07.
Оторвусь от суеты и хло;пот,
Окунусь в природную спираль.
И предвыборные вопль и топот
Заплету в лирическую… сталь...
25.11.07.
Стриж в небе… Высоко;… С утра…
Он мне кричит; «Привет, дружище!
Сегодня корм наш, мошкара,
Поднялся в небо метров с… «тыщу»…
* * *
… в небесах ни тучки… Солнце – в радость…
20.06.07.
Тебе… мои осенние касанья,
Холодный стиль осеннего стиха,
Без суеты;, без боли, без… греха…
Прими их… в память летних дней
И жди весну… в надежде – всё за ней…
… природа милая, прими мои касанья…
23.10.07.
Я давно уж брался за перо.
Душа металась в суете и боли…
И я - послушник шалой воли,
Уйдя из мира серых грёз,
Увлёкся запахом берёз…
15.05.07.
Гуляет ветер по Руси;.
Простор… Аж, ще;мит дух…
Ну, как тут про себя? Всё – вслух…
… и от души - восторг и гнев…
И… сердце – на охоте лев...
22.07.08.
Кругом глаза – дитя Светила…
Кругом добро – дитя сердец…
И тела грех – концу отец…
И антинома Богу (… с пьянки) –
Хо-хо-чущ -ие… обезъянки…
20.06.90.
Сквозь время… памятью, как острой сталью,
Чтобы... продлить наш… давний разговор,
Давайте с Вами… посидим, товарищ Сталин,
И... выкурим... Герцеговину Флор...
22.06.95.
54 года с начала
Великой Отечественной войны.
6.5. Самоэндграфы.
(Применение авторам разрешено).
… посидим… в октябре, дорогая…
И припомним весенний вальсок.
Я хочу, обернувшись к… маю,
Прислониться к тебе на… чуто;к...
22 октября 2005 год.
… посиди со мной, дорогая…
Оторвись от утренних нег…
Погляди, как луна… не мигая
Околдовывает… сонный… снег…
25.10.05.
… тебе моё осеннее сказанье -
Минорный стиль изысканных картин.
Из сказок лета – уж… былин -
Макаю… взгляд в палитру октября…
И чувствую… - не зря… Не зря… Не зря...
23.10.07.
…Твой дом растёт… Теперь он… твой
Ты и хозяин, и строитель…
А я, как отставной воитель,
Смотрю на свой старинный меч
И… вспоминаю силу… плеч…
12.05.03.
Конец четвёртой книги.