Чалма

Николай Нефедоров
 
                Чалма
               

       Жаркое  солнце в пустыне. Желтый  зыбучий  песок и редкие  кустарники, (саксаулом  называются). Утро. Тепло. Около  саксаула сидит  старик. Он  похож на мудреца. У него белая красивая чалма на голове.  Он давно сидит здесь.  Он  сидел здесь в прошлом году  и в этом сидит, и еще будет сидеть здесь много-много лет.
       
      Мне кажется,   ему нравится здесь  сидеть и он никуда не уйдет отсюда. Вот  уже   десятки жарких лет он сидит здесь. Ему нипочем жаркое солнце пустыни. Жажда  ему  не знакома и  еды  ему  не нужно. Зачем ему  еда, если он  сидит и никуда  не ходит. Да и к  тому же,  куда  ему идти, когда кругом  пески  и всюду  одинаковая  картина - песок, песок  и  еще раз  песок.
   
      Когда человек мало двигается, то  ему и  не хочется есть. В  данном случае   энергия   приходит к нему, предполагаю,  наверное, из космоса. Вот,  поэтому  ему  и хорошо сидеть около саксаула. Хотя,  конечно,  надо  признать, это место   не самое лучшее место для  сидения,   немного  скучновато сидеть  в  пустыне, но он привык  к одиночеству. 

      В одиночестве очень  легко  думать и тогда в  гости приходят очень ценные мысли. Вот ему  и интересно сидеть и ждать,  когда же мысли придут к нему в гости. Это, между прочим,   интересное   дело, ждать  мысль. Она,  мысль, имеет  свойство  просто падать на  голову откуда-то сверху и падать не так, как падает иногда что-то  от пролетающих птичек.
 
     Это происходит неожиданно, когда  казалось,  мысль  и не  придет в голову и вдруг появляется. Но  он,  сразу же  ее  или их  складывает и раскладывает  по полочкам, сортируя по весу,  по значимости, по размеру. У него это  было  своего рода коллекционированием. Кощей  Бессмертный тоже  коллекционировал  золотые монеты  в своем сундуке.  И наши Новые Русские тоже  увлекаются  коллекционированием  денег.
 
      А  здесь  старик складывал   стопкой мудрые мысли. Их у него накопилось в  достаточном  количестве,  но ему все  было мало  их.  Полочек  у него в голове,  под белой чалмой  было предостаточно и все  мысли были пронумерованы по порядку. Важны  были  не сами мысли,  а  сам  процесс  их  складирования.

      За  многие  десятилетия  у него накопилось  масса мыслей. Они падали на голову и по утрам  и по вечерам  и иногда даже   ночью, когда он спал. И  тогда  он,   неожиданно просыпался и   срочно  пытался запомнить ее, во  всяком случае запомнить, хотя бы  до  утра.  А  там  при солнечном  свете  мысль  бережно  извлекалась  на  свет  и подвергалась осмотру.
   
      Спал он тоже сидя, потому что боялся  потерять, любую даже завалящую мыслишку. Уж  очень,  он был жадный до них, точнее азартный.  От этих мыслей у него появлялась радость, и он улыбался в свою белоснежную бороду  и, даже смеялся иногда, потирая  свои худенькие ладошки.
 
      Иногда  ему   на голову «падали» сверху сразу по две, по три ценные   мысли  и  тогда  ему было трудно их укладывать по полочкам, но это было редко.  Обычно  мысли падали не так часто, как  хотелось, по одной в час, или по две, но этого вполне  хватало,  чтобы  испытывать  радость от этого.   
   
      Его не удивляло, отчего мысли «падают» на  голову, он  к этому привык  и даже  немного  обижался, когда  мысль, где-то  задерживалась  и не  падала.  Он только немного   журил   ее  за опоздание,  журил по ласковому, по хорошему, приговаривая - «Ах ты моя лапочка, ах ты мой цветочек, иди сюда  моя хорошая, иди моя ненаглядная..».

      И  они шли  к  нему  и ждали,  когда же он  займется ими  на досуге.  Рассмотрит их, повертит  в старческих руках, прощупает, попробует на зуб, словно проверяя, не фальшивые ли они  и попытается понять их сущность.
      
      Я  этого мудреца случайно увидел,  прогуливался как-то вечером  по пустыне,  смотрю  сидит  старик. Глаза   умные,  проницательные,  внимательные, с прищуром, славный,  аккуратный  такой старик.  Еще немного, чуть-чуть обаяния и вот  она - точная копия  старика  Хоттабыча.   

      На  голове  у него была  белая  чалма. Я  догадался - это  для того, чтобы мысли  не нагревались  от  прямых солнечных лучей.  Они когда  нагреваются, норовят  выскочить из головы  и разбежаться  шустрыми тушканчиками по  песку в разные стороны. Лови  их потом  и  не  выловишь.  И  если бегать за ними, то можно и   вспотеть. Так  что, лучше не  снимать чалмы  и не перегреваться.  И  старик  это хорошо понимал. 
    
      Помню,  когда я  шел  мимо, я подошел к нему,  вежливо поздоровался и спросил,   как  у него со  здоровьем, не болит ли чего.  Может быть радикулит, а может чайку выпить  хочет. Мало ли что. Первые  вопросы  всегда  нужно  задавать  о здоровье. Если  не  спросить пожилого  человека о здоровье, то он может и обидеться.

      Старых людей легко обидеть, даже  не заметив этого. Они  на  все  обижаются.  И   на  погоду  реагируют  и  на дождик и на  снег  и даже  на ветер. Старик, когда  обидится, то подожмет свои губы в тонкую линию  и не скажет вам ни одного слова.  Вот такой   старик сидит в пустыне, и  к нему  нужен особый, тонкий  подход, осторожный и даже чуткий подход, издалека, так сказать. Строго   индивидуальный подход.  Так,  кажется, называют психологи  этот момент при встрече с пожилыми людьми..
   
      Почему рассказываю о нем, об этом странном старике?  Да  потому  что он  очень  мне  нравится, хороший  такой старик, безобидный и добрый. И  к тому же, сидит он и никому не мешает, а это очень важное качество - сидеть и никому не мешать. Мы, например, в жизни  часто кому мешаем или нам мешают. (Люди до  того  мешают, что на  них  иногда, другие  покушения  устраивают).

      Это  талант  своего рода, не мешать никому. И к тому же, добрых  неболтливых людей уважать надо и приветствовать, так как иногда  они могут подсказать что-либо  полезное и главное вовремя.  Это  всегда может  пригодиться  в  жизни. Ведь в жизни всякое бывает и добрый совет иногда  дороже всего, оказывается.
   
      Возможно, он когда-нибудь  пригодится  и вам,  этот старик в белой  чалме, ведь  и  у вас, признайтесь,  могут быть проблемы  и незадачи.  Никто не застрахован  от этой оказии в жизни.

      Как  его найти, спросите вы? Отвечаю, очень просто. Надо поудобнее расположиться  в кресле   и представить себе  жаркую пустыню и саксаул, можно даже несколько саксаулов, и старик обязательно  окажется там, рядом с колючим кустарником.  (Перед тем, как представить, необходимо вначале, подготовиться, то есть, как следует попить воды, потому как, в  пустыне  очень жарко и у вас,  возможно, неожиданно, проявится жажда. И когда она проявляется, то все ваши мысли будут  о стакане прохладной  и чистой   воды). 

      Вернее, нужно  представить, как   вы  заходите  в  пустыню и  там  сразу  направо, и вы сразу же  увидите  этот  саксаул. А около него, естественно он, собственной  персоной, с белой чалмой и с белой бородой. Но  прежде  чем  зайти к  нему  в  гости нужно  подготовить  вопрос. Затем  нужно  очень  деликатно  спросить дедушку и  подождать  немного,  вы  не  сразу  ответ  услышите, а  спустя  некоторое время.

       Помню, было  однажды, что ответ  пришел  через  неделю. Но  это  бывает редко. Обычно  он  отвечает   сразу.   Так  что, я уверен, вы  не заблудитесь  в  пустыне  и повстречаетесь с ним.  Там, в  пустыне,  невозможно  заблудиться. А  как увидите  его, то не забудьте, ему привет передать.  От меня, естественно,  потому  как мы с ним немало бесед провели и  он  хорошо  запомнил  меня.

      А если, скажете, что вы,  мол,  допустим от  Ивана Иваныча, то я  за исход вашей  беседы не ручаюсь. Вполне  возможно, он просто пересядет  на другое место и ничего  ценного вам не выдаст.  Выдаст, возможно,  ерунду  какую –нибудь, мелочь, о которой  даже и не стоит и беспокоиться.
    
      Надо сказать, что я  к нему не  часто хожу  в гости. Только когда  в этом есть серьезная  необходимость. Необходимость - это  когда жизнь  прижмет  тебя к  стенке, прижмет, как  прижимает  здоровый бугай в темном переулке к  стене и придерживает, не отпускает.  Вот  и  сейчас  у меня  сложилась такая  ситуация, когда  и ни туда и ни сюда, словом прижало меня к стенке.  И потому  вопрос я ему подготовил довольно основательный.
 
      Как  сейчас помню, очень сложный.  И перед тем, как задать его, я  на всякий  случай  про его  суставы  спросил, мол,  как  они, у него  перед непогодой  себя чувствуют. Он  растрогался  и даже предложил мне посидеть рядом.  Было не очень жарко,  как  сейчас помню. Утром  в это время не жарко в  пустыне. Это к обеду,   когда  солнце и зависнет  сверху,  то   пустыня становится похожей на раскаленную сковороду , только  и  остается подлить масла и начинать что нибудь жарить с приправами.  (Только,  не забудьте при  этом подсолить. Шучу. )
 
     Немного  отвлекся от темы, и вот я  задал ему вопрос, про тот, который волнует  всех. Вопрос про то, как  успеть стать  счастливым  человеком?   Почему   слово  успеть? Да,  потому,  что  не все  успевают  стать. Хотя  есть многие, которые успевают  и по несколько раз  стать счастливыми и по несколько раз многие не  успевают.  Не  успевают, так  как  торопятся,  спешат. 

      Может,  это оттого  что не готовы  к  счастью  душой  и  сердцем. Необходимо  к  счастью, видимо,  заранее быть готовым. Необходимо уметь быть счастливым. И  это возможно  тонкое  искусство?
 
      Можно  было задать вопрос  и посложнее, но я  задал именно этот. Так  как всю свою жизнь торопился  стать счастливым, спешил  и постоянно  делал  немного не так, как надо.  То чуть-чуть промедлю, то  поспешу.
 
      Он и сказал мне, что счастье  не нужно искать снаружи, что оно  должно быть внутри. Я даже  опешил от неожиданности и  задумавшись, согласился  с ним. Ведь действительно, когда  счастье  есть внутри, то ты  будешь счастливым  человеком, да же и  тогда,  когда  совершенно одинок, то есть, когда никого нет рядом и даже тогда, когда рядом есть человек, но  не  тот, который  нужен.
 
      И  тогда, если  вы  счастливы, можно уделить,  «отщипнуть» кусочек своего  счастья  и  поделиться  с ним,  излишками.  Я  не стал спорить со стариком, так  как  знал,  что чалму не зря  носят  мудрые люди.
 
       Возможно,  в  следующий  раз, при  встрече, я  задам  ему  другой  вопрос, к  примеру,  как  выбрать одну  женщину,  допустим из трех  женщин  сразу,  когда  все они красивые и все пригожие. Тоже  интересная  проблема  выбора.

       Тут целое  уравнение  с тремя  неизвестными величинами и все  женщины, естественно, скрывают свой истинный характер, свои мысли, душу свою. Так как  душа  у них всегда за  семью печатями и они ее берегут как зеницу  ока,  от постороннего  любопытного взгляда  и не каждому  открывают ее  на обозрение.  Можно было, к  примеру,  выбрать ту,  которая  любит вас с особой  нежностью.

      Можно было, но это так сложно, хотя  если вникнуть, то задача  с  тремя
неизвестными  перерастает  в задачу  о прогнозировании будущих  ситуаций на  основании  трех человеческих личностных  характеристик в  реальном времени. Это  я  почти по  научному  заговорил, извините.
 
       Мудрому  старцу  будет над чем  подумать на  досуге, если задам  ему  этот вопрос. Ведь  и  у  Пушкина  А. С., кажется,  тоже  была такая  ситуация в его  сказке, когда  кто-то прял пряжу поздно вечерком, прямо  под окном. Там  одна  сказала, что-то типа - наварю много щей и устрою пир горой, другая  сказала,  что наткет гору полотна, а третья,  мол, просто  возьму и  рожу  богатыря. И царь, не долго думая,  выбрал ее, последнюю, так  сказать,  и  не прогадал  в  последствии.

      Про любовь в  сердце, там  кажется  и речи не было.  (Не  было  времени  у  царя  про  любовь говорить. Все  в разъездах, да  в  командировках).  Был строго деловой  расчет.

      Любовь, духовность, взаимопонимание - все это  не берется в  сказке  во внимание. Здесь  чисто практический  интерес, поставлена задача -  нужен срочно пацан и вот выбор сделан.

      А  в  моей   конкретной задаче, пацана не нужно, и двух  и трех  не нужно. Просто нужна  дружная  маленькая компания, состоящая  из двух любящих друг друга  людей.  И что бы,  им  было о чем поговорить.
   
      В  жизни все  гораздо сложнее, чем  в  сказке. Сложнее  еще  и потому, что не знаешь  своего отношения  к этим  трем   женским сердцам. Здесь к  трем неизвестным добавляется  четвертое  неизвестное - это время и еще твое,  конкретное  чувство.
 
      Сложная  задача  и ответ на нее  все же  есть, вероятно  есть в  извилинах у  старика  в  белой чалме, который  сидит в  пустыне около саксаула. Возможно дедушка,  когда–нибудь  даст мне ответ  и на этот вопрос, только  каков он будет, неизвестно.
 
     Со временем, я постараюсь узнать у него  об этом  и по возможности сообщу вам, если вы  заинтересуетесь. Но, можно вам и  самим сходить  к  нему  в  гости и  сформулировать ему  свой   вопрос. Возможно, он  даст вам ответ.  Или обратитесь ко  мне  и  я  передам лично ему. И   он непременно  ответит, поверьте. Мне  не впервой  обращаться  к  нему  с подобными  вопросами.  Главное  правильно поставить,  сформулировать  вопрос, а  за  ответом дело  не станет. 

     Старик   безотказный и добрый. И имя  у него доброе - Саидом кличут. То есть дедушка ибн - Саид. Или просто дедушка  Саид, без  отчества. Кстати   я  как-то поинтересовался  у  него,  кто же  был у него  отец.  Он ответил,  что прошло столько  времени,  что он  и не  помнит отца. И  мать  свою  не  помнит. 

      Бывает же  такое в жизни. И все  потому,  что сидит здесь  очень  давно, так давно,  настолько  давно, что в  то время  еще  не было на этом месте  пустыни.  Здесь в начале  шумела  листвой   стройная роща. Затем  она  перестала  шуметь.

      Затем  появились желтые барханы песков. И вместо  рощи здесь теперь  растут  колючие саксаулы. Но, дедушке  Саиду без  разницы,  что здесь  растет.  Лишь бы была возможность думать. Он  просто не может  без этого жить.  Это  его  единственное  любимое  занятие,  по  другому хобби.

      Иногда  я  ему  даже  завидую. Завидую, как  человеку,  который самодостаточен, самостоятелен и уравновешен. И если  приглядеться  к  нему  по  внимательней,  то можно  найти в нем  черты  того,  кому  с  давних  пор  поклоняются люди,  шепча  свои  молитвы,  суры и мантры.

      Возможно, дедушка  Саид и далек от  этого великого  образа, но  он  близок  мне  по  духу и по  доброте. Что-то есть родное в  нем,  от  славного Хоттабыча.  Может  быть, он   его  дальний  родственник  по  какой-то дальней  родственной  линии?

      Я  непременно  поинтересуюсь  у  него  по этому поводу  при следующей  встрече. А  она, я уверен, наступит, так как  без этого   не  обойтись  в  нашей жизни.  Такова  она, наша жизнь и ее прожить - не поле или пустыню  перейти.

      Здесь надо  думать,  и почти так же, как дедушка  Саид,  который возле кустарника сидит,  там в  пустыне и где, сразу  направо. Передавайте  ему привет,  если  вы  его  повстречаете. Пусть бережет  свои старческие ноги.  А   остальное,  все будет  «ок-кей».