Что человек про нас подумает?

Елена Спиглазова
К 97 году московская правозащитница Тамара окончательно разочаровалась в борьбе за права человека, чеченских боевиках и иностранцах, и пребывала в поисках смысла жизни. Выслушав рассказы о том, как американка увела у нее мужа, а боевики отрезали головы дружкам – англичанам, я повторила свое предложение применить знания и способности в спецназе. С некоторым смущением Тамара согласилась. Смущение относилось к прошлогодней конференции, где на мое предложение она с жаром кричала: никогда! К этим убийцам в масках!
Пока она не передумала, я живописала Пашке, который замещал находящегося в отпуске Романа, невероятные таланты и познания специалиста с международной известностью. Кажется, я даже размахивала руками и перемещалась по кабинету, повествуя, как она научит нас всему, чего не знаю я. Насчет международной известности я вовсе не привирала, просто не уточняла, что за границей ее знают, как правозащитницу, а психотерапии она обучалась тоже за границей, аж в Америке.  Пашка помотал головой, когда я, наконец, замолчала и плюхнулась за стол Лешего, и неожиданно деловито спросил:
- Красивая?
- М-м, - затруднилась я. С этой точки зрения я Тамару не оценивала. Лично я всю жизнь считала красивыми худых и длинных, а о Пашкиных вкусах представления не имела. – Ну… - я подумала, - глаза большие. Стрижка короткая. Английский знает, - добавила я в отчаянии, не зная, что еще сказать.
- Как ты, что ли? – невозмутимо переспросил он, и я смутилась.
- Я английский плохо знаю.
- Годится, - заключил Пашка и так же деловито спросил:
- Когда поезд?

– Ты что натворила? – Тамара то шипела, то громко восклицала, по комнате кружились листки бумаги, и пол уже был усыпан ими, а Тамара все рылась в каких-то неведомых фолиантах, - увы, помочь ей ничем я не могла, потому что текст был исключительно английский, - как я буду это занятие проводить? Это же серьезно!
– Ну ты же все равно больше знаешь, - попыталась я ее утешить.
– Ты не понимаешь! – Тамара обхватила голову руками и застонала. Честно говоря, я уже утомилась от ее экспрессивности. – Это серьезные люди…
– Профессиональные убийцы, - ехидно подсказала я, напоминая наш разговор на конференции.
– Профессиональные убийцы, чтоб ты знала, - академическим тоном заявила Тамара, - совершенно безопасны. Они без дела не убивают.
– Значит, можешь ощущать себя в безопасности. – Я захохотала, нормальная полуночная эйфория, впрочем, дело-то уже к утру. 
– Уйди! – заорала Тамара, швыряя в меня каким-то малоформатным изданием, хорошо хоть ту монографию не схватила, которая больше, чем два кирпича.
– С удовольствием, - я встала и направилась к двери
– Стой! – Тамара лихорадочно доставала сигарету из пачки. – Ну чего мне говорить?
– То и говори, что есть, - я удивилась. – Что на войне была. Я вот не была, и то терпят.
– Ага, с той стороны.
– Ну, про Карабах скажи, там все равно непонятно, кто с какой стороны. Осетия… тоже.
Тамара задумалась, уставившись в потолок.
– Вот про мужа, что помощник Ковалева, не надо.
– Бывший муж, - мрачно отозвалась Тамара, - правозащитники, - это вообще не мужики. Он даже в Осетии не был, - добавила она с невыразимым отвращением. Только по заграницам…
– Да там все что угодно можно, - я и сама удивилась, сказав эту фразу.
Да, только сейчас я поняла, что именно в отряде я могу говорить то, что думаю. Все, что думаю…

– А вы нам не льстите? – Денис добродушно усмехался.
– Нет, - удивленно воскликнула Тамара, - сама удивляюсь! Вот Сашка подтвердит, - я и не знала, чего говорить! А у вас так просто все и понятно. Здравый смысл просто… 
– Так мы же не думаем, - тихо пояснил Марс, - нам не положено. Чего надо, сделаем, и все.
– Закопает и все, - насмешливо пояснил Игорь, - а сверху цветочки посадит. Он у нас такой…
– А ты не такой, - Денис повернулся к нему и засмеялся.
– Нет, - Игорь кокетливо поглядел на Тамару, - я цветочки сажать не буду.
– Ну что вы говорите, - Леший, второй зам Романа, занервничал, - что человек про нас подумает? - Он повернулся к Тамаре, - это они у нас невоспитанные.
Хохот был такой, что дверь класса приоткрылась, и появилась заинтересованная физиономия Пашки.
– Ну что? – Он строго оглядел всех и повернулся к Тамаре, - как они себя ведут?
– Ой! – Тамара восторженно смотрела на него, - да у вас сотрудники… вообще!
– Командный состав, - солидно заявил Пашка, – люди грамотные, но живого психолога еще не видели.
– Мертвого тоже, - снова захохотал Денис, и повернулся к Тамаре:
– А пойдете к нам психологом?
– А возьмете? – в тон ему ответила она, глядя на Пашку.
– Не положено, - так же мрачно солидно ответил он и закрыл дверь.

– Пашка! – Тамара не могла сидеть на месте и перемещалась по кабинету, - мне Сашка вот говорила, да я не верила…
Вот что она там не верила, я не услышала, потому что Пашка мимоходом бросил на меня взгляд, обещавший разобраться, чего я там… и с кем говорила… А я и вовсе ничего не говорила, просто сунула Тамаре свой роман… который и сама перечитывать боюсь. А оказалось, что я грамотно описала этот самый синдром. Кто б мог подумать?
Тамара плюхнулась на стул, доставая сигарету, Пашка тут же щелкнул зажигалкой.
-- Я-то думала, спецназ – это… - она смутилась, а Пашка ухмыльнулся и вкрадчиво спросил:
– И что обнаружили?
– Диссида та же самая, только до зубов вооруженная, - брякнула Тамара. Я просто глаза закрыла, а когда открыла, обнаружила в кабинете начальника управления. Выражение лица у него было неописуемое.
– Это что? – дрожащим от ярости голосом поинтересовался он, тыча пальцем куда-то между мной и вольно расположившейся за столом Лешего Тамарой. Врожденная субординация сработала, и я сама не заметила, как оказалась за дверью, успев услышать капризно-недоуменный голос Тамары:
– Пашка, а это у вас кто?

– Ну вот, - я уныло уставилась в темное окно в комнате начальников отделений, - что теперь будет?
– А чего такого? – Тамара отхлебнула кофе, невинно вытаращившись. – Чего мы ему сделали?
– Закрытое подразделение, - назидательно пояснил Марс, сочувственно глядя на нас.
– Что ж теперь? – с ужасом повторила я.
– Да ничего. – Игорь пожал плечами, - очередной выговор Пашке, вот и все. Его начальство и так любит, выговором больше, выговором меньше.
Пашка появился на пороге и мрачно оглядел всех.
– Ну что? – возмущенно спросила Тамара, - чего это он? Сидели, занимались…
– Да с вами пока ничего, - рассеянно сказал он Тамаре, глядя на меня, - с тобой вот…
– Что? – изумилась я, – Он же мне сам ко мне обращался, и вообще…
– Вот именно, – многозначительно сказал Пашка, - ткнул пальцем в твою сторону и говорит: а этот человек вообще много знает!
– Ликвидировать пора! – захохотал Игорь.
– Вот так и живем, дорогая редакция, - сочувственно произнес Марс.
– Вдруг запретит заниматься? - Я испугалась по-настоящему,
Пашка надменно удивился:
– Что это он может запретить? Тут, слава Богу, мы командуем! – величественно развернулся и вышел… нет, не вышел, а покинул кабинет.
– Ну вот, - я уселась на край стола, - надо чего-то думать. Какое-то обоснование… от кафедры бумагу взять?
– Ты что тупая? – Тамара постучала себя кулаком по лбу, - тебе же сказано, не дергайся!
Игорь при этом хмыкнул, Марс снова посмотрел на меня сочувственно, а Тамара продолжила.
– Ты тупая пока, но это временно.
– Думаешь? – с надеждой спросила я. – Игорь и Марс слушали наш диалог с явным восторгом.
– Конечно, - уверенно ответила Тамара. - Я вас тут научу, чего и как. Мне здесь нравится…