Футуризм - радикальная революция в искусстве

Койфман Валерий
Иллюстрация - автор Джино Северини
               
                «Мы заявляем, что великолепие мира обогащается новой
                красотой: красотой скорости. Гоночный автомобиль…
                прекраснее  Ники Самофракийской...»
                Филиппо Томазо Маринетти

Обычно каждое новое течение в искусстве сопровождает свое появление громкими программами-откровениями, в которых решительно опровергаются и разоблачаются предшествующие художественные «открытия».
В радикализме и шумности подобных заявлений представителям футуризма (лат. futurum —будущее) равных, пожалуй, не было. В различные годы появляется около 50-ти различных футуристических манифестов, касавшихся самых разных областей жизни - от философии, политики, литературы и искусства до, например, кухни и танца.
Официальный день его рождения - 20 февраля 1909 года, когда на первой странице парижской „Le Figaro“ появляется «Манифест футуризма». Он состоял из преамбулы и 11 пронумерованных абзацев. Вот некоторые выдержки из Манифеста, которые говорят сами за себя:
- Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и отвагу.
- Главными составляющими нашей поэзии будут храбрость, дерзость и мятеж.
- Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…
- Мы хотим восславить войну – единственную гигиену мира – милитаризм, патриотизм…
- Мы хотим уничтожить музеи, библиотеки, покончить с морализаторством...
 Автором документа, вызвавшего бурную реакцию и острый интерес общественности, был
итальянский поэт и романист Ф. Т. Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti, 1876 - 1944), ставший идеологом и «денежным кошельком» нового движения.
Он родился в очень богатой семье, воспитывался в школе иезуитов, выпускник двух университетов.  Маринетти был творческой личностью и большую часть времени проводил между Миланом и Парижем. Основанием для его футуристической теории творчества послужили, очевидно, некоторые идеи Ницше, Бергсона и бунтарские лозунги анархистов.

Европа начала XX столетия, развивалась и расцветала в невиданном ритме. Манящие и одновременно пугающие огни больших городов, разрастающихся в паутине электрических проводов шумных улиц и площадей, где новые хозяева улиц, «авто», уверенно прокладывают свою колею среди толпы, конных экипажей и велосипедистов.
Это те «декорации», в которых и зародился футуризм.
Несмотря на то, что манифест был опубликован в Париже, автор адресовал его, прежде всего, итальянской творческой и политической элите, утверждая: «Слишком долго Италия была громадным рынком древностей. Мы хотим избавить ее от полчищ музеев, в которых она похоронена». В Италии футуризм пришёлся, что называется, «ко двору».

Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из других городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти, и 11 февраля 1910 года появляется «Манифест художников-футуристов» - первая собственно художественная программа футуризма.
 Под ним подписались художники Умберто Боччони (1882 - 1916), Джакомо Балла (1871 - 1958), Карло Карра (1881 - 1966), Джино Северини (1883 - 1966) и Луиджи Руссоло (1885 - 1947).
Они осудили все формы академизма и обращения к прошлому в искусстве, «все формы ... гармонии и хорошего вкуса», приветствовали «все виды оригинальности» и «современную жизнь, бурно и непрерывно преобразуемую победоносной наукой».
Несмотря на то, что художники, провозгласили этот документ, не создав, по сути, пока ни одного футуристического произведения, энтузиазм, вызванный их лозунгами, оказался огромен.
Ряды приверженцев  футуризма растут как на дрожжах. В 1913—1915 годах, когда к группе присоединяются художники Джованни Папини, Фортунат-о Деперо  и Арденго Соффичи, футуризм был уже в полном расцвете. Его громкое эхо звучало также во Франции и в России, но идеологическим и методическим центром футуризма оставалась Италия.

При этом русский футуризм весьма отличался от западного варианта, унаследовав лишь высокий пафос строителей «искусства будущего», противопоставляющих его искусству прошлого. Он существовал в рамках модернистского направления в русской литературе и искусстве, представляя собой сочетание различных группировок (это очень интересная отдельная тема).

Футуристическая эстетика возникла не на пустом месте. Она восприняла опыт импрессионизма и неоимпрессионизма на воссоздание впечатлений подвижной среды и любовь к науке и эксперименту. Кубизм и фовизм обогатили итальянских живописцев новыми цветовыми решениями и средствами выразительности, привили вкус к синтетическим обобщениям и аналитическому построению композиций. У немецкого экспрессионизма художники-футуристы заимствовали неровные, энергичные движения кисти.

Героем футуризма стал новый человек, пропитанный атмосферой современного города, а культ машины вообще вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями». Еще в 1913 году футурист Джино Северини стал заселять свои картины механическими существами, похожими на роботов (само слово «робот» возникло в 1921году). «Красота быстроты» - вот лозунг, горячо подхваченный его друзьями.
Передачу движения художники-футуристы часто пытались реализовать достаточно простыми приемами: путем наложения последовательных фаз движения на один кадр кинопленки.
В результате возникают «кадры» с изображением человека или собаки с десятком ног
(Д. Балла, «Динамизм пса на поводке»), автомобиля или велосипеда с множеством колес и т.п.
Энергетические поля или состояние души передаются в живописи с помощью абстрактных лучащихся, закручивающихся в пространстве цветовых форм или пластических объемов в скульптуре (У. Боччони, «Уникальные формы протяженности в пространстве»). Бунтующие массы отображены агрессивными кроваво-красными углами и клиньями, которые прорываются сквозь плотную сине-фиолетовую мглу пространства (Л. Руссоло, «Восстание») и т.п.

Приветствуя культ силы и ее апофеоз – войну, приверженцы  футуризма с восторгом встретили Первую мировую. Многие из них ушли воевать, погибли или стали инвалидами. Собственно говоря, сам футуризм как целостное художественное движение завершился с началом этой войны.
В идеологическом плане футуризм оказался связан как с, правым, так и с левым радикализмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на «революционное» ниспровержение прошлого и на особое участие в «строительстве будущего». 
В 1922 году Бенито Муссолини вводит в Италии фашистскую диктатуру. Несмотря на явный национализм Маринетти и нескольких младших представителей движения, новый режим атакует футуристов, обвиняя их в дурном влиянии на молодежь. Футуризм умирает окончательно в 1944 году вместе со смертью Маринетти.

Фигуры основоположников течения уже «забронзовели», их некогда революционные творения воспринимаются сегодня новым авангардом как верх академизма, а громкие манифесты футуристов разобраны на цитаты в сочинениях по истории искусства.
В королевском дворце Палаццо Реале (Милан) до 7 июня 2009 года проходила грандиозная выставка «ФУТУРИЗМ 1909-2009: Скорость + Искусство + Действие». На ней было широко представлено все, на чем сказался дух этого движения: картины, графика, скульптура, архитектурные чертежи, эскизы театральных костюмов и декораций, фотографии, книги, предметы прикладного искусства, мода.
Являясь частью общего проекта празднования столетия издания «Манифеста футуризма», миланская выставка стала данью уважения талантливым, убежденным в своей правоте мастерам футуризма, сумевшим совершить одну из самых ярких и радикальных революций в искусстве.