Казак Голота. Часть 1 отрывок

Вонсович-Ясницкая Оксана
          Дунайская степь... Широкая от края и до края. Колышется травами, как набегающими волнами моря. Несёт в этом буйстве покой и ласку.
          Выйдешь в степь и лёгких не хватает чтобы вдохнуть всю долю воздуха, которую услужливо предоставляет ветер.
          Несколько дней назад прошедший дождь наполнил землю влагой. Цветёт и буйствует всё на радость птицам и зверью. Свежа степь молодыми красками. Целые озёра цветов.
          В небе неодиноко парит сизокрылый орёл ( пара каждый по разным сторонам степи, выглядывают с высоты мелкую печушку ).
          К ближнему голубому озеру ночами летят дикие гуси, а за ними и лебеди. Свои перелёты совершают ночью, а шум при этом подымают, как днём. Разбудили тура и его крупное тело пошло разрезать травяные волны. Это вызвало непонимание, беспокойство и сначала хаотическое, а потом строго определённое движение в стаде тонконогих сайгаков. И в минуту загудела, зашумела степь, но, не выявив внешнего вторжения, успокоилась, превозмогая нахлынувший страх.
          Утро дарит новый день. Солнце освещает грунтовую дорогу, которая пролегла через всю степь. Этой дорогой татары - буджаки* ходят от Дуная до Днестра, а затем аж до Днепра. Дорогой они нападают на сёла и сжигают их ( такая же доля и у хуторов ). Малышей лошадьми затопчут, взрослых же вяжут сыромятными ремнями и сквозь эти ремни продевают деревянный шест, - и гонят людей в неволю. А кого судьба в степи на них наведёт, того они хватают, к остальным прибавляя.
          И не дрогнет сердце у кочевника. Ни слёзы, ни печаль людская их не разжалобит. Живой товар татары - буджаки поставляют на невольничьи рынки, а там людей продают кого куда - к арабам, в Турцию, в Персию. Золото в карманах не расскажет за что получено.

-----------

Буджак* - степи вдоль левого берега Днестра, в 15 - 17 вв. там кочевала Буджакская татарская орда, которая была в подчинении у Крымского хана.