Пятая графа

Сергей Даниэлс
Почему же мне лафа,
А ему не светит?
Видно пятая графа
Подвела в анкете.

    В.Высоцкий



               
                ПЯТАЯ ГРАФА.
                Москва 80-е годы
               
  Партком  ЗНО (завод нестандартного оборудования) Елена Степановна Шитикова, заказывая праздничный плакат, предложила мне вступить в ряды коммунистической партии. 

Я стал объяснять, что ещё не созрел и не готов быть её членом,но
она стала убеждать и настаивать:

- Сергей! Ты молодой и перспективный работник. Пора активно участвовать в жизни  завода.

-Хорошо, я подумаю,-сказал я и задумался.
Конечно это было понятно, меня хотели привлечь бесплатно к  художественному оформлению завода через свою партию.

В Советском Союзе,-поехать за границу в капиталистические страны, мог только член  КПСС, а простой смертный - безпартийный, после тщательной проверки органами УВД (управления внутренних дел),–только в социалистические страны - Польшу, Болгарию  или Монголию. Подумав об этом, я решил попробовать, хотя его исход знал. Мне очень хотелось побывать за границей, посмотреть, как там люди живут и я решился.

Заполняя заявление–анкету, в графе родители, я написал имя и отчество отца, а  национальность мелкими буквами-еврей.

Имя матери, я переделал. Вместо Берта Исаковна я написал Барно Юсуповна. В   графе  национальность большими буквами ТАДЖИЧКА, вместо  еврейка.

Думал,- была не была. Попытка не пытка.
И так настал день партийного собрания, где должны собраться все члены  партии завода и решать мою кандидатуру.

В большом кабинете было человек двадцать пять. После вступительной церемонии  повестки дня Елена Степановна стала зачитывать мое заявление.
         
  Вдруг у нее почему-то изменилось выражение лица, оно стало странно-удивленным.

Елена Степановна, напрямую задала мне вопрос:

-Сергей, а ты что, Иврей?
 Смягчая слово еврей - через букву И.

Я не растерявшись  при всех вру:
-Но у меня мама таджичка.

Почему-то в душе, мне стало смешно.
Она мягким  взглядом  посмотрела на остальных членов и обращаясь ко мне уже по  фамилии сказала:

-Ну ладно Исхаков, можешь идти.
-Мы тебя вызовем.


Выйдя из кабинета, я пошел к начальнику гальванического цеха Гринбергу Владимиру  Осиповичу(на самом деле, он был Иосифович).

Я с ним был в хороших отношениях. У нас было о чем поговорить, ведь мы были  одного происхождения.


Владимир Осипович всегда встречал меня так:
-О, тадЖИД пришел.
Делая на слово жид, ударение.

Он как-то раньше, мне  говорил:

-Серёжа! Москва  не Средняя  Азия, никому  не говори  свою национальность. Здесь,  все это, неправильно понимают.Вот смотри. У меня жена,- русская, дети- русские, внуки - русские, один я еврей. Посмотри на мой нос, я ничего с ним поделать не могу.

Это был совет человека, родившегося и прожившего в Москве 65 лет.

И так, я стал смеяться и ему рассказывать:
-Вот сволочи, не приняли меня в свою партию, а я хотел за границу  поехать.

Владимир Осипович удивленно посмотрев на меня, сказал:
       

 -Сёрёжа! Ты что, собрался быть директором завода?
Или в обкоме работать? Да, и вообще мы скоро все отсюда уедим.


Кто мог подумать, что этот старый еврей - мог всё это предвидеть,а ведь был ещё  только 1987 год, разгар перестройки.


Через восемь лет,-к счастью, я уехал в Америку, без  помощи партии, где больше  мне помогло, моё происхождение-пятая графа.