Слово о многострадальном Слове

Анна Коржик
Способность мыслить и обмениваться мыслями - величайшее приобретение человека. Мы учимся говорить в обществе. Без окружения людей мы не получим ни навыков общения, ни житейского опыта. Почему же мы так небрежны к людям, окружающим нас, и к этому величайшему дару - Слову?
"Заговори, чтоб я тебя увидел", - так говорил Сократ. Иными словами, скажи мне, как ты говоришь, и я скажу, кто ты.
Младая поросль одиннадцати-двенадцати лет веселой стайкой передвигалась по темным закоулкам городка. Какое-то событие, видимо случившееся накануне, их чрезвычайно взволновало. Свои эмоции они выражали крепкими русскими словечками, в просторечье именуемыми матом. На литературном языке эти слова должны были обозначать что-то вроде: "Ух, ты!", "Здорово!", "Я с ним не согласен", "Это мне нравится". Оттого как смачно выговаривались вместе с плевком их привычные эпитеты, росло, казалось, и их уважение друг другу - это круто, это нормально.
Старшеклассники выходили из школы, уже расслабленные тем, что нет вокруг них всевидящего ока учителей, уже строящие планы на ближайшие дела и встречи дня, непринужденно пересыпали свои диалоги матерками, отбрасывая цигарки и выдыхая дымок в морозный воздух. Матерки эти не должен был слышать мой сын-детсадовец, но слушал. И как-то очень внимательно слушал (переводил, что ли?). Я, уводя заинтересованного отпрыска в сторону, бросила парням на их родном наречии: "Фильтруем базар, ребята, здесь дети". Ответа не ждала, шла дальше, но вдруг меня догнало недоуменное: "А что такого? Мы же не в школе!"
Великорослые юноши призывного возраста, уже облаченные в солдатскую форму и, видимо, уже привыкшие и к ней, и к суровым условиям армии, выбирали в книжном магазине открытку для дамы. Выбор был непрост, желание сделать девушке приятное было сильным, поэтому широкоплечие великаны делились переживаниями: "Да ну, на...", "Это ваще ...", "А вот эта классная, ее покупаем, ..." Радость и гордость за проявленный вкус переполняли воинов, поэтому они уже не стесняясь в средствах выражения чувств. Не удержалась я, тихо перевела на доступный русский пару их высказываний и, сравнив мою и их весовые категории, вдруг подумала запоздало, что вот сейчас наступит последнее мгновенье моей жизни. Повисла угрожающая пауза. Откуда-то сверху прозвучало: "Извините". И искатели поздравлений заговорили на обычном, нейтральном русском языке.
Во дворе на скамейке сидит, лузгая семечки, небольшая компания в выходных спортивных трико и кепочках. Они шутят, рассказывают смешные истории. Между обсыпанными шелухой мальчишками сидят и девочки. Небрежно откидывая волосы, надувая жвачкой пузыри, они одобрительно хихикают и ждут новых шуток. Слышится разговор, в котором угадывается шутливый спор "чья девочка лучше". Но вместо слова "девочка" звучит "телка" или ласково "телочка", а несогласие с мнением оппонентов выражается аргументом: "Ты че, совсем ...?", "Ну ты и...!". Мальчики, расхвалив каждый свою девочку, укрепляют авторитет среди дам ("От тебя и хула - похвала"). И веселье, ничем не омраченное, продолжается.
Банк. Очередь. Учащиеся ПТУ тоже стоят за наличными и громко, брызгая слюной, матерятся. В банке, как и в больнице, шуметь не принято. Все смущены и внешним видом немытых давно "студентов", и их алкогольным духом, и лексикой, ничем не затушеванной. Но все молчат. Воспитательница детского сада, стоявшая тут же, не выдерживает, делает замечание. Но не им, а высокому статному мужчине: неужели не одернет, ведь они сразу притихли бы - мужское-то слово убедительнее будет! Мужчина поднимает брови: "Они вам как-то мешают?" А его спутница, наверное, жена вскидывается: "Вы на что его толкаете? Своему мужу советуйте!" Мальчишки сначала притихли, потом их говор снова усилился. Но очередь уже молчала.
Рабочие по весне убирали с центральной площади елку. Собрались люди, машины. Кто-то тянул дерево за ветки, кто-то пытался демонтировать его, забравшись по лестнице к вершине. Дюжие парни с земли (их вокруг одного умельца всегда скапливается много) давали ценные указания: "Прикрепи веревку на...", "Дергай ее к ...матери!", "Куда ты, ..., прешь!". Человек на елке отвечал им так же содержательно и колоритно, причем у него получалось выразить все, с чем он не согласен, предложениями, в котором одно и то же слово могло выступать в роли разных (и всех!) частей речи. Проходя мимо, я переживала противоречивые чувства. С одной стороны, хотелось выступить посредником между рабочими на земле и на дереве и перевести их площадную ...беседу на живой великорусский. Но это, как иногда подсказывает разум, чревато неприятностями. С другой, я восхищалась тем, как при помощи всего нескольких слов, известных всему народу и без перевода, достигалось абсолютное взаимопонимание. Но мне было и жаль этих людей. Ведь чтоб обменяться замечаниями, они вынуждены были делать паузы (даже перекуры!), видна была недюжинная работа мозга, выискивающего в себе, бедном, нужное по смыслу слово. Значит, все-таки трудно пользоваться урезанным лексиконом Эллочки-людоедки?
Не знаю. Может, и трудно. Но не для подпивших дамочек, которые однажды пытались уехать в такси домой с вечеринки, не поместились в машину, не одобрили предложенной стоимости услуги, не стали опускаться до реверансов и высказали водителю многословное нетабуированное несогласие.И - редкий случай возмездия, вселяющий надежду - были оставлены на дороге среди холодной ночи совсем одни.
Уверена, каждый взрослый поймет, о каких словах идет речь. И почти каждый виртуозно восполнит ими при случае пробелы несовершенной литературной речи. В самом деле, какое слово вылетит у вас первым, когда вам на ногу упадет молоток или любимый кофе вдруг выльется на любимый документ, приготовленный к утреннему совещанию?
Но лексикон взрослых - это их выбор. Если с помощью ненормативной лексики достигается драгоценное взаимопонимание, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, нужно, чтобы росла и ширилась, и жила веками эта несусветная брань... Но почему все лингвистические изыски взрослых чаще случаются в открытых местах - с балкона, на площади, в парках, в магазинах?
Уважаемые любители крепкого народного словца! Давайте подумаем о тех, кто изъясняется и мыслит немного в другом измерении. Ведь подобные примеры народной речи не только очень звучные (свистящие и рычащие звуки так помогают хулителю выплеснуть свои эмоции!). Они оскорбительны именно своей недвусмысленностью: все нецензурные слова имеют значения, что называется, "ниже пояса". То мы посылаем куда-то, то называем (или употребляем для связки) кого-то ...ну, падшей женщиной, что ли, то и вовсе подробно характеризуем чью-нибудь мать. И не стесняемся на всю улицу раскидывать эти характеристики, непонятно зачем вставляем слова, демонстрирующие глубинное знание женской и мужской физиологии.  И женщина перестает быть женщиной, когда ее напомаженный рот извергает такую брань. И мужчина не прибавляет себе шарма, становится мужиком, мужланом, когда прикладывает свою жертву словом с таким тошнотворно грязным, откровенно пошлым смыслом.
Представьте только, какие картинки может нарисовать кому-то воображение в момент звучания ваших ядреных многоэтажных конструкций! А теперь представьте, какая лингвистическая работа будет проведена в голове неподготовленного ребенка, когда он услышит в чей-то (хуже, если в свой) адрес неблагозвучное слово да еще догадается о его значении!
Но чаще бывает, что дети, к позору нашему, отнюдь не так малоопытны в знании и употреблении матерных слов, как нам бы хотелось думать. И звучит на детской площадке, в подъездах и темных двориках сквернословие, и вылетают беспрепятственно  эти слова из детских уст, и никто (никто!) из проходящих мимо взрослых не встряхнет за шиворот зарвавшихся подростков, не одернет, не остановит. Не ждите, спокойные и равнодушные, что чувство стыда, чувство меры, такт и воспитанность возникнут у детей сами собой. Не пеняйте, не журите потом своих выросших карапузов, выдыхающих вместе с перегаром или сигаретным дымом очередной мат вам в лицо...
"Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то Слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них", - писал Л. Успенский. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное. Что если мы понаблюдаем за тем, как, что и в каком окружении мы говорим? Что если вовремя остановим готовое выскочить с языка ненужное, уродливое слово, проглотим его и скажем то же, но по-другому? У русского языка большие возможности сделать человека радостнее. И, кто знает, может быть, увидев прекрасный закат, кто-то скажет не привычное "Ё!!", а неожиданно приятное слуху "Потрясающе! Великолепно! Восхитительно!"
Откажитесь на время от короткого и ядреного языка матов. Подарите людям другие слова. Научитесь чувствовать прекрасное и рассказывать о нем романтично, сентиментально, не стесняясь красоты своих слов. И вы удивитесь:
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире,
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире,
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)
И вскоре поймете, как благодарны вам ваши дети - умные и перспективные школьники, студенты, бизнесмены, ученые - за взращенную в них вами культуру слова.