Луч

Александр Михайловъ
В родном городе я не был двадцать лет. Выйдя из здания вокзала, решил пройтись пешком, несмотря на то, что путь предстоял неблизкий — я намеревался дойти до очень дальнего района. Там прошла моя школьная юность. После окончания школы я долгие годы жил на Севере, добился профессиональных успехов, а вот семьей так и не обзавелся.
В родном городе ни друзей, ни родных не осталось. Зачем сюда приехал, непонятно, но что-то тянуло меня на родину. Хорошо, если найду место в гостинице или так и придется бродить по ночным улицам города, замерзая и обливаясь мелкими каплями дождя.
С подобными мыслями я мчался к тому району, с которым меня связывали воспоминания юности. Вот мой дом. Глянул на светящиеся окна, где когда-то я жил вместе с родителями. Они давно умерли, за окном тени чужих людей.
Будь теплая погода, сел бы на скамейку, да вспоминал прошлое. Но изморось донимала, пришлось бежать дальше. А вот этот дом для меня, возможно, дороже родительского. Столько воспоминаний! За окном, быть может, ОНА. Но зачем вмешиваться в чужую жизнь. Там ее муж, дети.
Стало тоскливо и еще неуютнее. Надо бежать в гостиницу, хоть согреться. Я двинулся к трамвайной остановке. От ветра качнуло уличный фонарь. Его луч внезапно высветил девичью фигурку. У меня непроизвольно вырвалось:
— Наташа!
Тут же сам себя одернул: какая Наташа?! Ведь этой девушке лет двадцать, а Наташе, как и мне, сорок.
К моему удивлению девушка откликнулась:
— Здравствуйте! Пойдемте со мной.
Я невероятно удивился:
— А куда ты зовешь?
— Ко мне домой.
— Не опасаешься приглашать незнакомого человека. Вдруг я сделаю что-то плохое?
— Не боюсь, вы — хороший.
Мы поднялись на третий этаж соседнего дома и вошли в уютную трехкомнатную квартиру.
— Вы пока посидите, — девушка указала мне диван в гостиной, — а я приготовлю кофе.
Сидя на диване, я осмотрел комнату. Хотя мебель и вещи были незнакомы, все равно было ощущение дежа вю. Я не мог вспомнить, где именно видел что-то подобное в убранстве квартиры.
— Вот и я! Всё готово! — девушка вошла с подносом, на котором стояли две чашки с кофе и две тарелочки с бутербродами и печеньем.
Она поставила угощенье на стол и предложила мне сесть на стул, чтобы оказаться ближе к столу.
— Даже не знаю, как вас отблагодарить за гостеприимство, — начал я разговор. — Хоть город для меня родной, но я здесь не был целую вечность. Уже не осталось никого из близких.
— В этом вы ошибаетесь, — заметила девушка.
— Вы говорите загадками. Или вам что-то обо мне известно?
— Нет, я вас впервые увидела, но интуиция мне что-то подсказывает.
— Сплошные тайны. Кстати, мы с вами не представились. Как вас зовут?
— Маша.
— А меня Иван Борисович.
— Очень приятно!
— Взаимно! Кстати, у меня неотвязная мысль, что я где-то вас видел. Хотя отлично знаю, что этого не могло быть. Ведь последний раз в родном городе я был, когда вы наверняка еще не родились.
— Многие люди не раз испытывают в жизни ощущение, что кого-то уже видели или те или иные события с ними уже происходили. Я учусь на психолога, так что знаю, о чем говорю.
— А ваши родители живы?
— Папа давно уже умер, мама год назад. Сейчас вот допьем кофе, я проведу вас в другую комнату, покажу снимки, на которых моя мама.
— Буду очень рад! — сказал я, а сам подумал: какой мне интерес смотреть фотографии незнакомой мне женщины, да еще покойной.
Пока пили кофе, поболтали на отвлеченные темы, а затем Маша предложила:
— Ну, а теперь пойдемте в мой домашний музей.
— Музей вашей мамы?
— Да, нечто вроде этого. Я никак не могу смириться с потерей, поэтому собрала разные материалы о ней, не только снимки.
Мы вошли в небольшую комнату, где стояли небольшой диванчик и письменный стол. Над столом висел портрет интеллигентной женщины в затемненных очках. На столе лежали альбомы, папки и разные сувениры.
— Вот почитайте некролог, который написали о маме в пединституте.
Я взял в руки два листка бумаги, на которых крупными буквами было написано:
«Доцент Наталья Петровна Акимова (в девичестве Иванова) родилась в семье педагогов — Нины Васильевны Ивановой, учителя русского языка и литературы, и преподавателя изобразительного искусства Петра Анатольевича Иванова.
С детства окруженная высоким интеллектуальным общением, Наталья Петровна впитала в себя огромную любовь к людям, независимо от статуса и возраста.
После окончания филологического факультета Наталья Петровна работала в средних школах нашего города, а затем стала преподавать в пединституте.
Наталья Петровна — человек, известный не только в нашей области, но и за ее пределами. Выступления Н. П. Акимовой на научных конференциях производили огромное впечатление, потому что были совершенно самостоятельны и научно обоснованы. Наталья Петровна всегда ратовала за то, чтобы в литературоведческий цикл были включены и основы мифологии, и зарубежная детская сказка, и авторский курс по какой-либо программе. Ею написано более двадцати научно-методических статей. Издано десять учебно-практических пособий и методических рекомендаций.
Наталья Петровна принимала активное участие в работе методологического семинара кафедры и педагогических колледжей нашей области, ею прочитано множество докладов. Н. П. Акимова являлась инициатором и организатором ежегодного конкурса чтецов по теме «Любовь правит миром».
За многолетний труд награждена значком «Отличник просвещения» и грамотами Министерства образования.
Наша коллега отличалась необыкновенной трудоспособностью. Учебная нагрузка, подготовка к изданию научно-практических пособий и своего рода экспериментальная площадка в школе номер восемь в начальных классах. Можно смело сказать, что три выпуска детей с первого по третий класс изучали мифологию еще до того, как она вошла в программу начальной школы. Дети любили Наталью Петровну, и были любимы ею.
В течение многих лет педагог с большой буквы сотрудничала с детским домом. Ее уроки по эстетике и литературе в старших классах этого заведения навсегда сохранятся в памяти выпускников. Одна из выпускниц детдома говорила, что Наталья Петровна была очень доброй и теплой, к ней хотелось прижаться, как к маме. Выпускники всех лет говорят о Наталье Петровне как о замечательном педагоге и прекрасном человеке.
Начитанная, коммуникабельная, умная, она пользовалась уважением учителей нашего города. Спецкурс по основам мифологии, прочитанный в трех школах, вызвал неподдельный интерес учителей других школ, а также сотрудников Института повышения квалификации учителей.
В течение многих лет Акимова Наталья Петровна руководила альманахом «Золотое перо», в котором печатались первые рассказы и стихи школьников детдома и нескольких школ города.
Умная, добрая и отзывчивая, Наталья Петровна помогала всем, кто обращался за помощью. Разработка ли сценария праздника, поздравление нашему драматическому театру с юбилеем, организация внеклассного мероприятия в школе и не только в период педпрактики — без нее не могли обойтись.
Наталья Петровна была гостеприимным человеком, двери в ее квартиру были всегда открыты для всех! Салаты, пироги, торты… вкуснее, чем ее приготовление на свете вряд ли есть!
У нее был очень внимательный ласковый взгляд. Встреча с этой замечательной женщиной, с ее сопереживающим взглядом в одно мгновение могла изгнать все жизненные неурядицы.
Уход из жизни Натальи Петровны был неожиданным. Мы готовились отметить ее небольшой юбилей, а вышло так, что с нами одни воспоминания.
У нашей подруги была замечательная семья — муж Василий, к сожалению, тоже ушедший из жизни, и дочка Маша».
— Да, написано тепло, — прокомментировал я, окончив чтение некролога, — но по стилю напоминает характеристику.
Я не сказал Маше, что догадался, почему она пригласила меня в дом. Ведь ее мать — моя Наташа. Впрочем, давно уже не моя. Мы уже договаривались о свадьбе, и вдруг Наташа резко разорвала со мной отношения. Потом я узнал, что она вышла замуж за мужчину, намного старше ее. Что это было: внезапная любовь, наваждение или иные причины?
— Давайте, я вам покажу мамины фото… — Маша как должное восприняла мой неподдельный интерес, с которым я читал про ее мать. Новую фамилию Наташи я не знал, но догадался, что это она, потому что в некрологе упоминались ее родители, которых я хорошо знал с самого детства.
— С удовольствием посмотрю.
Маша раскрыла огромный альбом. На первой же странице я увидел себя. В песочнице сидели четырехлетние мальчик и девочка. Девочка — Наташа, мальчик — я.
Маша листала и листала страницы альбома. На снимках Наташа становилась все старше. И вот она рядом с немолодым мужчиной, видимо, ее мужем. На руках у нее девочка, видимо, Маша.
— Это ваш отец?
— Нет, это дядя Вася, мамин муж. Он намного старше мамы. У него был сын-подросток, очень болел. Мама из жалости к этому парню вышла замуж за его отца дядю Васю, продала дорогую брошку, подаренную маме ее бабушкой. На эти деньги сделали операцию Володе, пасынку мамы. Он уже давно взрослый, почти ровесник мамы.
Мне неудобно было спрашивать, кто же отец Маши, неловко также было спросить, живы ли ее бабушка и дедушка, ведь они не очень старые.
Раздался звонок, от которого я вздрогнул, и не только от неожиданности. Кто это пришел? Вдруг кавалер Маши, может возмутиться, что у нее в гостях посторонний мужчина.
Маша вышла в прихожую, оттуда раздался разговор ее с какой-то женщиной, а также детский голос. Затем в комнату вошел мальчик лет трех и… Нина Васильевна. Не узнать ее было трудно, хотя за эти годы она сильно постарела.
Мальчик подошел ко мне, протянул руку, совсем как взрослый, и сказал:
— Здравствуй, дедушка Ваня! Мама давно тебя ждала!