Продавал ли Ной билеты?

Александр Раков
25-й кадр

Не знаю, существовали ли в допотопные времена деньги… Ну, допустим, существовали. Как вы думаете, большую ли прибыль получил бы праотец Ной, если бы вздумал продавать билеты на ковчег? Всякий, читавший Библию, уверенно ответит: бизнес вышел бы не слишком выгодным, — как известно, спасаться от потопа никто не захотел и безплатно.

Идею самоокупаемого ковчега в наши дни разрабатывает Голливуд — многие, наверное, уже посмотрели впечатляющий своим размахом боевик «2012», в котором как раз и говорится о новом всемирном потопе и о том, что спастись от него смогут те, кто заплатит за своё спасение миллиард евро.
Пять современных ковчегов, тайно отстроенных в гималайских горах, готовы принять на борт некоторое число специально отобранных представителей человечества, которые должны будут продолжить человеческий род: людей здоровых, сильных, молодых, способных дать полноценное потомство, — эти люди спасаются безплатно, они отработают потом. Кому же они станут отрабатывать? Тем, кто не отличается ни молодостью, ни здоровьем, ни, в сущности, умом, зато может заплатить за билет на ковчег миллиард евро. Спасаются заведомые господа и заведомые рабы.

В связи с этим у меня есть ряд вопросов к создателям фильма. Один уже задан: почему никто в своё время не заплатил Ною ни черепка, — наоборот, сам праотец готов был приплачивать всем, кто согласился бы разделить с ним путешествие?

Второй: если бы на ветхозаветный ковчег отбирали по телесному здоровью, смог ли бы попасть на него сам Ной, его сыновья? Известно, что в его времена на земле начало нарождаться новое поколение, исполины — «это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4). Кажется, у них шансов на спасение было бы больше, чем у Ноева семейства. Однако сильные, славные люди все как один погибли в водах потопа…

Третий вопрос: если обитатели пяти новых ковчегов специально отобраны для того, чтобы в точности восстановить старый мир, — зачем тогда было новый потоп насылать? Можно было бы попросту продолжать всё своим чередом. Ветхозаветный потоп именно для того и был послан, чтобы начать жизнь на Земле сначала, с чистого листа. А тут — какой же чистый лист выйдет, если ковчеги уже везут грязь?

И ещё один вопрос — к зрителям. Дорогие друзья, вы никогда не задумывались, почему Голливуд так часто снимает фильмы о гибели Америки? Во Франции нет картин о гибели Франции, в Германии — о гибели Германии, в Индии — о гибели Индии… Даже современный российский кинематограф, старательно вылизывающий голливудские объедки, не родил пока фильма о гибели России. И только Америка… (Да, в «2012» гибнет весь мир, но всё равно упор делается на Америку, и возрождается к новой жизни именно Америка — весь мир становится Америкой!)

Итак, почему Голливуд столь старательно моделирует американские катастрофы? У меня нет готового ответа. Один, что называется, «очень компетентный товарищ» уверял меня, что Голливуд помешан на магии и колдовстве, всякий фильм там несёт некую «магическую нагрузку», каждый свою. Фильмы-катастрофы тоже имеют свою миссию: они отводят от Америки настоящие катастрофы. Существует, допустим, опасение, что на США надвигается некое бедствие, — и Голливуд немедленно начинает стряпать картину об этом бедствии, дабы оно прошло мимо.

В науке это называется «магией замещения»: раз катастрофа должна произойти — путь произойдёт, но на экране: так и предсказание осуществится, и Штаты останутся целы…
Как говорится, хотите — верьте, хотите — нет. Во всяком случае, рассматривать голливудскую продукцию (особенно хорошо раскрученную, рассылаемую по всему миру) как простые коммерческие поделки несколько наивно. В каждую киноконфету густо закладывают политическую, этическую, идеологическую, и — кто знает? — возможно, магическую начинку. Дело не только в деньгах, не только в прибыли — в конце концов, прибыль можно получать и иными, более простыми способами. Деньги — это только средство…
Константин МАШНОВ