Традиционные российские мифы

Юрген Хольтман
Миф №1. России (вариант «народу России»; «населению России») жизненно необходима «национальная идея»

Редкостная чушь. Просто бред сивой кобылы в лунную ночь. Во-первых, Россия – это мыслеформа (в самом тяжёлом случае глубокого националистического психоза - идол). Ей (как и народу, населению и т.д.) не может быть ничего нужно (или не нужно). Нужно (или не нужно) может быть только отдельным людям (индивидуумам). Личностям. Гражданам России.

Далее. Что значит «национальная идея»? Это идея (великая, или не очень, или очень не) для какой-то нации (или народа). Точнее, для всех граждан России, принадлежащих к определённой нации или народности (нация и народность – это тоже мыслеформы, которым не могут быть нужны или не нужны никакие идеи). То есть, надо полагать, и русским, и башкирам, и эвенкам, и татарам..., то есть, гражданам России всех ста с лишним национальностей (а их, по данным 2002 года, 142 нации и народности, да ещё 40 этнических групп) нужна одна общая национальная идея? Интересно, как такую идею себе представляют авторы этого мифа. Никак, если судить по тому, что никакой внятной формулировки такой идеи не появилось (и не появится).

На самом деле, всем людям без исключения (т.е., гражданам всех без исключения стран), не нужна никакая идея – ни национальная, ни вненациональная, ни наднациональная… Им нужно то, что было уже представлено выше: (а) выявлять и удовлетворять свои объективные ключевые потребности по иерархии Маслоу – вплоть до самореализации (не путать с субъективными желаниями!); (б) всемерно помогать другим гражданам (ближним своим) выявлять и удовлетворять их ключевые потребности; (в) осознавать, реализовывать и всемерно отстаивать свои ключевые права и свободы и (г) всемерно помогать другим гражданам (ближним своим) осознавать, реализовывать и всемерно отстаивать их ключевые права и свободы. Но это никакая не идея, а научный факт. Относящийся к области человеческой психологии (индивидуальной и социальной).

Что прекрасно демонстрируют страны Европейского сообщества, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии и т.д., где никакой национальной идеи нет (да и не было никогда); и при этом в этих странах живут куда более счастливо, чем там, где национальная идея есть. «Идея чучхе», например (это в Северной Корее, если кто не знает). Там, где население чуть ли не поголовно голодает (и выживает исключительно на иностранные подачки), когда их «великий руководитель» (или как там они своего Ким Чен Ира кличут) делает атомную бомбу, лакает элитные коньяки и, прошу прощения за грубость, трахает женщин налево и направо.

А вообще классический пример национальной идеи – это национал-социализм Гитлера. Самая что ни на есть национальная идея. Арийская. Результаты напомнить? Национальная идея (для «советского народа») была и у Иосифа Сталина – построение коммунизма во всём мире. В переводе на нормальный язык – превращение всех жителей Земли в рабов Иосифа Сталина. Хозяина, как он любил, чтобы его называли за глаза. Тоже результаты впечатляющие…

И у Мао была «национальная идея»; и у императорской Японии в 30-е-40-е года ХХ века (у тех, то есть, кто организовал Нанкинскую резню и создал «отряд 731», по сравнению с которым доктор Менгеле – мелкий дворовый хулиган). И у Пол Пота была очень даже национальная идея – мир до сих пор содрогается при одном упоминании этого имени. Так может быть – после таких-то примеров, лучше без «национальной идеи» обойтись? А то очень уж боязно становится за граждан России, ежели такую идею вдруг сформулируют и (не дай Бог, конечно), реализовывать начнут?

Национальная идея нужна Медведеву, Путину… в общем, всем вышеперечисленным персонажам. Ибо она предполагает, что (а) для её достижения просто необходимо поступиться такой эгоистической мелочью, как личные права, свободы и потребности отдельного гражданина России и (б) что её можно достичь только под постоянным мудрым и чутким руководством национального фю… (извините, лидера), «Единой России» и т.д.

 

Миф №2. У России (вариант «русского народа») – свой особенный путь. И Запад нам не указ

Это, извините, собачья чушь. Во-первых, Россия – это мыслеформа (в самом тяжёлом случае глубокого националистического психоза - идол). У неё нет и не может быть никакого пути – ни «особенного»; ни «не-особенного». У «русского народа» тоже. Ибо это точно такая же мыслеформа (которая тоже может превратиться в идола). Никто никогда ещё не смог (и не сможет) ни увидеть, ни пощупать ни Россию, ни русский народ. Увидеть и пощупать можно только отдельных людей – граждан России.

А у каждого человека есть только один естественный путь – удовлетворение своих потребностей и реализация своих прав и свобод. Для себя и для своих ближних. Многократно доказано и психологами и социологами. Причём путь этот ни от национальности, ни от гражданства не зависит никак. А зависит только от степени осознания этого естественного закона. Одни осознают, другие – нет. Поэтому у одних получается Швейцария с Бельгией, а у других – Буркина Фасо с Верхней Вольтой. Или Иран. Или (к сожалению), Россия. Почему-то все стремятся именно в Швейцарию с Бельгией. А даже не в Россию (не говоря уже об Иране с Буркина Фасо). И почему бы это?

Запад тут, собственно, тоже ни при чём, ибо Всеобщую декларацию прав человека приняла Организация Объединённых Наций. И западных; и восточных; и северных; и южных. И даже сталинский СССР (как ни странно).

Да и психологии и социологии не бывает ни западной, ни восточной. Бывает истинная и ложная; научная и ненаучная. Нет, можно, конечно, с этим поспорить. Но тогда получается «арийская физика» и «мичуринская биология»; Трофим Лысенко и его ВАСХНИЛ и хлёсткие эпитеты – «генетика – продажная девка империализма»; «кибернетика - лженаука». И многодесятилетние отставания в сельском хозяйстве и вычислительной технике от того самого «Запада».

История этого мифа насчитывает не одно столетие. Его активно распространяло ещё боярское окружение московских царей, не без основания боявшихся потерять свои привилегии в результате перестройки государственной и общественной жизни по западному образцу. К счастью, эту бредятину не разделял Пётр Великий – действительно величайший реформатор в истории России, который своевременно понял, что попытка и «верхов» и «низов» тогдашней Руси и дальше идти своим «особенным путём» закончится политическим эквивалентом Ниагарского водопада. Т.е., чудовищной социально-политической катастрофой. Поэтому и сделал всё возможное, чтобы как можно быстрее перенять как можно больше из Западного передового опыта и максимально приблизить Россию к «западному» (т.е., цивилизованному) пути.

Вернул к жизни этот миф Александр Первый, немало перепуганный впечатляющей эскападой Наполеона Бонапарта, который едва не покончил с российским самодержавием и крепостным правом (я бы добавил, «к сожалению»). А окончательно укрепил его преемник – Николай Первый (ещё больше напуганный неудавшимся декабрьским мятежом 1825 года, едва не лишившим его не только императорской короны, но и головы).

Ибо они не без оснований понимали, что если позволить западным (точнее, цивилизованным и человечным) идеалам и ценностям свободы, равенства, братства, демократии, разделения властей и т.д. завладеть умами, сердцами и душами российских «верхов» и «низов», то их очень быстро отстранят от власти. В конце концов, кстати, действительно отстранили.

Большевики подхватили и усилили (модифицировали) этот миф. Ибо на одном голом насилии далеко не уедешь. Нужна безудержная и оголтелая пропаганда ненависти к «проклятому Западу» (точнее, к цивилизованному демократическому обществу), потому что только так можно было заставить граждан России (затем СССР) работать ради реализации безумной идеи чудовищного маньяка и массового убийцы (и вообще слуги Сатаны) – распространения своей власти и идеологии на весь земной шар.

И Сталин, и другие большевики (как и российские императоры до них) прекрасно понимали, что если позволить западным (точнее, цивилизованным и человечным) идеалам и ценностям свободы, равенства, братства, демократии, разделения властей и т.д. завладеть умами, сердцами и душами российских «верхов» и «низов», то их очень быстро отстранят от власти. В конце концов, кстати, действительно отстранили.

Руководители нынешней Медвепутии продолжают использовать этот миф (к счастью, как говорится, «труба пониже – дым пожиже»). Теперь уже с несколько другой целью – чтобы граждане России не отвлекали их от весьма пользительного для них занятия – перераспределения приносящих денежные потоки активов от «недружественных»  к «дружественным» собственникам. Ибо они прекрасно понимают, что если позволить западным (точнее, цивилизованным и человечным) идеалам и ценностям свободы, равенства, братства, демократии, разделения властей и т.д. завладеть умами, сердцами и душами российских «верхов» и «низов», то их очень быстро отстранят от власти. В конце концов, кстати, действительно отстранят.

Из вышеизложенного следует, что создателям и пропагандистам этого весьма долгоживущего мифа было, есть и будет наплевать на интересы граждан России, их потребности, права и свободы. Их интересовало, интересует и будет интересовать только сохранение своей власти – кого только ради власти, кого ради денежных потоков, которые эта власть приносит; кто ради реализации очередной безумной «великой пассионарной идеи». То есть, забота о своей власти, собственности и, извините,  собственной шкуре.

Поэтому чем быстрее граждане России осознают, что сие действительно есть миф, тем лучше для них это будет.

 

Миф №3. Если допустить торжество западного либерализма в России, то она потеряет свою уникальную духовность и опустится на уровень современного бездуховного западного либерального общества

Это всего лишь одна из формулировок этого весьма устойчивого и чрезвычайно вредного мифа, который является одной из составляющих (причём едва ли не важнейшей) мифа предыдущего – об «особенном пути» России. Как и предыдущий миф, миф о якобы «особой духовности» России и её духовным превосходстве над «бездуховным Западом» активно культивировался и московскими царями, и российскими императорами, и Иосифом Сталиным (правда, лишь начиная с июля 1941 года, когда для спасения большевистской пассиократии от пассиократии нацистской срочно потребовалось разыграть «патриотическую карту»), и хрущёвским, брежневским и прочими пост-сталинскими режимами (хотя и далеко не так активно, как при царях и императорах). Активно культивируется и сейчас – в эпоху путинизма и Медвепутии. С одной-единственной целью, разумеется – сохранения и упрочения собственной власти. А вовсе не ради заботы о духовном здоровье граждан России.

Ведь если допустить «торжество западного либерализма» в России (в переводе на нормальный язык - позволить цивилизованным и человечным идеалам и ценностям свободы, равенства, братства, демократии, разделения властей и т.д. завладеть умами, сердцами и душами российских «верхов» и «низов»), то соответствующие пассионарии или квазипассионарии (Медвепутия – это, всё-таки, квазипассиократия или недопассиократия, хотя и далеко не демократия) будут очень быстро отстранены от власти (по причине своей полной несовместимости с этими идеалами и ценностями).

Чтобы разоблачить этот миф, прежде всего нужно снова отметить, что ни Россия, ни пресловутый «Запад» не могут быть ни «духовными», ни «бездуховными» ибо они есть мыслеформы, которые ни духовными, ни бездуховными не бывают. Духовными или бездуховными бывают люди – соответственно граждане России или западных стран (в первую очередь, разумеется, США, ибо именно с этой страной российские «патриоты» постоянно сравнивают российское общество и государство). Очевидно, это историческая традиция – наследие времён «холодной войны», когда именно США считались (не всегда обоснованно, кстати) наиболее вероятным противником и главным соперником СССР.

Поэтому правильно ставить вопрос о том, кто в целом (или в среднем) является более духовным – гражданин России или США и станут ли граждане России более или менее духовными, если примут вышеприведённую западную систему идеалов и ценностей. А для этого в первую очередь необходимо дать чёткое определение духовности.

Согласно Википедии (пожалуй, наиболее общепринятой из существующих энциклопедий), духовность в самом общем смысле есть совокупность проявлений духа в мире и человеке. В религиозном обществе (коим, если судить по опросам общественного мнения, является Россия) – религиозного духа; в обществе секулярном – духа человечности.  Таким образом, чем общество (точнее, граждане соответствующей страны) религиознее, тем оно духовнее. И чем общество человечнее, чем оно тоже духовнее. Вот и займёмся сравнением граждан России и граждан США (и других западных стран) по уровню религиозности и человечности (в христианских культурах эти показатели, как правило, во многом совпадают).

Начнём с религиозности. Важнейшими показателями реальной (а не декларированной) религиозности населения является их согласие с основополагающими догмами соответствующей религии (иначе это не религиозность, а лицемерие). В России около 70% населения (по некоторым опросам – до 80%) считают себя православными. Но только 29% (по данным центра Юрия Левады) верят в вечную жизнь; 21% - в то, что Бог создал мир; 18% - в то, что Иисус Христос был Сыном Божьим.

В США к христианским деноминациям принадлежит 75,3% населения (по данным Википедии). Примерно столько же, сколько и в России. Однако и в вечную жизнь, и в то, что Бог создал мир, и в то, что Иисус Христос был Сыном Божьим верит приблизительно такая же доля населения. Поэтому по этому показателю граждане США намного религиознее. И, следовательно, духовнее.

Следующим показателем религиозности является регулярность посещения соответствующих религиозных служб (мессы, литургии и т.д.). В России, по данным, кстати, самой же РПЦ, раз в месяц или чаще службу посещает около 10% верующих. Раз в неделю (как, собственно, и требуют христианские каноны) – 5-7%.

В США же, по разным данным, еженедельно посещают соответствующие христианские службы от 40 до 45% верующих. Даже в куда более секулярной (и менее религиозной) Европе службы еженедельно посещают 12-15% верующих (а в религиозных Польше и Ирландии – 75% и 50%, соответственно). Так что и по этому показателю граждане западных стран религиознее. И, следовательно, духовнее.

Ещё одним важным показателем религиозности общества является степень влияния руководства соответствующих церквей на решения, принимаемые гражданами. В первую очередь, на политические (за кого голосовать на выборах). В России влияние РПЦ в этой области, по общему мнению, равно нулю. В США же, например, на выборах 2004 года решающую роль в победе Джорджа Буша (методиста) над католиком Джоном Керри сыграли именно голоса консервативных католиков, которые жёстко следовали требованию Конференции католических епископов США голосовать за противника абортов Буша, а не за сторонника абортов Керри. И по этому показателю граждане западных стран религиознее. И, следовательно, духовнее.

В Германии, Австрии, некоторых других странах Европы запрещена практически любая торговля в воскресенье. Чтобы не нарушать требование христианской религии – этот день должен быть посвящён Богу. Вы можете представить себе что-нибудь аналогичное в России? Ещё один показатель большей религиозности и духовности граждан западных стран.

Почему граждане западных стран оказались религиознее (и, следовательно, духовнее) граждан России? Конечно, огромную роль сыграл чудовищный террор большевиков против христианских церквей (и православных, и католических, и протестантских) в России и СССР (мусульманам и иудеям, впрочем, досталось не меньше). По данным РПЦ, только в 1937 году было расстреляно 85 тысяч только православных священников (это не считая монахов, монахинь, верующих-мирян). А сколько ещё было замучено в тюрьмах и ГУЛАГе и т.д…

Кстати, ещё один штришок к «духовности» граждан России. Как можно вообще говорить о какой-то духовности, когда осуществлявшая террор такого масштаба партия не только не была запрещена (хотя должна была быть объявлена преступной организацией), но и до сих пор представлена в парламенте страны (да ещё и является крупнейшей оппозиционной партией)? Какая может быть духовность в сердцах и душах людей, когда идеология большевизма (предоставившая идеологическое обоснование этому ужасному преступлению против человечности), до сих пор не объявлена преступной и не запрещена?

Когда не была объявлена преступной организация – ВЧК/ОГПУ/НКВД – осуществлявшая этот террор? В западных «странах победившего либерализма» (да и в Восточной Европе тоже, как и в Прибалтике), коммунистических партий нет вообще. Что как раз и является проявлением духовности. Когда для нынешней правящей партии – Единой России – и структура, и методы КПСС являются образцом для подражания?

Но не только этим объясняется столь значительная разница в религиозности (и, следовательно, в духовности) граждан России и граждан США и других западных стран. Всё началось гораздо раньше, ещё в IV веке нашей эры, когда святой Амвросий сумел подчинить своей воле очень сильного западного римского императора Феодосия; а святой Иоанн Златоуст проиграл аналогичное сражение намного более слабому восточному римскому императору Аркадию.

В результате этих сражений между христианской Церковью и светской властью западная (латинская) христианская церковь отстояла свою независимость от светской власти (и даже приобрела некоторую «власть над властью»), а церковь восточная (византийская), частью которой затем стала и Русская православная церковь, наоборот, попала в подчинение светской власти. Кого интересуют детали, очень рекомендую почитать великолепное исследование А. Бежицына Соль, потерявшая силу.

Причём настолько, что верующие Византии, а затем – Руси и России воспринимали её не как Церковь Христову, а как часть весьма ненавидимого ими государственного аппарата (с которой они желали иметь как можно меньше общего). Неудивительно, что когда в марте 1917 года Временное правительство России отменило обязательное причастие в Вооружённых силах страны, число причащающихся немедленно упало в десять раз. Как и то, что простые верующие и не подумали вступиться за разрушаемые церкви и убиваемых священников во время большевистских гонений, считая это (не всегда справедливо, надо отметить) справедливой карой за предательство Христа и служение кесарю (и угнетение граждан страны – для «полного комплекта» прегрешений).

В современных западных демократических странах христианская Церковь (всех деноминаций) реально (а не декларативно) отделена от государства и поэтому служит только Христу (другое дело, что это служение зачастую оставляет желать лучшего – иногда много лучшего). В России же священники РПЦ до сих пор либо служат только кесарю (или идолам вроде русского/российского государства, русского/российского народа и т.д.), либо, по крайней мере, находятся в состоянии серьёзного конфликта интересов. Какая церковь духовнее – думаю, объяснять не надо. Что немедленно и существенно отражается на уровне духовности соответствующих прихожан.

Теперь поговорим о человечности. Начнём с области, где человечность и религиозность (в первую очередь, христианская) пересекаются. В любви к ближнему своему, которая, в первую очередь, выражается в благотворительности. Это и вторая Заповедь Христова («возлюби ближнего, как самого себя»), и жёсткие (но совершенно справедливые) слова в Евангелии от Матфея (глава 25, стихи 31-46).

Так вот, и по общему объёму финансовой благотворительности, и в расчёте на душу населения, и в процентах от личного или семейного бюджетов «впереди планеты всей» находятся именно США (которых российские «патриоты» постоянно объявляют «средоточием бездуховности»). Как и по доле личного времени, которое тратится на благотворительность. В США считается нормальным, когда председатель правления крупного банка раздаёт бесплатный суп неимущим (сам видел). Вы в России что-нибудь подобное представить себе можете? Я – нет. А вот в США это – в порядке вещей. Это, кстати, ещё один показатель религиозности – тренировка одной из важнейших христианских добродетелей – самоумаления. В какой стране граждане духовнее, думаю, понятно.

Далее. В США (до невозможности моторизованной стране) важной частью повседневной культуры являются наклейки на бамперы с разными занятными фразами, лозунгами, цитатами, призывами и т.д. Знаете, какой призыв является наиболее распространённым? Commit a Random Act of Kindness – Today! В переводе на русский – Сделай сегодня кому-нибудь что-нибудь доброе – просто так! Очень христианский призыв, кстати. Полностью в духе и Заповеди Христовой, и Евангелия от Матфея. И делают (сам, когда жил в США – а я там прожил в общей сложности пять лет – не раз становился этому свидетелем). Вы что-нибудь подобное в России видели? Я не видел. Так кто всё-таки духовнее – граждане России или американцы?

Вообще-то сравнить уровень человечности и духовности в США и России можно очень легко. Достаточно просто выйти на улицу. В США – улыбки, вежливость, предупредительность, постоянная готовность прийти на помощь. В России – хамство, агрессия, нецензурная брань (в том числе, и в устах сотрудников правоохранительных органов, которые, вообще-то должны пресекать подобные административные правонарушения). И постоянная готовность дать по физиономии. Где люди духовнее, думаю, понятно.

Мне могут возразить, что и в США, и в Великобритании, и во Франции, и в Германии есть районы, в которых не то что по физиономии можно легко получить, а вообще жизни лишиться. На это можно возразить, что в очень многих странах (например, в Австрии), таких районов нет вообще, а в России есть Северный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Дагестан), где вообще-то де-факто идёт гражданская война. И тоже не до человечности и духовности – выжить бы. Сравнивать надо некую типично-среднюю ситуацию, в которой Россия очень сильно проигрывает «проклятому Западу» по всем ключевым показателям человечности и духовности.

Далее. Не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что уровень коррупции в обществе обратно пропорционален уровню духовности. То, что в России государственные структуры до невозможности коррумпированы, признают все высшие руководители страны. В США и Европейском сообществе коррупция, конечно, есть (она есть везде), но её уровень существенно меньше. Почему – я уже объяснял. Независимые суды, прокуроры, СМИ, общественные организации – «сторожевые псы». И, конечно, свободные выборы на всех уровнях и жёсткая политическая конкуренция. В общем, ключевые элементы западного либерализма. Следовательно, чем больше западного либерализма, тем меньше коррупции и больше духовности. Поэтому торжество западного либерализма в России уровень духовности всё-таки увеличит, а не уменьшит.

То же самое касается и организованной преступности. Она есть везде, но, думаю, вряд ли кто будет сомневаться, что в России её уровень всё-таки несравнимо выше, чем в западных странах. А вот в США она почти полностью уничтожена (всё-таки не зря ФБР считается самой эффективной правоохранительной структурой мира), да и в Италии влияние мафии существенно уменьшилось. Рецепты всё те же - независимые суды, прокуроры, СМИ, общественные организации – «сторожевые псы». И, конечно, свободные выборы на всех уровнях и жёсткая политическая конкуренция (тем, кто не может продемонстрировать успехи в борьбе с оргпреступностью, второй срок редко где светит).

Подобное сравнение можно проводить если не до бесконечности, то очень и очень долго. Например, сравнить порядки в российских и западных вооружённых силах; правоохранительных органах, государственных структурах, политической жизни (неужели кто-то всерьёз думает, что фальсификация выборов – показатель более высокой духовности?). И так далее.

Думаю, что в этом нет необходимости. Ибо и вышеизложенного вполне достаточно для того, чтобы сделать совершенно неоспоримые выводы: (а) граждане западных стран несравнимо духовнее граждан России; (б) более высокий уровень духовности в этих странах обусловлен как раз либеральной системой ценностей и (в) чтобы радикально повысить свой уровень духовности, гражданам России как раз необходимо перенять и принять идеалы и ценности западного либерализма и перестроить на его основе общественное, государственное и культурное устройство страны.

 

Миф №4. Русский народ – «народ-богоносец»; поэтому у него особая роль в человеческой истории

Это разновидность мифа об «особенном пути России», причём разновидность весьма вредная. Как будет показано ниже, даже преступная.  Поэтому открыто этот миф власть предержащие пропагандировать опасаются (хотя местами-временами «оговорочки по Фрейду» у них всё-таки проскальзывают). А распространением этого мифа, в основном, занимаются т.н. «национал-патриоты», а, проще говоря, русские нацисты и шовинисты. Среди которых, кстати, немало поклонников Адольфа Гитлера, у которого тоже был свой «особый» народ с особой ролью в человеческой истории. Результаты известны – и ужасающи.

Надо сказать, что этот миф отнюдь не нов; он был почти официальной составляющей идеологии Российской империи («царской России», то бишь) и, как будет показано в дальнейшем, ни принёс гражданам России ничего хорошего. Только боль, страдания, смерть и разрушения. Катастрофическими оказались результаты следования этому мифу. Как, впрочем, и результаты следования его брату-близнецу – арийскому мифу Адольфа Гитлера и его НСДАП. Поэтому этот миф необходимо изгонять из индивидуального и коллективного сознания и подсознания граждан России в первую очередь.

А для этого необходимо разобраться, что он из себя представляет и почему является особо зловредным и даже преступным. А с точки зрения христианства (любого) ещё и еретическим. Языческим идолопоклонством, то есть грубейшим нарушением Второй заповеди Господней и ярким проявлением самого тяжкого из смертных грехов – гордыни. Национальной гордыни. Как и нацистская идеология Гитлера и прочих германских нацистов.

А разбираться нужно потому, что опровергнуть этот миф не так-то просто (что и объясняет его просто-таки потрясающую живучесть). Но необходимо, ибо этот миф является одним из наиболее существенных препятствий на пути построения в России действительно свободного и демократического общества, в котором будут удовлетворяться все ключевые потребности граждан России и обеспечиваться их ключевые права и свободы.

Фактически этот миф объявляет превосходство русского народа над другими (национальную исключительность и национальное превосходство), ибо этот народ обладает единственно верной религией – православием (которое и является единственным «истинным христианством») и принял соответствующую мессианскую эстафету от Византии (которая, в свою очередь, приняла её от Рима после его завоевания варварами). Иными словами, историческая миссия русского народа состоит в том, чтобы распространить истинную веру по всей Земле.

Ничего не напоминает? Вообще-то это один-в-один большевистская идеология – об исключительной миссии России по распространению единственно верного учения – большевистского – по всему земному шару. Чем закончилась попытка реализации этой безумной идеи – все мы хорошо знаем. Крупнейшей катастрофой в истории России и человечества.

Насчёт истинности православия – это отдельный вопрос. Пока что православные не выиграли ни одного богословского диспута с католиками. По словам известнейшего российского миссионера Андрея Кураева, и не выиграют. Он ссылается на слабую богословскую подготовку православных священнослужителей. А, может быть, дело в том, что правы всё-таки католики, а не православные? И может быть, именно поэтому РПЦ так враждебно настроена по отношению к Римско-католической церкви и всеми силами старается не допустить визита Папы Римского в Россию? Может быть, православные иерархи просто боятся, что, узнав правду, российские христиане валом повалят из РПЦ в католичество; и из православных храмов – в католические?

Сказал же ещё в XIX веке известный русский публицист, журналист и писатель, профессор Московского университета и член российской Академии Наук Михаил Петрович Погодин, что «если допустить религиозные свободы в России, то половина высшего общества перейдёт в католичество». Образованных классов, то есть. Упало же в 1917 году в 10 раз (!) количество причащавшихся у православных священников в российской армии…

Далее. Насколько мне известно, пропаганда национального или расового превосходства в России есть уголовное преступление. Поэтому любой, кто заявляет о «русском народе-богоносце» и исключительности русской нации (или любой другой нации) является уголовным преступником. Это нужно очень хорошо понимать и постоянно помнить.

Любой христианский богослов (в том числе, и православный, если он, конечно, действительно богослов, а не идеолог-националист) без труда подтвердит, что утверждение о «богоносности» какого-либо народа является ересью, ибо категорически противоречит христианскому вероучению И Ветхому, и Новому заветам.

Ибо в Ветхом завете утверждается о богоизбранности (но не богоносности!) еврейского народа, которая закончилась после пришествия Мессии – Иисуса Христа, после которого к богоизбранному народу принадлежит каждый, кто признаёт Христа Сыном Божьим и принимает Его как своего Спасителя (вне зависимости от национальности человека). Поэтому утверждение о «богоносности» (хоть отдельного человека, хоть народа/нации) является чистейшей отсебятиной и ересью, не имеющей ни малейшего богословского обоснования.

Идея о «преемственности» Москвы (т.е., столицы русского/российского государства) от Рима через Константинополь (столицу Византии) тоже не выдерживает никакой критики. Во-первых, эта идея (как и лежащий в её основе принцип т.н. «симфонии» государственной и религиозной власти) радикально противоречит учению Иисуса Христа (который предписывал чёткое разделение между Богом и кесарем; между церковью и государством) и поэтому является очередной ересью.

Во-вторых, что касается христианской Церкви, Рим никуда не «падал». Римский епископ, которого Иисус Христос поставил во главе христианской Церкви, как был в Риме, так и оставался. Восточная церковь не стала преемником Рима, а отпала от Рима, подчинившись светской власти восточного императора (и тем самым предав и продав Христа за мирские блага). Поэтому все заявления о какой-то преемственности между Римом и Константинополем являются наглой ложью и самозванством со стороны византийской церкви. Не говоря уже о претензиях Москвы (которые вообще ни на чём не основаны).

В-третьих, если уж говорить о преемнике Византии как империи, то им стала Священная Римская Империя (европейская, а не российская), успешно отразившая натиск исламских захватчиков и просуществовавшая до 1806 года (т.е., ещё почти 400 лет после прекращения существования Византии).

Поэтому можно с уверенностью сказать, что данный миф и нарушает российское уголовное законодательство, и радикально противоречит и христианскому вероучению, и историческим фактам.

Кстати, знаменитую фразу «два Рима пали, третий – Москва стоит, а четвёртому Риму не быть!», вопреки распространённому заблуждению. Иван Грозный (и любой другой русский царь) никогда не произносил. Это заблуждение возникло стараниями талантливейшего режиссёра Сергея Эйзенштейна – создателя фильма «Иван Грозный». На самом деле эту фразу употребил в 1524 году (за шесть лет до рождения Ивана Грозного) в своих письмах старец псковского Елеазарова монастыря Феофил.

А история России (и русского народа, соответственно), пока что убедительно показывает, как не надо жить и обустраивать своё общество и государство. Тоже своего рода «особая роль в истории человечества»… Может быть, всё-таки стоит «сменить пластинку» и попробовать жить как живут граждане цивилизованных стран? Без всяких там «национальных лидеров», «национальных идей» и претензий на исключительность, особость и «богоносность»?

 

Миф №5. Главной движущей силой гражданина России должна стать любовь к Родине/Отчизне (вариант «к своему народу»)

Начнём с того, что в очередной раз отметим, что Родина, Отчизна, народ, нация – это всё нематериальные субстанции («мыслеформы»). А в соответствии с христианским вероучением, поклонение мыслеформе (а любовь в мыслеформа есть одна из составляющих поклонения) есть идолопоклонство. То есть, грубое нарушение второй заповеди Господней («не сотвори себе кумира» и т.д.). Поэтому можно быть либо христианином, либо любить свою Родину, народ и т.д. Но не одновременно. Ибо одно несовместимо с другим.

Со светской (человеческой) точки зрения любовь к Родине, народу, Отчизне и т.д. тоже, как сейчас говорят, «не есть гут». Ибо в этом случае люди автоматически делятся на «своих» и «чужих». Последних, кстати, очень легко при подходящих обстоятельствах объявить «врагами Родины» (народа, нации, Отчизны и т.д.). Которые, разумеется, подлежат преследованию, интернированию, изгнанию, а то и уничтожению. Кстати, Холокост проводился как раз из любви к Германии, немецкой нации, немецкому народу. Почитайте «Майн Кампф» (текст легко найти в Сети) и вы убедитесь, что Адольф Гитлер глубоко и искренне любил и своё Отечество, и свою нацию, и свой народ. Результат известен.

Иными словами, любовь к Родине, Отчизне, Отечеству, нации, народу и т.д. очень быстро и легко превращается в ненависть по отношению к «чужакам». То есть, в национализм, шовинизм, расизм, нацизм и ксенофобию. И потому, что даёт выход (и даже стимулирует) два смертных греха – гордыню и гнев; и потому, что в течение всей человеческой истории использовался (и продолжает использоваться) правящими кликами в своих шкурных интересах (в частности, для обоснования захватнических войн, личной диктатуры, реализации пассионарных «великих идей» и т.д.).

Именно это констатировал доктор Самуэль Джонсон, когда в Литературном клубе 7 апреля 1775 г. Произнёс ставшую всемирно известной фразу: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя» (Patriotism is the last refuge of a scoundrel). Имея в виду патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали и делают прикрытием личных шкурных интересов.

Поэтому, если уж говорить о любви, то движущей силой человека должна стать любовь гуманистическая (а не патриотическая). То есть, любовь к себе и ко всем людям – вне зависимости от расы, национальной принадлежности, гражданства и т.д. В полном соответствии со второй Заповедью Христовой – «возлюби ближнего своего как самого себя».

При этом очень важно понимать, что любовь – это в первую очередь не чувство, а действие. И созидательный труд, создающий совокупную ценность для других людей – финансовую, функциональную, эмоциональную и духовную; и творение бескорыстного добра для ближних своих – в полном соответствии с замечательным призывом – Сделай сегодня для кого-нибудь что-нибудь доброе – просто так!

Российский философ Александр Сергеевич Панарин в своей монографии «Православная цивилизация в глобальном мире» заявил о необходимости создании «экономики дара», т.е. экономики, в которой значительную роль играет благотворительность – и финансовая (пожертвование своих денег), и трудовая (пожертвования своего времени и сил) на благо ближних своих. По мнению философа, которое разделяет и автор этих строк, без такой «экономики дара» даже сколь угодно материально обеспеченная жизнь человека превратится в Ад. Как уже было отмечено выше, в США и других цивилизованных демократических странах размер «экономики дара» намного превышает размеры таковой в России (в расчёте на душу населения).

Поэтому главными движущими силами для каждого гражданина России (как, собственно, и любой другой страны) должны стать стремление к (а) удовлетворению своих потребностей; (б) обеспечению и защите прав и свобод; (в) созидательному труду – платному и бесплатному – направленному на создание совокупной ценности для других людей, вне зависимости от расы, национальности и гражданства и (г) максимальному содействию другим людям (в первую очередь – гражданам своей страны) в реализации их ключевых прав и свобод.

Стремление к реализации созидательных целей, проще говоря. А вовсе не любовь к идолам.

 

Миф №6. Высший смысл жизни гражданина России состоит в служении Родине

Служить Родине нельзя. Ибо это мыслеформа. Служить можно конкретным людям («национальному лидеру», правящей элите, правящей партии, начальству, бюрократии и т.д.), которые ловко выдают свои шкурные интересы за «интересы Родины».

Далее. Быть свободным и служить чему-либо (или кому-либо) невозможно. Поэтому в цивилизованном демократическом обществе никто никому не служит. Взаимоотношения между людьми определяются устными или письменными соглашениями, по которым каждая из сторон имеет определённые права и определённые обязанности (в государстве граждане обязаны лишь соблюдать законы, которые, в свою очередь, должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей, а также на соблюдение ключевых прав и свобод граждан).

Высший смысл жизни христианина состоит вовсе не в служении Родине (и даже, строго говоря, не в служении Всевышнему). А в стяжании Благодати Божьей в объёме, достаточном для того, чтобы по окончании своей земной жизни попасть в Царствие Небесное.

Протестанты делают упор на веру в Иисуса Христа (доктрина sola fide – спасения исключительно верой); католики и православные – на добрые дела, исповедь, отпущение грехов, епитимью… Но нигде ни в Священном Писании, ни в Священном Предании не сказано о необходимости служения Родине (Отечеству, Отчизне, народу, нации и т.д.) для попадания в Царствие Небесное. Наоборот, там сказано о вреде поклонения идолам и о необходимости чётко разделять «Богу – Богово; кесарю - кесарево».

Если смотреть на вещи со светской (гуманистической) точки зрения, то смысл жизни каждого гражданина России состоит в том, чтобы поставить себе серьёзную созидательную цель и достичь её (создав максимальный объём совокупной ценности для своих ближних). Только тогда человек в конце жизни сможет сказать, что свою жизнь он прожил не зря и что жизнь удалась.

Для конкретных людей – своих ближних. А не для идолов.

 

Миф №6. Высшее счастье гражданина России – отдать жизнь за Родину

На самом деле, это просто извращённая религиозная (в частности, христианская) идея мученичества (принятия смерти или страданий) за Всевышнего (или ради Всевышнего). Или ради Христа. «Умереть за Христа», например.

Извращённая потому, что если самопожертвование во имя Христа (или ради спасения ближнего своего) ещё имеет какое-то богословское обоснование, то идея самопожертвования во имя родины, отечества, народа и т.д. (т.е., идолов) уж точно никакого богословского обоснования не имеет. Напротив, самопожертвование во имя идола (а Родина это идол) – это страшный грех (самоубийство вкупе с идолопоклонством).

Лично я, будучи человеком сугубо прагматичным, считаю любое самопожертвование признаком… не то, что слабости, а, скорее, недостаточной компетентности, умения. И даже, наверное, лени (умереть всё-таки несравнимо проще, чем победить). Мой кумир – вовсе не бесчисленные христианские мученики, которые предпочли смерть предательству своих религиозных убеждений, а святой Франциск Сальский, который в конце XVI века – в самый разгар религиозных войн за четыре года (и в обстановке ежедневной смертельной опасности) обратил в католичество все 72 000 протестантов - кальвинистов своего женевского прихода. Тем, кто считает, что это было легко, настоятельно рекомендую прочитать книгу Стефана Цвейга «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина». Там очень хорошо описано, что это были за женевские протестанты и каково было католикам даже просто находиться в их окружении (не говоря уже о том, чтобы проповедовать своё вероучение).

Как совершенно справедливо говорил выдающийся американский полководец Джордж Паттон «Невозможно победить, умирая за свою страну. Можно победить только убивая за свою страну – а самому оставаясь в живых». В более широком смысле это означает, что самопожертвование – это всегда неудача. Это всегда поражение. Ибо, к счастью, наш мир устроен так, что всегда можно достичь нужного результата без таких радикальных потерь. Нужно просто немного подумать (а нужное время на размышление есть всегда). И решение придёт.


Да, и не следует забывать бессмертное изречение Михаила Жванецкого: Подвиг одного – это всегда преступление другого. Иными словами, любое самопожертвование всегда вызвано чьими-то ошибками, ленью или злым умыслом.

На самом деле высшее счастье гражданина России совсем в другом. В достижении поставленной созидательной цели; в бескорыстной (но не жертвенной!) помощи ближнему своему; в осознании того, что жизнь прожита не зря. Прожита, а не отдана. 

 

Миф №7. Для гражданина России интересы общества (страны, народа, Родины, Отечества, Отчизны) должны всегда иметь приоритет над личными

Это любимый миф пассиократии, всяких там «национальных лидеров», а если заменить слово «общество» на слово «коллектив», то руководителя соответствующего коллектива (цель этого мифа понятна – заставить гражданина страны или члена коллектива «пахать» не на себя, а на соответствующего лидера или руководителя). Ибо нет и не может быть никаких «интересов общества, коллектива, народа и т.д.» (у мыслеформ интересов не бывает). Интересы бывают только у людей – граждан страны или членов коллектива.

В цивилизованном демократическом обществе речь может идти исключительно о гармонии между интересами отдельных граждан, при которой каждый гражданин что-то даёт другим гражданам и что-то от них получает. Если человек более сильный, он больше даёт, чем получает; если более слабый, то больше получает, чем отдаёт – в полном соответствии с естественным законом общества.

Поэтому для гражданина России важен не приоритет личных интересов над «общественными» или «общественных» над личными, а гармония с интересами других граждан России.