Происшествие

Владимир Шелехов
 

       Вызвали в администрацию и озадачили --- проводить через город до названной автобазы «Ураган». Дальнейшая транспортировка им танкового прицепа с экскаватором меня уже не касалась. Согласился, поскольку времени это сулило занять немного. Оставалось проехать к проходной одноимённого училища, встретить и препроводить  По пути перебирал в уме возможные маршруты. Оказалось, что выбора практически нет, и двигаться придётся по трассе для транзитных автомашин, которая в те времена проходила по Свердловскому проспекту, через новый тогда мост над рекой Миасс с последующим весьма крутым подъёмом на водораздел обозначенный проспектом  Победы. Именно возле моста движение было особенно оживлённым, а выделенный мне водитель производил впечатление «перворазника», и  здесь, среди толчеи городского транспорта, он явно чувствовал себя на «Урагане» как слон в посудной лавке. Но мы ехали, и это уже было хорошо.  Нежданное  случилось, когда миновали мост и дорога, круто забирая вверх, привела нас к первому за мостом перекрёстку. Громадный и рычащий сверх меры военный тягач без остатка занимал ширину одной полосы движения. .Манёвры были чреваты, ибо неважный обзор с одной стороны,  беспечность водителей попутных машин --- с другой, а более всего «никакая» практика вождения у водителя  грозили бедой. Да и то!  Подъезжая к семафору,  водитель сбросил скорость, но переключился на низшую передачу слишком  рано. Поэтому, в стремлении не пропустить вперёд на нашей же полосе случайной «легковушки», он разогнал двигатели до чрезмерно больших скоростей, что только и давало шанс приспособиться к перемещению машин, тормозящих на красный свет светофора. С правой стороны у обочины метрах в тридцати или сорока оставалась переполненная остановка с двумя троллейбусами и штурмующей их толпой. Сзади как пыжи в стволе нас на занятой полосе начали уже подпирать автобусы. И тут над всей уличной суетой  взвился свист, визг, перешедший сразу в истошный вой и оборвавшийся феерическим пушечным хлопком. Это о себе заявил наш тягач. Все, как мне показалось,  стрелки на приборах безжизненно упали на нулевые отметки --- это означало, что мы остались без тормозов. Скорость падала, а водитель, шаря рукой в поисках ручки двери, лихорадочно запричитал, повторяя раз за разом извечный вопрос:---«Что делать?». Рванув ручник на себя, я плюхнулся с его ручкой обратно --- хрен там, а не техобслуживание. Когда я поднимался с диваноподобного кресла вагоноподобного автомобиля, водитель уже умолк, он нащупал ручку дверей, и по глазам было ясно --- примеривается к высоте прыжка. Багажник красного «жигулёнка»  впереди начал было скрываться под нашим тягачём, но его водитель увидел громадину сзади, испугался, с пробуксовкой и визгом рванул  вперёд и тут же ударил по тормозам --- всего то пути у него было метра полтора, а дальше другая машинка. Вырвавшийся у меня рык, и приказание: --- «Тянуть!», в ответ на звучавший вопрос, несколько изменили ситуацию. У обеих двигателей нашего тягача обороты упали так, что реальной стала угроза их остановки. Парнишка, ни то альбинос по природе, ни то по случаю, отчаянно «тянул» на задыхающихся моторах, но светофор был неумолим, машину, что была впереди, я уже потерял из вида и ждал скрежета из под днища тягача, тоскливо думая о тех, которые подпирали нас и о переполненной остановке позади.  «Зелёный» вспыхнул, когда надежда уже оставила нас. Путь очистился мгновенно. Но маршрут пришлось изменить. По моему указанию мы немедленно ушли вправо и тут же  повернули на  улицу  «Горшечная» частного сектора., которая на счастье, оказалась перекопана поперёк канавой внушительной ширины. Не окажись там  её и  отвалов земли рядом,  мы не смогли бы остановиться  --- настолько крутым был спуск и так безнадёжно мертвы тормоза.
       На водителя я понадеялся напрасно. Когда, найдя ближайший телефон-автомат и дозвонившись до базы с предупреждением о непредвиденной задержке, я вернулся к тягачу, из верхнего люка моторного отделения уже обтянутая в комбинезон торчала только его задница. Между тем время поджимало, и мне пришлось вспомнить своё знакомство с этим носителем --- именно в этом качестве такие машины мне и были известны. Два вопроса: --- «Есть ли у аппарата бортовые ресиверы? Где расположен узел их стыковки с центральной магистралью?» --- включили парню мозги. Оказывается, что  их тоже учили. Судя по шумовым эффектам,  произошедшее тяготело к правому борту. Туда мы и направились. И вот соизмерьте возможные последствия аварии и её причину. Перед нами две металлических трубы.  Одна закреплена на корпусе тягача неподвижно, а вторая --- трясётся вместе с колёсами. Они  состыкованы в единую магистраль с помощью резинового армированного шланга. Слышанный нами спектр звуков был связан именно с последовательным разрушением одного за другим всех трёх слоёв тканевого корда. Всей длины этого шланга --- дециметр, не более того. Здесь же, в нише брызговика валялось штуки четыре  когда то порвавшихся «резинок».
       Нужный кусок шланга я нашёл уже через десять минут у одного из оказавшихся дома садоводов. Ещё минут пятнадцать, и вот мы, орошая чадом ревущих двигателей всё окрест, оставили позади кучи земли,  яму для нового водопровода и продолжили маршрут.
Приключения  эти --- что сказка для детей, несут в себе и намёк и урок. Сегодня, кстати сказать, упоминавшегося училища больше не существует. В прессе о причинах написано достаточно.