Загадка сознания

Борис Гуляев-Бегом
   Утверждение, что человек произошел от обезьяны – мягко говоря, невер-
но. Утверждение,  что  человека  сотворил Бог по своему образу и подобию -
тоже далеко от истины. Ни один  из  существующих  многочисленных видов
обезьян  не был прямым предком человека. Предком человека явился, по-ви-
димому,  собственный  уникальный  вид   приматов, у  которого по неизвест-
ным  причинам  сорок  тысяч лет  назад активно развилась деятельность моз-
га  и  был  утрачен  волосяной   покров   тела.   Вопрос  остаётся  в  том,   что
обусловило  развитие  мозга и утрату волос. Было ли это заложено природой
изначально в  подобный вид приматов или же перемены произошли по чьей-
то воле? Разум  быстрее  отдаёт предпочтение первому варианту, он проще и
естественней.  Однако  с  другой  стороны,  сама  формулировка  –  заложено
природой  изначально – кажется  далеко  не ясной  и, скорее,  заставляет  ду-
мать о  разумности  так  называемой  природы.
    Классик  утверждал: труд создал человека. Но ведь  это тоже, мягко  гово-
ря, неверно. Ишак всю жизнь  трудится, но разумней от  этого не становится.
Прежде чем труд  начал  как-то сказываться  на  психическом складе  предка
человека, в мозгу предка должны  были  произойти  необратимые  перемены.
Его действия, поступки  вдруг  начали  получать осмысление, поднялись над
уровнем  инстинктивной  сферы. Птица  грач весной  строит гнездо, она тру-
дится. Но осмыслен  ли  её  труд? Нет, птицу ведёт инстинкт, и выше его она
никогда не поднимется. Предок  человека сначала  получил осмысление сво-
их  действий  вообще  и   только  после  этого  осмысление  получил  и  труд.
Труд  стал  осмысленным,  целенаправленным родом деятельности,  который
в  конце  концов  и  создал человека. Круг инстинктивного поведения живот-
ного замкнут  двумя  важнейшими  побуждениями:  поиски, добыча  пищи  и
продолжение рода.  Все  остальные  побуждения  суть  следствия  этих  двух.
Труд  животного ограничивается только удовлетворением подобных потреб-
ностей. Формы  и  виды  труда  человека разумного  несравнимо разнообраз-
ней.
   Кто или что позволило предку человека выйти за пределы сферы  инстинк-
тов,  научило  мыслить,  абстрагироваться,  анализировать?  Сегодня  учёные 
говорят: мы  не  знаем,  каким образом осуществилось становление сознания
в ходе  эволюции  предков  человека, но можем точно утверждать, что его не
было у первых  предков. Учёные  не  могут  даже  точно сказать, был  ли  акт
появления сознания одномоментным  или длительным, эволюционным. Учё-
ные-марксисты  придерживаются  до сих пор той точки зрения, что источни-
ком  сознания  явился  общественный  целенаправленный  труд. Но не стано-
вится ли здесь снова телега впереди лошади?
   Попробуем взглянуть на проблему с такой позиции.
   Каждое  животное  имеет  свой  набор  необходимых  инстинктов, записан-
ных в генетическом коде – программе: у птицы – свой, у волка – свой, у пче-
лы – свой. Как  сказано выше,  никто  из  них  не  выйдет  за  пределы  своего
круга инстинктов. А что будет с существом,  объединяющим  в  своём  мозгу
инстинкты  если  не  всех,  то  нескольких  животных? Сможет  ли  такое  су-
щество преодолеть  инстинктивную  ограниченность? Как  это не  покажется
удивительным, но оно не только сможет, оно просто обязано преодолеть  по-
добную ограниченность. На  запрограммированную  инстинктивность  пове-
дения, допустим, волка  накладываются  программы  поведения пчелы и мы-
ши. Волк  уже  не  будет  только  волком. Сфера  инстинктов волка прорвана
и  расширена  сферами  инстинктов  пчелы  и  мыши, он  вынужден будет те-
перь  жить  по  трём  программам,  что,  впрочем,  представляется  жутко  не-
вероятным.
   А  если  какое-нибудь  существо объединит в своём мозгу множество прог-
рамм? Таким  существом вполне мог бы быть предок человека. Обилие прог-
рамм в  мозгу  неизбежно  вступило во взаимодействие. Средняя  составляю-
щая  этих  программ  есть  сознание. Абстрагирование,  анализ,  мышление –   
есть   движение   сознания,  взаимодействие  сознания  со  всем  множеством
программ. Память – как  основа  сознания. Память-программа врождённая  и
память-программа приобретённая. Волк  не  имеет сознания  только  потому,
что его сознание ходит  по ограниченному кругу – одной программе. Сущес-
тво получает  сознание  тогда,  когда  сознание  переходит  из одного круга в
другой,  когда  оно  совершает  сложные  межпрограммные  движения. Чело-
век, стало быть,  есть носитель огромного  множества врождённых  и  приоб-
ретённых  программ. Однако кто  наделил  предка  человека  таким  количес-
твом  врождённых,  инстинктивных  программ? Как они  оказались  у  него в
мозгу?
   Рассмотрим  две  версии. Первая  версия  очень  древняя, а  именно, теория
реинкарнации, теория о переселении душ  живых  существ  после их смерти.
Исходя  из  этой  теории,  можно предположить: пребывание души  в  любом
из животных не проходит для  неё бесследно. В  душе  после  оставления  ею
тела  сохраняется  память о своём  пребывании, т.е. сохраняется инстинктив-
ная   программа  животного. Блуждающая  душа  в  течение  столетий  и  ты-
сячилетий  скапливает  в  своей памяти  большое  количество программ  раз-
личных животных. Рано  или поздно, обременённая  таким богатым  опытом,
душа вселяется  в  предка  человека. Конфликт  программ. В его мозгу возго-
рается  огонь  сознания.  Красивая  гипотеза?  Да,  красивая,  но  маловероят-
ная. Большое сомнение вызывает  сама блуждающая  душа, что-то мистичес-
кое  и  непостижимое.
   Мне кажется, более реальной выглядит  версия  о  длительной  эволюцион-   
ной  программированности мозга живого существа. Прежде чем возник  пре-
док  человека, до  этого организм  прошел  огромное  количество  последова-
тельных  стадий  развития, начиная от простейших беспозвоночных организ-
мов,   кончая   крупными  млекопитающими  с  довольно  большим  объёмом
мозга. О каждой  стадии  в  мозгу записывалась  и  сохранялась информация,
шло  генетическое  программирование. Количество  программ  росло, между
ними  возникало  взаимодействие. Наконец  количество  программ  достигло
«критической  массы». У предка человека  возникают  первые вспышки  соз-
нания, он  начал  осмысливать,  анализировать  свои  поступки,  его действия
обрели  целенаправленность. Формируется язык. Предметы  и явления полу-
чают  свои  первые условные обозначения. В мозгу строятся причинно-след-
ственные  связи  вещей  и  явлений,  усваиваются  их  отношения, он пробует
абстрагироваться  от  природы, от  всего окружающего. Наверное,  это  было
удивительное  переживание  для  существа – пробуждение  сознания. Подоб-
ное  пробуждение  возникало, вероятно, сначала  у  взрослых  особей. Они, в
свою очередь,  невольно стимулировали  развитие  сознания  у  своих  детей.
К тому же  предок  перестал  бояться  огня,  напротив, он тянется к огню, си-
дит  рядом  с  ним, греется. А ведь это уже один шаг до  человека разумного!
   Однако  почему  другие  крупные  млекопитающие,  пройдя  также  долгий
путь  эволюции, не получили  в  итоге  сознания? Они не получили сознания,
но их нельзя  считать  неспособными  мыслить, использовать свой мозг. Жи-
вотные эти мыслят, но  на  довольно примитивном  уровне. Количество гене-
тических программ в их мозгу гораздо меньше, чем  у  приматов,  и  вообще,
они  являются   как  бы   тупиковыми  ветвями  развития,  уже  не  могущими
больше изменяться. Вид  приматов, из которого произошел  человек, оказал-
ся  наиболее  приспособленным  к  развитию,  видоизменению,  у  него  было
больше  предпосылок  эволюционизировать. Об этом говорит хотя  бы  стро-
ние  передних  конечностей. Основные  виды  крупных  млекопитающих жи-
вотных  прекратили  своё  развитие  более ста тысяч лет назад. Тогда как  че-
ловек разумный окончательно сформировался сорок тысяч лет назад.
   Ещё один важный  момент. У  человека,  выросшего  вне  общества  людей
(в стае обезьян или волков),  нет  человеческого сознания. Сознание пробуж-
дается  у  ребёнка только в  процессе  общения с людьми, только обществен-
ные и прочие  отношения  включают  у  человека  механизм  сознания. Гото-
вая  куча  хвороста  для  костра  сама  не  вспыхнет, если  к  ней  не поднести
горящую  спичку. Генетические программы в мозгу человека будут молчать,
покуда  их  не  включить. Включить – значит заставить мысль, сознание дви-
гаться,  работать. Известное  словосочетание – работа  мозга – вовсе  не  слу-
чайное, оно интуитивно  схватило очень  интересную тему, а именно – связь
таких  понятий  как  работа, сила, энергия, масса в отношению к мышлению,
сознанию.
   Когда-то мудрец  поэтической  строкой обнажил  вопрос,  невероятный  по
своей  сути:  «Легче  ль  песчинки  в  деснице   твоей  воли  людской   изоби-
лие?»  Если  на  одну  чашу  весов  бросить  горсть  песчинок, а  на  вторую –
гипотетический сгусток мысли, воли, разума множества людей, то  какая  ча- 
ша  перетянет,  что окажется  тяжелее?  Весит  ли  мысль  человеческая  хоть
что-нибудь?  Если  да, то можно ли измерить её массу?
   Что такое мысль, что такое мышление? Первое, что приходит в голову, так
это слово «движение». Мысль,  мышление  –  очень  своеобразная,  специфи-
ческая форма движения. Но движения  чего  и  какого  рода? Мы  обычно ут-
верждаем, что в мире  ничего нет,  кроме вечно движущейся  материи. Стало
быть,  любое движение,  какой  бы  формы оно ни было, есть движение мате-
риальное. Мышление – не  исключение.  Встав  на  эту точку зрения, мы  по-
падаем   под  огонь  критики  тех,  кто  не  признаёт  первичности  материи  и
отстаивает  примат  духа,  психики.  То  есть  по  существу  мы   скатываемся
снова  к  пресловутому  основному  вопросу философии  о первичности:  что
первично: сознание или  материя? Вопрос о первичности сознания или мате-
рии,  по-моему,  имеет  такой  же  спекулятивный  характер,   как   банальная
притча о яйце и курице. Говоря о  вопросе  первичности материи  или  созна-
ния, те, кто разделяет  мировоззрение диалектического материализма,  могут
смело утверждать о первичности  материи  по отношению, во всяком случае,
к  человеческому сознанию.  Но  подобное  утверждение  остаётся  пока  без-
доказательным.  Если  мышление, дух,  психика  материальны  и  сводятся  к
движению,  то  каково  должно  быть  это движение, что оно собой представ-
ляет? И  как  вообще  из  бездушной,  косной  материи  возникает  мыслящий
человеческий дух, способный, к тому же, осмысливать самого себя? Главное
возражение против  материализма и состоит именно в том,  что материализм
якобы  допускает возможность  чудесных  превращений: мёртвая, косная ма-
терия  вдруг  превращается в живое сознание, в мыслящий дух.. Правда, сло-
во «вдруг» материалисты,  обеспокоенные  за  свои  взгляды, попытались за-
менить словом «постепенно», но от  этого,  как утверждают  их  противники,
они ближе  к  истине не стали. Таким  образом, чтобы  доказать  материалис-
там свою правоту, им  нужно в буквальном  смысле слова взвесить  мысль на
весах. 
   Здесь было бы  интересно вспомнить дискуссию  многолетней давности по
этому поводу  и послушать противников  материалистической  точки зрения.
Прежде всего они  подвергают  критике формулировку материализма: мысль
есть движение вещества (?). «Мысль  не  может быть  движением вещества, -
говорит один из философов, - потому  что движение вещества есть нечто, со-
вершающееся  в  пространстве,  между  тем  как  мысль,  психическое  совер-
шенно  чуждо   какой  бы  то  ни   было   протяженности».  Подобный  вывод
философ  делает  из  довольно  простого  рассуждения о том, что все матери-
альные  вещи  нашего  мира  имеют  пространственную форму, занимают из-
вестное  место,  протяженны.  Тогда  как  психические  процессы,  мысль  ни
формы,  ни протяженности,  ни пространственного свершения  не  имееют. В
этом заключается  коренное отличие материального от духовного. Просто до
наивности!
   Если  я  закрою глаза  и  воображу себе, допустим, стул, то – да,  ни формы
его,  ни заполненности в пространстве, ни протяженности  ни я, ни  кто  дру-
гой,  конечно,  не ощутит. Реальный  стул  и  образ стула – всё же  вещи  раз-
ные. Но чтобы  у  меня в сознании возник образ стула, в моей голове должно
быть нечто по имени мозг, а в мозгу,  точнее  говоря, в  памяти, давно знако-
мый из опыта образ стула (кстати сказать, какой угодно: венский или в стиле
барокко?). И  ещё,  согласитесь,  чтобы  вызвать в сознании  образ  чего-то, в
мозгу должно что-то шевельнуться, сдвинуться, измениться. Говорить о том,
что психике, чувству, мысли  чуждо пространственное заполнение  и  движе-
ние – говорить ересь. Для любой великой мысли  и  большого чувства всегда
хватало пространственного объёма мозга, и его небольшие размеры  не были
препятствием  для  невиданных  полётов  воображения. В свою очередь, дви-
жение материи, сопровождающее работу мозга, также благополучно ограни-
чивалось  его  небольшими  размерами.  Только  ведь  движение  материи  не
значит  движение  какой-то одной формы, допустим, движение атомов. Фор-
мы  движения  материи различны и многообразны, и в этом суть вопроса. На
незнании  и  на  непонимании  такого важного обстоятельства  и  строят свои
доводы  противники  материалистической  точки  зрения. Сказав, что  мысль
есть продукт движения материальных  частиц, они  с  успехом разбивают по-
добное  утверждение, не  задумываясь  особо  о  сложности  темы.  В  любом
случае – мысль есть движение, только вопрос в том – движение чего и  како-
го рода. Не исключено, что в мозгу,  наряду с движением  электронов, значи-
тельное место занимает полевая форма движения материи. Поля,  как извест-
но, могут  иметь различную  природу  и  порождаться различными  причина-
ми. Любое движение, будь то частиц  или  полей, связано с энергетическими
изменениями. А энергия, в свою очередь,  тесно связана с массой. Вспомним
известную формулу  Планка-Эйнштейна,  где  энергия  равна  произведению
массы  на  квадрат  скорости  света. Так  что  у  мысли есть  свой  эквивалент
массы.
   В  этой  работе сделана  попытка  осмыслить одну из самых  неприступных
проблем, а именно – сознание человека. Никто  более  из  живых  существ не
наделён    подобным   удивительным   даром.   Хочется,   очень  хочется   по- 
нять – чей это дар: дар природы  или  высшего разума, дар случая  или Бога? 
И пусть я  сказал  немного и в чём-то противоречиво, но уже одна эта попыт-
ка  понять  чудо  заслуживает  вашего,  читатель,  снисхождения  к  автору. 


   1991 г. – октябрь 1993 г.