Запоздалый ответ

Николай Нефедоров
            Запоздалый ответ  или   мысли о том,  что было


        «Придя  домой, «чужое  счастье» парит ноги  в тазу  с отваром  ромашки. Потому  что после ходьбы   на  шпильках–каблуках  ноги  отекли  и болят. Потом  чужое «счастье»  принимает душ  и мажется  кремом.  не то чтобы  муж, она  сама  панически   боится   лишний  раз  прикоснуться  к лицу руками. Гонит  от себя  мужа-бедолагу - «Ты что! Мне завтра на работу – нужно хорошо  выглядеть!». Таких  мадам  полно и в  Иркутске  и в  Ангарске…..» 
    
       Этот  текст   перед вами  не  мой.  Этот текст был от женщины, которая напечатала  отзыв в местной газете на мой рассказ. Я  перепечатал отзыв.  Обратного  адреса  на нём не было. Кроме этого была  по почте отправлена  открытка в редакцию газеты на моё имя. Написано было,  что  автор проживает   около почтамта  под индексом   №665806.

       Написано было красивым каллиграфическим почерком.  По виду можно  было  сказать, что писала  женщина,  которая  имеет высшее образование и которая  исписала  не одну   толстую тетрадку таким красивым  почерком. И  почерк  был  наклонен  в обратную  сторону, как  будто бы  писала  левша.

       В этом тексте  для  меня  было  всего  интереснее то,  что было на открытке.    (Газета  «Свеча»,  за  номером выпущенным  от  27. 11. 2003 года).
 
       И с той поры  хранится  у меня эта открытка  среди  тетрадей, среди многих  писем, в  моём  архиве, в качестве экземпляра  добытого  в бою,   как говорится, в качестве ценного  боевого  трофея.  Почему  ценного?  Не знаю. Может  быть от того,  что это была импульсивная реакция  на мои  слова, на  мои  чувства, то есть эмоции простого обыкновенного   читателя.

       А  мне  очень  дорого  всё  то,  что  идёт от тех, для  кого  были написаны  мои  строки  рассказа,  под  названием  «Пассаж».  Рассказ  так  и  начинался  со  слов «Чужое счастье…». Я  хорошо  помню  те  строки. Рассказ был написан  под впечатлением   поездки в г.Иркутск, в  район   Торгового  Комплекса. Там  рядом  с ним  и   находится  этот  пресловутый  «Пассаж».
 
      Прошло время, и  я  вот  наткнулся в своем архиве  на  эту  открытку,   прочитал  её  снова, и мне  вспомнилось,   можно сказать, «отрыгнулось»  из прошлого всё  то,  что связано было с нею.  Всё  то,  что было,  и  в какой обстановке  мне жилось,  о чём  думалось, мечталось. 
 
      Эта  простая  неказистая  на  вид  открытка была нитью,  ниточкой  потянув  за  которую,  я  ясно вспомнил былое.  Женщина,  написавшая  её,  видимо, давно  уж  забыла  про неё. Мало ли что, что  она  написала, когда  и кому,  на  какой–то  номер   документа и номер почтамта? 

      Всего не упомнишь, да  и дело не в этом. Просто  в жизни так  устроено, что  ничто не  проходит бесследно.  Чьи-то слова, брошенные  во тьму  лет, рано или поздно  имеют свойство  всколыхнуть  чувства и эмоции.  Они  имеют право  всколыхнуть  память,  так  как написаны  от всего  сердца, от души.
   
      (Может быть,  это   относится  и к  моим  словам  написанные  моей  рукой). Ничто не проходит бесследно  в этом  мире, если  исходит из  глубин сердца. Пусть это и  выглядит даже,  смешным, наивным и  неумелым.
 
       Вот  и сейчас  передо  мной лежит "реликвия" тридцатилетней давности, из архива - древний листок  бумаги со словами - «Она  подошла   ко мне,  протянула  что-то на ладони  серое, прямоугольное. Я  присмотрелся   и понял -  это  было простое хозяйственное   мыло.  Я вопросительно посмотрел на  неё. На  худенькую  старушку 80 лет, и понял,  что она  ждёт  от меня какого-то важного для неё  ответа, ответа  на поставленный   вопрос. Я переспросил её. И она повторила  – «Это   нужно  отварить   или можно съесть сырым .....?».
 
      Это было для  меня  неожиданным. Я опешил  и несколько секунд  стоял и переваривал  информацию.  И затем,  догадка молнией  мелькнула  у  меня  в голове, что  у бабуси с головой  что-то нарушилось, и  у  неё   не в  порядке с мышлением. То есть,  шарики раскатились  по полу, а собирать некому...

      Такие вопросы   не  появляются у  нормальных  людей…..»
   
      И  на этом  строки  на  листке  обрываются,  продолжение  рассказа  затерялось, исчезло, в  ворохе  макулатуры. Но  одно  могу  лишь добавить к  написанному,   что  этому  листку  по времени было  тридцать лет.

      И такое было на  самом  деле, в далёком  моём прошлом.  Неказистом, ничем не примечательным  моём прошлом.  Просто  от того, что я был родом оттуда,  что жил  там, в тех далёких годах, в тех  измерениях  пространства и света, в  той  обстановке  и этого не  отнять у  меня. Это мой  архив, оставшийся в стопе бумаг и в   моей  памяти.
   
      И вот лишь  маленькие  листочки серой от времени пожелтевшей  бумаги вновь    волнуют  память,  и  картины  прошлого оживают вновь.
   
      Что прожито, то прожито.  Плохо ли хорошо,  но  через это  прошёл я,  и стал  тем,  кто сейчас есть.  И грех сетовать на  пережитое. Нельзя   говорить  плохое  и печальное о  том,  через что прошёл, через что возмужал,  и что придавало силы идти вперёд.

      Прошёл  порядочный  отрезок, кусок   времени с тех пор.  Этой  старушки  давно  уже  нет.  Она  умерла  спустя семь месяцев  после этого  состоявшегося  разговора.   Помню, что фамилия  у неё  была Овечкина. А имени и отчества мне и не вспомнить. Помню, что у неё  была  дочь лет 70-ти, которая жила вместе  с нею,  и   которая  была  больна. У неё  была неизлечимая опухоль  мозга.
   
      В  ту пору  я  был молод,  и  проблемы  старости  совершенно не волновали   меня. И  я относился  к   старушке,  к  незнакомому  для меня  человеку,  лишь как  к   хозяйке квартиры,  квартиры,  где  я  снимал   в  аренду  комнату для проживания. В ту пору  я был студентом  Иркутского  Политехнического  Института  и успешно учился  на четвертом  курсе.
 
       И если вспоминать те годы, то вряд ли так ярко вспомнятся  мне  те  студенческие далёкие дни. Но вот эта  старушка,  отчего-то отчетливо и чётко запомнилась,  и  (как  в драме  «Пиковая  дама»)  нет–нет,  да  и вспомнится  её слова,  когда   слышу какую-либо  глупость или  нечто «оригинальное»,  из  ряда  вон выходящее,   поражающее  воображение. 
   
        Но всё это, вероятно,  не очень  интересно для  читателя - как  и  что,   почему  и почём. Просто пришлось  к  слову. Речь  идёт о предметах,   имеющих связь,  незримую и  чёткую  с тем,  что было, что прожито.  Нить протянулась  из прошлого.  Кончик нити  лежит в моих  вещах и может быть, касаются  моего сердца. 
    
       И если порыться  в старых вещах,  то  можно  найти и другие  кончики  тонких  нитей. Но об этом,  может быть,  расскажу в другое  время   и  под  другое настроение. Нельзя, как говорится, объять необъятное. Всему есть своё время, свои мысли, свои  чувства и эмоции.
   
       А  то, что было, то было.  Оно  лежит  пластами эмоций  и переживаний. Как-нибудь,  когда–нибудь, со временем,  на досуге,  я  доберусь до них, переворошу их и приведу в порядок. Неторопливо, на досуге, потяну  за  нить  клубка прошлого и, может быть,  расскажу и  о  других прошедших  днях, моего бытия.
    
      Каждый  из нас имеет право любить жизнь, беречь часы,  годы,  как бесценное своё сокровище.  Иного не дано. Ибо сама  жизнь  наша и  есть  сокровище и наше  богатство. 
 
      Ещё  одной  такой   нитью   стало  письмо из прошлого.  Однажды, ко  мне  пришло  письмо с открыткой. В нем было написано следующее.
- «Вам  незнакомо   прикосновение нежных  пушистых  лепестков  цветов, которые  мы зовем Хризантемами. Это ощущение  пронзительно. Сердце сжимается от жалости к  самому  себе: почему я  не испытала  этого   ощущения  раньше, почему  я чувствую   это   прикосновение  только во сне, когда   руки  еще  не огрубели, а  чувства   обострены  на-только, что  невидимое кажется  всеобъемлющим  и многогранным… Хочется   закрыть глаза  и чувствовать  эту  почти детскую незащищенность … Или  вам   больше  нравится   видеть  и чувствовать?».   

      Я долго вертел в руках это послание и для  меня оно  было неожиданным.  Пытался понять, пытался  определить даже  аромат духов на открытке, но всё  было тщетно. Она так и осталась для меня  странной открыткой из прошлого.

      На  конверте был номер документа, номер почтамта и ничего более. Что хочешь то и делай. Хочешь кидай  в ведро, то есть, в  мусорную корзину, или носи   в кармане поближе к сердцу, как талисман. 

      Письмо пришло ко мне много лет назад, в  1983 году, весной, в  марте  месяце.  Честно  признаюсь,  (к  своему  стыду), что не знаю,  не уверен,  откуда  эти строки, и все же  допускаю,  что они  написаны ее рукой, как автора открытки с текстом. И заранее  прошу  прощения у  вас, если это  есть банальный  плагиат. Так как  написанное было в кавычках. А это говорит о том, что это чужие слова.
 
      Чьи эти слова,  я  не знаю и до сих, спустя много  лет. Однажды,  приводя  в порядок свой архив,  вытащил  это  письмо на  свет божий и решил, что оно будет  интересным и   для  вас.
 
      И  в  связи   с  этим, решил  привести без изменений, и  своё  письмо, написанное в  качестве ответа  на   слова в открытке. Копия  письма  осталась  жить  в  черновиках. Письмо не кануло в  вечность, (или в  мусорное  ведро),  по  той  причине, что  я имел привычку   переписывать письма на бело и отправлять письма  «беловики», с красивым  аккуратным почерком адресату. (Черновики я  писал в виду того, что  у  меня  был  плохой  почерк и складывал их в стопку, на  память.). Письмо  от меня,  не знакомой  Лоле, когда за  окном был 1983 год и была  весна.
 
      (К  стати, добавлю интересное совпадение, (ни к  чему не обязывающее) - название  имя «Лола» имеет  трамвайная остановка, которая  находится  около моего дома).   

     «Здравствуйте,  Лола! Очень и очень грустно, что Вы не решились  прийти на  встречу. Что ж, обязать  Вас   я  не  в  силах, ваше желание  и ваша  воля. Но, для  чего?  Зачем?

      Наверное, Лола, от  того, что в жизни  у  вас  было не  все гладко и хорошо. Ничего  не поделаешь. Мне  остается  только  вздохнуть  и  уповать впредь  на  то, что со  временем  Вы  передумаете, и мы  встретимся. Время, оно  лучший  целитель  и врачеватель   всех  физических  и душевных ран.

      Оно  бежит, то стремительно легко, то тянется  уныло  и серо. И для  меня, сейчас, когда  я не знаю,  куда  деться  от себя, куда  идти, сложно  что-то советовать вам, как  жить  и что делать..   Я жду  писем. Жду, когда  они  придут, принесут вести, надежды.

      Я не  влюблен. Хотя  любить  не  откажусь, если  будет суждено. В последнее  время, хожу  под  впечатлением одного  вчерашнего  события. В соседнем  общежитии покончил парень с собой. Ему было всего 22  года. Он выкинулся  из  окна четвертого  этажа,  вечером, на  асфальт, из-за  девушки, из-за  неразделенной  любви, от отчаянья и безысходности. Глупо. Зачем? Не знаю. Это  любовь..

      Она  всесильна. Она  заставляет человека  страдать, да  так, что он  теряет  желание жить далее. И я  завидую  ему, не  из-за  того,  что  он об асфальт, а за то, что очень любил. Это трудно  понять и представить  себя  на  его  месте, сложно. Любовь это такая  страна, куда  стремишься всей  душой  и получаешь,  иногда  на  орехи по полной  программе.
    
      В жизни  своей,  я  встречался  со  многими девушками и ничего  предосудительного в этом  нет. Разве  плохо, когда  человек  встречается  и ищет  свое счастье. Вот и вы,  то же  ищете  его  среди  десятков  лиц, приятной  наружности. Возможно,  оно  уже  ждет вас, не далеко от вас, в  десяти шагах. А возможно,   встретится  вам  через  целую  вечность, как  и мне, вероятно. 

      И когда я встречу, я забуду  это состояние грусти, когда некуда  спешить на   встречу с кем-то  и некому верить. Это  как  в  песне со  словами - «Эй , ямщик, не гони  лошадей, мне некуда, боле  спешить…». И это  состояние  переносят, как  переносят ангину или   ненастье за  окном, когда  льет дождь и пузыри по лужам, унылые и скучные.

     И хотя  за  окном  сейчас  яркое  солнце, небо  огромное, бездонное, синее, но я  не вижу всего  этого. Там  идет дождь для меня.  Он  идет  после того, что вы  не  пришли на  встречу со мной. Пусть идет.  Это иногда  полезно. Всего вам доброго  и светлого, Лола.   Скорее   бы  этот  дождь  кончился…   Пишите,  Лола...» 
   
      Вот такое  письмо  было написано ответом  на эту  открытку, оно  возможно  сумбурное и странное, но в нём для  меня  чувствуется, то далекое,  мое  состояние  душевной  грусти, от которой  никто не  застрахован и ныне. Тема  любви  никогда  не изменит своей  волнующей  сущности для  каждого из нас. Интересно, а какой  бы вы  написали  ответ,  если бы  оно  пришло к вам, письмо  с  открыткой?…
   
      Нечто   подобное,  (то есть маленькие  отрывки старых вещей из архивов),  я  прочитал  в  книге  братьев  Стругацких.  Книга  имела название  «Хромая  судьба»,  и   «Хищные вещи  века».
 
      Стругацкие  тоже однажды рылись в своих архивах и   рассказывали  о  своих старых вещах, дорогих и близких сердцу. И то что написали, то и оформили  в  своей  книге и мне кажется  довольно  искренне  и удачно.  Книга  была  выпущена  в  Московским издательством   «Книга»  в 1950 году.
   
      Авторы от первого лица  вели рассказ о своих вещах.  Эти вещи, (имеется  в виду  записи и отрывки)  хранились  во многих и многих тетрадях и были сложены на полках стеллажей.  А если были стеллажи, то их  было там, я так думаю,  предостаточное  количество. И это было  у  профессиональных писателей, которые  работали  не один десяток  лет. Работали, быть может с самого  своего детства, вернее с юности. И конечно,  им  было в чём рыться, вернее копаться и  было о чём писать.
   
      А у меня в наличии было  всего лишь с десятка  два три  маленьких вещичек. Можно сказать мизер. Разные открытки, листочки, блокнотики.  И в моём досадном случае, опыт исчисляется  всего лишь половиной одного  десятка лет. И, к тому же,  я  пишу  с тех лет,  когда  мне стукнуло за сорок лет. Может быть, я  стал другим,  вырос,  развился  духовно? (Сознаю, что лучше  поздно, чем  никогда.)
   
      Что–то  щёлкнуло   однажды  внутри  моих  мозгов,  и  мне захотелось  быть «бумагомаракой»,  захотелось говорить,   изъясняться,  и  всё  тут. И  с этим  ничего  не поделать. Это стало необходимостью, потребностью,  и стало моей  мукой и радостью.
    
      Книга  Стругацких досталась  мне совершенно  случайно. Однажды  вечером  зашёл к  соседу, кажется  пришёл  спросить  немного соли  и увидел на полу  большую стопу   книг. Поинтересовался  у него,  для  чего  это он разложил  такое богатство на полу. Тот ответил, что  эти книги   он приготовил на  выброс, то есть на  мусор.
 
      Я  немедленно спросил разрешения и  стал копаться  в  них  и наткнулся  на  братьев  Стругацких.   Кроме этой  книги были и другие интересные печатные издания,   и   естественно  их, с десяток  штук, я реквизировал у соседа. Тот лишь поблагодарил  меня, за  то, что ему   теперь будет  не  так тяжело выносить на  мусор эти  книги. 
   
      И вообще,  я  хотел  унести всю стопку книг,  но объяснил, что не могу, что нет места у меня для  их  хранения, так  как  сам был на  «птичьих правах», то есть снимал комнату  в  аренду. И у меня не было места  и к тому же,  не было времени,  чтобы  читать всё это. Моё  время в основном  уходит на то, чтобы  напечатать своё,  родное, доморощенное,  то есть довести до ума  всё то, что было написано когда-то,  наивное и неотёсанное.
      
      Ничего не поделаешь. В  наше  время  изыскать лишнее  время для  того, что бы спокойно и с  удовольствием  посидеть за книгой – стало почти роскошью. Мне было печально видеть,  то что  происходит именно такое  с нами. Книги теряют  свою  изначальную  ценность  и становятся  мусором для человека. Это  не укладывается в сознании.

      Столько  мыслей,  столько переживаний, чувств, труда закладывается  в эти листы  бумаги, в  страницы, аккуратно переплетённых, и пронумерованных, и  в  твердой обложке.  И вместо того,  чтобы  радовать кого–то, то есть  давать тепло духовного  характера, они будут лежать где-то в кучах, гореть в костре и  тем самым, отдавать физическое  тепло тем,  кто испытывает его  дефицит, или попросту тем,  кто  озяб от холода, или тем,  кому не хватило дров для   приготовления горячей  пищи.