О бессмертии души

Дмитрий Кульпин
     Данная статья адресована, моему брату во Христе, Игорю Плохатнюку. Своего рода продолжение рецензии на статью http://www.stihi.ru/2010/02/07/3859 По его просьбе, изложить основы вероучения, в котором я утверждён, относительно возможности существования души вне тела. Преступая к этой работе, я не задаюсь целью кого то, в чём то тебя переубедить. К различным теориям по поводу существования души, я отношусь, не как к ереси, а как к разномыслиям, о которых сказано, что они должны быть. Иметь Жизнь Вечную, будет человек верующий во Христа и живущий по заповедям Его, а не имеющий достоверную информацию в каком виде, сознательном или бессознательном, будет дожидаться душа последнего суда. Библия - книга указывающая путь ко спасению, а не справочник о загробной жизни (не египетская книга мёртвых). Если человек не верит в бессмертие души, но при этом верит во всеобщее воскресение, и реальность Царствия Небесного и Суда над живыми мёртвыми, поступает не логично. Ему бы следовало не верить и в них, поскольку закон об этом не говорит и древний иудей во всё это не верил. Ведь вся информация о человеческом естестве, у адвентистов, которым является Игорь, исчерпывается исключительно Ветхим Заветом. А сколько мы знаем христианских ценностей и догм, у ветхозаветного человека? Почему Бог не всё сразу открывал, что то умалчивал, попробуем это выяснить. Почему сразу после грехопадения не послал Спасителя? Я думаю Он это делал умышленно для пользы человека, любое знание хорошо, когда преподнесено вовремя. Если маленькому ребёнку дать молоток, он может расшибить себе лоб. Итак, что мог знать ветхий человек о смерти и бессмертии.

       ОТКРОВЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

     Мне кажется очевидным, что в Ветхом Завете очень мало  говорится о вере в будущую жизнь и совсем нет такой  веры  в бессмертие, которая имела бы мало-мальски религиозное значение. Слово, переводимое как "душа" в псалмах,значит просто"жизнь";слово,переводимое как "ад" или "преисподняя", просто страна мертвых, шеол, где пребывают все умершие и добрые, и злые. Трудно представить себе, как древний иудей мыслил шеол. Он не любил об этом  думать. Религия  не  поощряла таких размышлений. Он  верил, что очень опасные люди, вроде аэндорской волшебницы, вызывают оттуда умерших, но те ничего не говорили о шеоле; их и спрашивали не о нем, а о наших, земных делах. Если же он попускал себе такие мысли, он мог впасть в язычество. Все благословения и проклятия, в законе, относились к чисто земным реалиям. Первая заповедь с обетованием, обещает не более, чем продление земной жизни, в отличии от заповедей блаженств Иисуса, указывающих на спасение души в вечности.

     Когда читаешь, книгу Екклесиаста, встречаются мысли, где явно говорится, что мёртвые, уже не помнят ничего. Библия, это не книга(гр.библиос), а книги(гр.библия), целая библиотека и каждая имеет своего автора, литературный жанр, цель которую она преследует. Разные авторы, в одно и то же слово, могли вкладывать разный смысл, поэтому при толковании текста необходимо учитывать все нюансы. В данном случае, Екклесиаст - пытается ответить, на древний, как весь мир вопрос: "В чём смысл жизни?" Все рассуждения идут, с точки зрения человека живущего под солнцем. Книга наполнена пессимизмом, человек многое испытал и понял, что всё суета, что бы не делал конец один. За гробом нет воздаяния. Представления автора о посмертном существовании, должно рассматриваться в контексте, противопоставления жизни под солнцем. Он рассматривает ни чем является посмертие, а чем оно не является. И делается это с целью обратить внимание читателя, на утраченные возможности. Здесь показан весь кризис человеческой мудрости. Если ищем смысл жизни вне Бога, найдём пустоту. Единственный выход, который находит этот человек в 7 ст. веселится и радоваться. Утверждая существование суда Божия, Екклесиаст нигде не распространяет его на потустороннюю жизнь. Мало того, он описывает её в чертах исключающих всякую мысль о воздаянии. Тоже самое в псалмах. Иногда кажется, что псалмопевец просит о спасении души, но на самом деле это не так. "Ты вывел из  ада душу мою" (29:4) значит: "Ты спас меня от  смерти"."Объяли  меня болезни смертные,  муки  адские  постигли  меня"(114:3) примерно то, что мы назвали бы "я был при смерти"(не исключено, что речь идет о глубоком отчаянии).

     Из Нового Завета видно, что к тому времени иудаизм сильно изменился в этом отношении.Саддукеи придерживались прежних взглядов, но фарисеи и, видимо, кто-то еще верили в будущую жизнь. Сейчас мы не станем говорить о том, как эти изменения происходили. Нам важно другое: сильное религиозное чувство существовало  и без  такой веры. Может покажется странным, что Бог, открывший евреям так много, этого им не открыл. Мне это странным  не кажется. Начнем с того, что рядом с евреями жил народ, занятый чуть ли не одной только будущей  жизнью. Когда читаешь о древнем Египте, невольно думаешь, что египтяне пеклись  прежде всего о своем посмертном  благополучии. Господь, по-видимому, не пожелал, чтобы Его народ шел по этому пути. Почему же? Разве можно слишком сильно заботиться о своей вечной участи? Как ни странно, можно. Сами по себе "блаженство" и "муки" за гробом вообще не предмет религии. Тот, кто в них верит, будет, скорее всего, избегать мук и стремиться к  блаженству. Но религиозного в этом не больше, чем в накоплении денег или в  заботах о здоровье. Разница только в том, что ставка выше, тем самым неизмеримо  больше и надежда и страх. Но и надежды эти, и страхи о себе, не о Боге; Бога ищут ради чего-то другого. Они могут существовать и без веры в Бога. Буддисты  очень заботятся о посмертной судьбе, а в Бога не верят. Может быть, Господь хотел показать  людям, что истинная их цель Он Сам и только Он. Тогда, конечно, нельзя открывать им сразу истины о спасении и гибели. Если люди слишком рано в них поверят, они не научатся как бы это сказать поточнее? алкать Бога. Позже, когда столетия духовной выучки их этому  научат, дело другое. Тот, кто  любит Бога, хочет не только быть с Ним, но быть с  Ним  вечно и боится Его потерять. Именно  поэтому  верующий человек  надеется  на рай  и  боится ада.  Когда же  "рай" понимают  не  как единение с Богом, "ад" не как отвержение от Него, вера в будущую жизнь злое суеверие. Ветхий Завет для нас Христиан лишь тень будущих благ, образы. Мы должны стремиться в Небесный град, как евреи стремились в обетованную землю и помнить день искупления своего, как они помнили исход из Египта. Ветхий Завет ничего не говорит о Троице, напротив утверждает монументальный монотеизм, если сказать древнему иудею не давно вышедшему из грубого язычества о триединстве Бога он непременно усвоит эту идею, как учение о трёх богах. Только вбив твёрдо в своё подсознание, что Господь Бог един есть, можно рассуждать о наличии в этом единстве трёх ипостасей. То же самое в учении с сатаной, не досказанное в прошлом, договаривается в будущем. Человечество подобно человеку, имеет своё детство и юность, достигая полного возраста во Христе. Бог воспитывает его и для каждого возраста свой спрос и свои требования.  Как родитель, если ребёнок спросит его: "откуда я появился?" Не будет сразу объяснять устройство ДНК и хромосом, но будет говорить проще доступней, но по мере взросления откроет больше, но в обоих случаях он говорил правду.

        ОТКРОВЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

     Итак мы остановились на том, что вера в возможность существования вне тела, в эпоху жизни Иисуса Христа, уже бытовала в Израиле, (Деян.23:8) "Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни ДУХА; а фарисеи признают и то и другое". Также мы узнаём из книг Нового Завета, что это было нечто естественным для Христа и апостолов. Ап. Павел говорит: (2Кор.12:2) "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба." - он не уверен как именно, но допускает, что возможность выхода из тела есть. Павел явно отделяет, себя от внешней оболочки (тела). (2Кор.5,1)"...когда земной дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах", есть он Павел, как нетленная личность, а есть нечто временное тленное. То же самое Пётр говорит: (2Пет.1:14) "Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне." Оказывается, что даже сам Бог Ему открыл, что он должен оставить храмину(тело), куда он собирался уходить, если тело, это и есть он сам? Судя по откровению В.З.(Флп.1:21-23) "Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас." (2Кор.5:8) "Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа." Каким образом Павел собирался выходить из тела? И как смерть (прах, пепел), может стать приобретением. Мы видим, что представления о жизни после смерти, во времена апостолов сильно изменились. (2Кор.4:16,18) "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно", если кровь и плоть Царствия Божия не наследуют, что же есть вечного в человеке? Иисус говорит, что вечное:(Мф.10:28) "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить." Речь идёт о людях, которые только тело могут убить, Он не сказал, что убьют душу, а потом Я воскрешу её. В продолжении стиха говорится, кого надо бояться, кто может и тело и душу, но не сказано убить, а погубить в геенне (слово пагуба в русском имеет более широкое значение, а в греческом "аполесай"-букв. оставить, ввергнуть) (Откр.6:9-10) "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (также Евр.12:23), описанные события происходят, до воскресения и до пришествия Христа. Господь увещевает души подождать, пока другие убиенные не пополнят их число. Вот ещё места где говорится о возможности разделения, тела, души и духа: (1Фес.5:23) "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." (Евр.4:12) "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные." И еще один вопрос, если допустить, что душа умирает вместе с телом, то можно ли приложить эту доктрину смертности души ко Христу? Была ли у Христа человеческая душа? — Несомненно: "душа Моя скорбит смертельно…". Так что же с ней произошло после Распятия? Умерла ли душа Христа после распятия? Исчезла ли она? Дьявол уничтожил полностью человеческую природу Иисуса? Христа уже не было — и Бог Его вызвал из небытия? Христос все же развоплотился? Бог расстался полностью с человеческой природой Христа? И тогда воскресение есть новое Боговоплощение, воплощение в труп, которому заново создается новая душа? По православной мысли смерть Христа — это отлучение души от тела, но сохранение их единства в Личности Слова. В этом единстве смерть застревает. От Слова душа Иисуса не отделяется, и через нее Бог оживляет ее тело. Где же был Иисус по выходу из тела? Оказывается сходил в преисподнюю и проповедовал духам в темнице, которые жили до потопа и не слушали Ноя (1Пет.3,19-20) Ещё можно вспомнить притчу, о богаче и Лазаре, где иллюстрируется жизнь после смерти. Можно конечно сказать, что это лишь притча, она только иллюстрирует ту идею, что нет перехода, оттуда туда, но это будет не более чем мнение человека. Для чего Христу было вводить людей в заблуждение и объяснять столь странным образом? К тому же есть мнение, что это реальная история. Когда Иисус говорил притчу, он говорил, некто - (садовник, богач, судья), здесь приводит личное имя - Лазарь.

     Можно было привести ещё множество мест Писания, где явно утверждается, реальность существования души, вне тела. И эти убеждения, строятся не только на Писании, но и на жизни и опыте ранних христиан. Да и сегодня не мало свидетельств. У меня в России был друг, который пережил состояние клинической смерти. Он рассказывал, что это не была галлюцинация, поскольку он не только видел тело со стороны и врачей, но и то что делали и говорили его родственники за стеной. Затем светящихся существ определивших, что его час ещё не пришёл. По возвращению в тело, он покаялся и уверовал во Христа, он был атеист, вёл беспорядочный образ жизни, его жизнь сильно изменилась. Таких случаев, множество, человек отрицающий этот опыт может сказать, что это нечистые духи, сатана ему внушил. Сатана он по жизни,"козёл отпущения", на него всё что угодно повесить можно. Также поступали и фарисеи, обвиняя Иисуса в том, что он исцеляет силой Вельзевула. Делая это по упорству сердца, не желая верить в очевидное. Однако факт остаётся фактом, я не думаю, что сатана способствует тому, чтобы люди обращались к Богу. Он тоже может внушать и показывать нечто, он копирует Бога, но плоды его деятельности совсем другие.   

    СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ

     Однако, существование души, вне тела, не естественное состояние человека. Это состояние смерти. Истинной надеждой христиан является воскресение. Когда человек, воспитанный в духе материализма, читает слово - СМЕРТЬ, это в его представлении, означает, исчезновение, не бытие. На самом деле, это нечто другое. Приведу пример, для наглядности, гусеница это наше земное тело, бабочка это новое прославленное(воскресшее) тело, которое получим при воскресении. Но между бабочкой и гусеницей, есть иная форма существования - кокон. Он вроде недвижим, но в нём присутствует жизнь, это как бы ожидание души обновлённого тела. Человек сотворён по образу и подобию Бога, он триедин, дыхание жизни, в соединении с телом, родили третий элемент, душу живую. Пример лампочка(тело),эл.ток (дух), свет рождаемый в соединении душа. Человек подобно животному материален, этой частью себя, он осуществляет миропознание, другой, невидимой, нематериальной частью осуществляется богопознание, подобное, познаётся подобным, человек тем самым связует в себе два мира, видимый и невидимый. При смерти видимое умирает, а не видимое не может умереть, по определению - "невидимое вечно". Однако это разделённое состояние, души и тела не нормальное, человек, только тогда человек, когда он целостен, как мы и читали, дух, душа и тело. Адам умер сразу, как согрешил, духовно - это разделение с Богом, а тело ещё долго существовало, но в него уже вошло старение, тленность. Мы рождаемся уже мёртвыми по грехам, поэтому Христос и пришёл востановить утраченный образ. Мы уверовав во Христа, имеем в себе начаток Духа, но стенаем ожидая искупления и тела(Рим. 8,23). Наша цель воскресение и Павел это подчёркивает в послании Коринфянам в 15 главе. Человек должен во всей целостности получить искупление, дух, душа и тело. И души  находятся в ожидании этого часа. Мы о Христе также читаем, что Он УМЕР и был погребён, однако видим, пока тело лежало недвижимым, Он спускался в преисподнюю и проповедовал. О Моисее знаем, что он умер, но видим его со Христом, на горе преображения, также и с Самуилом. Наше упование на Воскресение, но это отнюдь не исключает, этой фазы ожидания. У коринфян была проблема в том, что они не верили во всеобщее воскресение, они ведь греки и были подвержены философии Платона, что материя(тело) есть зло. Они также говорили, что воскресение уже было, понимая под воскресением обновление человечества благодатью искупления. Вот здесь Павел со всей убедительностью доказывает, что только с воскресением мёртвых, свершится всё искупление. Воскресение Христа, есть залог нашего воскресения. Воскресение - конечная цель, и упование христиан. Поэтому души они не в раю и не в аду, а находятся в ожидании воскресения тел и Суда Божьего. А в представлении иудеев, преисподняя, где покоятся души, находится под землёй, это видно из многих мест Писания. Поэтому часто говоря о мёртвых, говорят как о находящихся в гробах, под землёй. В действительности, где и как, нам сложно судить, Господь использует те образы и сравнения, которые понятны человеку, в рамках его культуры. Иисус сказал: "Я говорю вам о земном и вы не понимаете, как поймёте если буду говорить о Небесном". Павел говорит, что на подобные вещи мы сейчас живя на земле, смотрим сквозь тусклое стекло гадательно. Может лишь, с той разницей, что у кого то это стекло тускнее, а у кого то  оно почище.