Джен Лундберг - Пробивая путь песней

Виктор Постников
(Musical Message: Singing Our Way to the Next Culture Change)
Джен Лундберг   
7 февраля 2010 г. Culture Change

Примечание: Worldwatch Institute выбрал в качестве темы для нового сборника State of the World 2010 (Состояние мира 2010) проблему смены культуры. Данная статья была написана по просьбе Worldwatch. В конце концов она была отвергнута из-за ее "слишком большой историчности и ориентации на США." Worldwatch выразил мне благодарность в начале книги, и любезно упомянул о моей старой группе The Depavers. (Песни, которые приписываются нам в книге, на самом деле не наши, хотя "It's Up to Us"  написана моей дочерью Спринг, играющей в группе.) - JL

У многих людей любимыми песнями являются те, в которых поется о мире, справедливости и защите природы. Сразу же приходят на ум “Представьте” Джона Леннона, “Если бы у меня был молот,” Пита Сигера, и песня Джони Митчелл, о том, как «они вымостили рай». Все меньше  таких песен проникают в контролируемые корпорациями массмедиа,  все более съеживается жанр социально-значимых песен. Кто-то может сказать, что они ни на что не влияют – но так ли это?
 
Жажда социальных перемен, охватившая 1960-е и музыку того времени – как например, ранние песни Дилана --  прошла,  но  подвижническая музыка продолжается.  Добавляются новые темы,  например, касательно гигиены:  Фелисиано душ Сантуш из Мозамбика получил Голдман-приз в  2008 году за популяризацию песни, в которой говорилось о необходимости мыть руки. [1]

Хотя сейчас трудно разобраться в чудесном разнообразии музыкальных жанров, направленных на то, чтобы сделать этот мир лучше, возрождение песен за мир,  эко-песен, и т.п. может помочь запустить новый виток борьбы –- исходящий из расположенного рядом кафе или независимой радиостанции.  Подвижническая музыка «низов» разбросана сегодня повсюдув мире, и никто не в состоянии проследить за всем, что играется и поется. Ее приверженец может легко ее обнаружить на улицах, на станциях метро, или начать петь ее сам.  Или читать о ней статьи, подобно этой, или, как призывают сингер-сонграйтеры, - действовать.

Этот жанр укрепился в мейнстриме прежде всего благодаря хип-хопу (или рэпу), где мы слышим наиболее социально-значимые песни. В регулярных ночных телевизионных передачах мессидж этих групп достигает слуха миллионов.
 
Приверженец такой музыки может легко обнаружить несколько значимых исполнителей. На многих ралли выступает Дэвид Рович (David Rovics). С юмором он поет  протестные баллады, такие как “The Flag Is Just a Rag” и “Boxcar Betty.”  Для закрытия ВТО, например, через Атлантику  в Сиэтл  к нам приезжала замечательная британская группа Seize the Day.  В Британии, Билли Брэгг считается ведущим музыкантом, агитирующим за социальную справедливость вот уже много лет.
 
Мобилизация людей с помощью музыки
 
Что эти исполнители, сконцентрированные на различных темах, имеют общего с будущим и более устойчивым типом культуры? Каждый из них верит в такие перемены, но идет собственным путем.  Какой бы ни была тема, музыка, несущая мессидж, выполняет три роли:
 
• Рассказывает интересные истории, и одновременно сообщает определенную мораль (Коровы с ружьями; Big Yellow Taxi – «Pave the Paradise»)
• Образовывает (Фелисиано душ Сантуш, пропагандирующий мытье рук;  образовательные песни для детей; призывы к контролю над рождаемостью -  The Pill)
• Мобилизует.  Песни служат инструментами для построения социальных движений и политических перемен, напр., песни за гражданские права, права рабочих (“Joe Hill”, исполнявшаяся на  Вудстоке  в 1969 г.), и т.д.
 
Примером “мобилизационной музыки” может служить недавно проходившая в Копенгагене встреча ООН по изменению климата (декабрь 2009 г).  Учитывая, что усилия правительств по спасению климата кончились провалом, музыка может сыграть свою позитивную роль.
В деревне Zero Carbon Caravan [деревня хиппи вблизи Копенгагена], главной чертой которой была мобильность активистов – прибывших на лодках, велосипедах, не использующих ископаемое топливо– музыка использовалась музыка как организационный инструмент,  а также для фандрейзинга. Караван полагался на музыку в качестве  протеста, но и в свою очередь получил поддержку от музыкальной индустрии. [2]
 
Главное, чему мы радуемся, услышав музыку и слова

Homo sapiens – единственное животное, которое создает музыку и ритм*.  Поэтому музыка должна быть ключевым признаком нашего вида, и составной частью  нашего выживания (если считать язык и инструменты уникальными для людей). Замечено, что некоторые домашние животные любят музыку, а растения лучше растут;  поэтому можно сказать, что музыка, вообще говоря, производит благостное действие далеко за пределами нашего представления.
Для тех,  кто привержен отдельным песням, передача чувств и идей «от сердца к сердцу» становиться особенно легкой –– иногда в массовом порядке.  Любая идея может окрепнуть с помощью песни намного быстрее, чем с помощью слов или книг.
 
Неудивительно, поэтому, что музыка и слова, в которых выражается недовольство существующим общественным порядком, иногда подавляются или запрещаются, как и пьесы, книги и фильмы.  Однако, не так-то просто преградить путь мелодичной короткой песне с ритмическим текстом. Народные песни возбуждают чувства, часто в них поется о свободе и равенстве. Другие песни могут быть революционными или направленными против властей,  даже если слова не носят откровенно политического характера.  Вопрос для активиста: как дать этим песням максимум паблисити, и кто заинтересован, чтобы их не слышали ?
 
Радикальная музыка широко распространилась в 1960-х, когда возник феномен FM-радио и новые стили популярной музыки вошли в массовую и коммерческую культуру.  Последствия такого прорыва стали легендой – и сильно повлияли на слушателей, которые сами стали исполнителями подобных песен.  Боб Дилан, Джоан Баэз, Питер, Пол и Мэри, и сочинитель песен Пит Сигер вихрем пронеслись над США и далеко за их пределами. В свою очередь они побудили британских исполнителей взять тот же курс, и произвести неизгладимый эффект: Джимми Хендрикс Экспириенс, Кинкс, Битлз (через Джона Леннона, начавшего личную карьеру в  1970 г.), и через непокорных, экспериментальных групп, подобно Роллинг Стоунс.  Тем временем, такие американские группы, как Джефферсон Эйрплейн (“up against the wall"), Дорз (“what have they done to the Earth?”), Кантри Джо энд де Фиш (Fixin’ to Die Rag), и Эм-Си5 (American Ruse) стали сочинять серьезные анти-военные и анти-истеблишментовские  песни.
 
Молодая культура, позднее названная Т. Роззаком  «контркультурой», начинала строить   анти-военную, анти-авторитарную, и про-либертарную культуру, освобождать тела и сознание. Психоделические и психотропные препараты играли важную роль в  стимулировании мятежа против государственных институтов, и в большой степени, через песни.  Уже говорило и писалось, что призыв на вьетнамскую войну  - главная причина зарождения движения контркультуры, однако это не объясняет, почему молодежь вместе с рабочими профсоюзами парализовали Францию в 1968 г. и чуть не сбросили правительство.  Поэтому возрождение подвижнической музыки не обязательно связано с  отказом от военного призыва. [3]
 
Для подавления этого движения в США разрабатывались COINTELPRO и другие секретные правительственные программы по подрыву освободительного и анти-военного движения. Джон Леннон попал под пристальный взгляд никсоновского режима и депортирован из США, поскольку режим боялся его влияния. Такое противодействие истеблишмента не остановило музыку, которая продолжала вызывать социальные перемены. По всему миру прокатилась волна анти-военной музыки, секса и психоделических наркотиков. Хотя, в конце концов,  молодежь так и не смогла создать устойчивую культуру, ее влияние чувствуется по сей день. [4]

Термин “рок‘нролл” произошел от негритянского слова, означающего половой акт.  Рок ‘н ролл – это черная музыка, которая пробилась в культуру белых, когда белые музыканты начали подстраиваться  под негритянский стиль. Фолк-музыка (как, например, ее исполнял Вуди Гатри,  анти-фашистский активист) - еще один важный элемент феномена социальных волнений 1960-х).
 
Эко-музыка должна была родиться, потому что группы '60-х быстро сошли на нет, или если быть точнее, потому что социальный климат изменился, им начали манипулировать. В  1970 появились две экологических песни-хита, по сей день остающиеся примером данного жанра и часто передаваемых по радио: Джони Митчелл “Big Yellow Taxi” (Pave paradise), и  Nature’s Way группой  Spirit.  Публике нравились эти песни, но корпоративному (консервативному?) музыкальному истеблишменту больше нравились безобидные любовные песенки.  Радиостанции начали все больше играть “хиты”, все меньше выбирать песни из альбомов, и тем самым ограничивали доступ к социально-значимой музыке.  Хиты часто решались заранее и взятки были нередким явлением. [5]

Подвижническая или радикальная музыка и экспериментальные поиски не остановились и после 1970 г., но ушли из поля зрения.  Молодежь не устала от секса, мира и наркотиков.  Несмотря на продолжающуюся войну в Индокитае, радикальная музыка стала менее доступной, потому что  владельцы радиостанций и записывающих компаний стали  глушить страстные призывы к социальным переменам. Слова “мир”и  “война” часто повторялись в песнях, начиная с  1965 по 1970 г., но впоследствии мы слышали эти слова все реже и реже.  Референции к наркотикам, изменяющим сознание,  (песни группы The Byrds и многих других), стали запрещаться. Дух, или мессидж, был не только о том, чтобы «быть на веселее», но о транценденции, которая должна привести к социальным переменам. Ядовитая социальная критика исходила из уст Фрэнка Заппы и его группы  Mothers.  Если бы не его авангардистская музыка, Заппа и его группа были бы давно преданы забвению ввиду мятежного духа.
 
Боб Марли, выдающийся исполнитель песен протеста в стиле реггей. Растафарианизм соединил радикальные тексты Марли и любовные песни.  Другим радикализмом отличалась группа Pink Floyd, которая начала в 1975 г. снабжать свои песни радикальными текстами ( “Wish You Were Here.”)  The Floyd продолжили свою месть истеблишменту в 1977 г.  в альбоме  Animals, все песни которого носили откровенно политический и вызывающий характер. Находясь несколько в стороне от маргинального панк-рока,  Animals, возможно, единственный в своем роде радикальный альбом  середины ’70-х, появившийся в массовой рыночной среде (за исключением   записей Боба Марли). И тот и другой по прежнему радикализируют своих слушателей.

Случайная полоса смертей главных музыкантов  в 1970 и 1971 гг: Джими Хендрикс, Джанис Джоплин и Джим Моррисон.  Когда произошло убийство Джона Леннона в 1980 г.,  пошли слухи о том, что на него было покушение из-за того, что он возвратился к записям  перед приходом режима Рейгана-Буша. Также предполагают, что на исполнителя реггей Боб Марли,  который был вместе с Фиделем Кастро в 1970-х, было совершено покушение. Некоторые исследователи-журналисты, занимающиеся расследованием смертей вышеозначенных лидеров рок-музыки, предположили, что их смерть не просто результат передозировки наркотиков или несчастный случай – в их смерти были заинтересованы внешние силы. Целью такой кампании, если только она существовала, было то, что следующий за Джоном Ленноном активист не захочет, чтобы его убили и отступит. [6]

Чудесной исполнительницей анти-военных и экологических песен была  Кейт Вулф, которая умерла от лейкемии в 1986 г. в возрасте 44 года.  Ее карьера началась в  30 г., когда она отказалась от протоптанной дорожки в жизни и жила только ради своей музыки и ее мессиджа.  Ее песни о ядерном апокалипсисе (The Sun is Burning) и о защите земли коренных американцах (Brother Warrior) можно найти среди весьма личных, и глубоких любовных песен. 

Возвращение подвижнической музыки в 1990-х
 
В 1990-х стало очевидным, что нарастают движения за социальные перемены.  Быстро набирало силу экологическое движение.  Но это были разрозненные движения, в отличие от единого движения 1960-х.
 
Еще более показательно то, что кроме единства, отсутствовал  радикализм в музыке.  Ко времени вторжения в Ирак в 2003  г.,  масс-медиа  консолидировалась,  в особенности благодаря приходу Билла Клинтона и купленного корпорациями Конгресса, и ограничила музыкальный/песенный контент. The Clear Channel, друг  бушевской администрации, запретил передачу любой песни, имеющей  слова “мир” и “война.”  Безобидные любовные песенки, и усиленная реклама автомобилей, наполнили эфир. Местные  Ди-Джеи пользовались все меньше1 популярностью, т.к. программируемая музыка теперь стала повсеместно доступной благодаря спутнику. [7]

После того, как несколько друзей, связанных экологическим движением, прочитали в середине 1980-х  книгу Эдварда Эбби  Банда гаечного ключа,  родилась Earth First! . На “встречах” – устраивались костры и привалы, участники скрывали свои имена под  “именами деревьев” от правительственных ищеек.  Это было (и остается) ненасильственным движением, но некоторые несанкционированные действия и защита деревьев вызывали у властей и лесозаготовительных компаний раздражение. Для поднятия духа активистов, которым угрожал арест, служила музыка. Дана Лайонс был любимцем с такими песнями как “The Tree.”
 
Дэррил Черни и Джуди Бари, с гитарой и скрипкой, соответственно, пели на всех встречах  Earth First! вокруг костра и манифестациях, которые были даже еще выразительнее, чем песни Лайонса. Другими музыкантами  Earth First!  были также Эллис ДиМисель Роберт Хойт.
В начале 1990-х  к этим исполнителям присоединился Кейси Нил, известный своей песней  “Dancin’ on the Ruins of Multinational Corporations” (Танцы на руинах корпораций) – роскошный сингалонг, который стал популярным  среди анти-глобалистов во всем мире.  Одну из его ранних песен, капеллу “Open Your Eyes,”  (Открой глаза) исполняли на концерте 2004 г.  Power to the Peaceful  в Сан-Франциско с участием 40 000 зрителей.
 
Другие музыканты, которые пришли в начале и середине 1990-х – и все еще популярны – это Дэвид Рович,  Джоанн Рэнд, Джим Пейдж (который начал петь в  ’80-х), и Дэнни  Долинджер.  Большрой популярностью пользовался  Джон Труделл, чья радикальная поэзия была переведена на язык блюз-рока и на пение и барабаны американских индейцев. Ему помогали в студии Джэксон Браун и Крис Кристофферсон,  два из немногих убежденных активистов в мейнстриме. (Оба боролись против ядерного оружия и американского империализма в Центральной Америке, хотя и не в своих песнях.)
 
The Depavers из Графства Гумбольта  написали песню “Have a Global Warming Day”, которую передавали по радио NPR и CNN–International в 1997 г.  Spring с  Depavers помогла опубликовать иллюстрированный песенник с любимыми радикальными песнями “Hootenany,” (всего около 250 песен).  Движение DIY (do it yourself – сделай сам)  охватывает не только членов Earth First!, но и городских сквоттеров, активистов Food Not Bombs  (Еда вместо бомб), и анти-глобалистов, часто наряжающихся в черное.   Некоторые из более поздних активистов предпочитают электрофицированный панк-рок в отличие от акустической музыки.  Но большая часть музыки панк (которая также может быть акустической) весьма радикальна – и вырастает из андерграунда, мятежного рока,  служащего отдушиной для  начинающих музыкантов. [8]

Для того, чтобы расширить экологическую культуру, в нее должна входить не только эко-музыка, но и песни более широкой направленности – как это было в  1960-х,  поэтому музыку в защиту природы нельзя представлять как некое отдельное явление.  Кроме того, экологическое равноправие  - это та же социальная справедливость.
Эко-музыка, тем не менее, была и остается солидным жанром.  Трудно сказать, сколько природы  спасли песни, но каждый знает, что без дружеской песни ничего не удается сделать.  Один эко-трубадур, единственный, кому удалось достичь небольшого коммерческого успеха,  вдохновил меня на эту статью:
 
Юмористические песни с экологическим смыслом

Дана Лайонс называет свою песню  «Коровы с ружьями»  -  “Троянской коровой.”  Она заставляют людей думать по новому и раскрывает перед ними дальнейшие шаги по освобождению животных и противодействию властям.
«Коровы с ружьями» появились в  1995 г. и медленно начали раскручиваться. Вскоре стало ясно, что экологическая музыка не пользуется спросом, более того все движение оказалось под угрозой. Но песня поддерживала активизм Лайонса на протяжении 15 лет, он играл ее на многих выступлениях.  Эта песня привлекает молодых людей  с большей силой чем любые лекции.

Лайонс,  которого некоторые величают “королем эко-трубадуров,” – один из немногих “больших” исполнителей 1990-х продолжает трудиться сегодня и способствовать расширению сознания молодежи. Но правду не хотят впускать в социальные ворота, прежде всего из-за жадности звукозаписывающих компаний.
 
Лайонс видит, как его все реже приглашают на интервью в средства массовой информации, несмотря на то, что он дает около 50 концертов в год.
“Было время, когда я надеялся, что экологическая музыка как жанр будет расти.  Я перестал на это надеяться. Я все меньше даю интервью, чем в начале 1990-х.  Но я собираюсь выступить с новым альбомом и внедрить новую программу dandelionsunlimited.org , которая предусматривает создание ряда проектов по экологической устойчивости в школах.“

Были ли песни Cows With Guns и  Ride The Lawn – попыткой передать более серьезный аспект эко-воинов? Лайонс ответил, “В моем новом альбоме Three Legged Coyote  -  три комедийные песни. Кейси (Нил, продюсер и ко-гитарист) говорит, что они стали тоньше, но сильнее.”
Поклонники Лайонса жалуются на то, что широкой публике он не известен. Виновата ли в этом корпоратизация музыки ? У Лайонса свой собственная фирма и организация продаж, реклама и заказы. Это приносит ему доход, достаточный для существования, который он не обязан отдавать корпорации, как это имеет место в случае заключения контракта с звукозаписывающей компанией.

Причина, по которой публика ничего не знает  о Дана Лайонсе или Кейсе Ниле, легко объясняется: “В США,” – говорит Лайонс, - “небольшим исполнителям не дают возможность выступать на радио, потому как пять основных фирм контролируют 98% всего коммерческого рока и кантри-музыки. Через взятку, большие фирмы  контролируют радиостанции, когда те играют местных исполнителей.  Подкуп радиостанции звукозаписывающими компаниями достигает $30-80,000  в год.  Местная станция может играть местную рок- группу, но в наказание ей дадут меньшую взятку.  В каждой стране кроме США есть законы, обязывающие станции играть местных исполнителей.  В Канаде надо играть до 20%  канадских артистов.  В Африке и Европе есть подобные законы, защищающие музыкальную свободу от пяти главных американских фирм.  Единственным исключением является комедии.  Поэтому эко-трубадуры должны быть смешными.

Лайонс надеется на то, что по Интернету музыку можно будет слушать даже в машинах. Он говорит, что Интернет разрушает  звукозаписывающие  фирмы, например на YouTube можно посмотреть и послушать Cows With Guns.
Кроме того, Лайонс называет «коррумпированностью системы» то, что корпоративные боссы формируют вкусы средней аудитории и избегают резкого заострения социальных проблем.  Они позаботятся о том, чтобы заглушить любую проблему в общем шуме  нарастающего кризиса.

Лайонс объясняет, что  есть три главных пути, по которым можно войти в музыкальный бизнес: (1) фирма создаст новую звезду, (2)  местная радиостанция  будет передавать более разнообразную музыку, и (3) “передавать музыку через Интернет – как например через мой CowsWithGuns.com”. [9]
Британская самиздатовская писательница Петт Корби занимается тем, что выступает против неконтролируемой рождаемости.  Для этого она использует музыку и Интернет, не рассчитывая на  чью-либо поддержку. Она – автор книги  Как избежать незапланированной беременности без  контрацептивов. [10]

Сила музыки

Задолго до 60-х  был "L’Internationale" (который пели на мотив французской "Марсельезы") - пример  социалистических, коммунистических и анархистских настроений в едином движении многих стран.  Вполне возможно, что  движение умерло, или приостановилось, но музыка может оживить его. 
Сегодня, после осмысления  глобальных угроз,  становиться все более очевидным,  США играли первую скрипку  в экологическом разрушении и насаждении порочного материализма культуры  потребительства.  Поэтому контр-культурное противодействие с помощью музыки – это то, в чем нуждается мир.
 
Роль технологии в распространении музыки имеет двойственный характер.  С одной стороны она помогла распространению музыки, с другой – препятствовала возникающим культурным переменам.
 
Местные сообщества должны иметь свою доморощенную музыку, и не полагаться на  удаленных исполнителей и промышленную инфраструктуру для распространения песен (что приводит к загрязнению). Международные перелеты, в случае их резкого сокращения из-за нехватки нефти,  не смогут поддерживать музыкальный обмен – и будут сдерживать движение.  Однако, это будет “природным делом” –потому как музыка  - это не успешный бизнес и не развлечение в  сегодняшней жизни.


__________________________
* Птицы, кузнечики и даже лягушки могут с этим не согласиться - ВП.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. www.goldmanprize.org/2008/africa и 3-х минутное видео: www.youtube.com/watch?v=Z17jURT5_F0)

2. “The Zero Carbon Caravan: Sail and Bike to Copenhagen!” статья в Culture Change ( Chris Keene, March 7, 2009 at culturechange.org/go.html?349 )
‘Rhythms del Mundo’ album ‘Classics’ features Any Winehouse, The Rolling Stones, Jack Johnson, Kaiser Chiefs, Editors, Keane, The Zutons, The Kooks, The Killers, Fall Out Boy, KT Tunstall, and others. Album ‘teaser’ at www.rhythmsdelmundo.com
Альбом ‘Classics’ выпущен для расширения сознания и поддержки климатических проектов и  беженцев..  Лучшие кубинские музыканты вместе с мировыми звездами.

3. Theodore Roszak, The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition, Berkeley, Calif., University of California Press, 1968.

4. COINTELPRO: (Counter Intelligence Program) – серия секретных, часто незаконных, проектов, проводимых  ФБР, направленных на расследование и разрушение диссидентских политических организаций в США.  ФБР использовало секретные операции для их прикрытия, например формальные операции COINTELPRO между 1956 и 1971 гг.
From BlackElectorate.com: Congresswoman Cynthia McKinney's CBC Braintrusts: "Countering Culture: COINTELPRO Attacks On Political Musicians" hearing September 22 and 24, 2005. Sample of program:
Panel One: The Covert War Against Black Musicians
Paul Robeson and MKULTRA
– Paul Robeson, Jr., son
Operation CHAOS: War Against Rock – Hendrix & Marley
– Alex Constantine, author of The Covert War Against Rock
The Hip–Hop Generation – Tupac Shakur
– Afeni Shakur, mother
www.blackelectorate.com/articles.asp?ID=1466

5. В 1978  г. Ян Лундберг был свидетелем того, как сотрудник большой звукозаписывающей компании работал в качестве Ди-Джея на рок-станции Лос Анжелеса под вымышленным именем. По иронии судьбы, его вкусы были слишком разносторонними. Для того, чтобы выглядеть лояльным, он постоянно играл хиты Флитвуд Мэк  и Иглс – группы, которые никак не связаны с политикой.

6. John Lennon in Wikipedia: депортация и анти-военная деятельность:  см.  en.wikipedia.org/wiki/John_Lennon
A search in Google.com for “John Lennon assassination” yields many results.
A search in Google.com for “Bob Marley assassination” yields many results.
Смерти Rock & Rollа: www.whale.to/b/rock.html says "Чтобы свести на нет молодежное движение требовалось убрать политических лидеров и музыкантов, открыто выступающих против никсоновского режима." – Alex Constantine
[Устранение политики из музыки (убийствами – прямыми и непрямыми), а также путем контроля сознания -  Operation CHAOS.]
Operation CHAOS: www.whale.to/b/chaos_h.html says
"Американские и британские рок/поп музыканты 60-х создали искусство, которое можно назвать одним из самых революционных культурных достижений. За несколько лет, между 1968 и 1976, большинство наиболее выдающихся имен, связанных с движением, были мертвы."––––Mae Brussell
Rock star death tabulation: www.av1611.org/rockdead.html

7. From Sourcewatch Encyclopedia: www.sourcewatch.org/index.php?title=Clear_Channel
Вслед за  террористическими атаками 11 сентября, 2001 г,  директоры программы Clear Channel издали список "потенциально опасных песен", которые запрещалось проигрывать радиостанциям. В них входили все песни Rage Against The Machine, the Notorious B.I.G.'s "Juicy" (в которой есть строчка "Time to get paid, blow up like the World Trade"),  "Imagine" Джона Леннона,  Metallica's "Seek and Destroy," AC/DC's "Safe in New York," Bobby Darin's "Mack the Knife," Peter, Paul and Mary's "Leaving on a Jet Plane," and Jerry Lee Lewis' "Great Balls of Fire," and "The Drifters' On Broadway."
Также, в 2003 г., "после того, как Dixie Chicks критиковали президента буша во время лондонского концерта  ... некоторые радиостанции Clear Channel убрали музыку своих групп."[4] Согласно New York Times (March 31, 2003), "Более согласованными были действия Cumulus Media, куда входят 262 станции,  42 из которых предложили убрать записи Dixie Chicks."
Акции  Clear Channel выходят за собственно радиопередачи.  В марте 2003 ее станции по всем США организовали ралли за поддержку войны и ввод войск в Ирак.

8. Depavers’ “Have a Global Warming Day” and activism: http://culturechange.org/go.html?225
Hootenanny: A Songbook Of Radical Campfire Songs: from AK Press, Oakland, California, year 2000 onward - Nearly 250 songs, with lyrics and chords… Leon Rosselson, Casey Neill, David Rovics, Alicia Littletree, Phil Ochs, Christy Moore, Ewan MacColl, Peg Millet, Utah Phillips, Samsara, Peggy Seeger, Pete Seeger, Michelle Shocked, etc.

9. Dana Lyons: www. CowsWithGuns.com
Book by Dana Lyons and Jane Goodall, The Tree (with music disk)

10. Pett Corby’s efforts for her cause include the Virtual Gigs Club
www.you–choose–when.com/virtual_gigs_club
Online social networking is another tool she uses:
www.ecademy.com/user/pettcorby , www.myspace.com/pettcorby
www.myspace.com/virtualgigs
* * * * *
Статья представляет собой часть книги Petrocollapse: The Basis of Crash and Culture Change,  Джена Лундберга.  Он исполняет и пишет эко-музыку в дополнение к журналистской работе  в журнале Culture Change, основанном  в 1988г.  Он пишет песни, записывает альбомы и исполняет свою музыку с группой The Depavers (Разрушители асфальта), известен также как    Depaver Jan. Listen at Depavers.