Михаил Жаравин

Нина Писарчик
      «Сказы»: Послесловие.

      Глубокой осенью 2009 года в Вологде прошло мероприятие, собравшее очень узкий круг лиц, связанных литературным процессом. Мало кто из пишущих вспомнил о пятидесятилетии писателя Михаила Жаравина, которого тот же «патриарх» Василий Белов ставил рядом с Василием Шукшиным.
      Да, Михаила Жаравина давно - почти пятнадцать лет - нет на свете. Отступи болезнь – кто знает, каких успехов достиг бы сейчас Михаил, начало-то успешной литературной карьере было положено. Вступление в Союз писателей России – это уже признание! А учёба в Литературном институте давала уверенность в будущем.
      Но, были и свои подводные камни… Знавшие Жаравина говорят о творческом кризисе, в котором находился молодой писатель. Надо знать, что родом М. Жаравин  был из глухого уголка Вологодчины – Кич-Городецкого района. Его простонародная суть уникальна даже на многообразном фоне «деревенщиков» - востребованного литературного течения того времени. Потомственный вологодский крестьянин, рабочий в первом поколении, М. Жаравин обладал даром слова от природы и владел именно народным, кич-городецким говором. Лучшие его произведения написаны на родном материале, в конце концов, они вылились в книгу сказов. То есть, начавшийся, как самодеятельный поэт, сформировавшийся затем, как писатель-самородок, автор совершенно растерялся перед академической наукой. Писавший играючи, не имея понятия о правилах  литературной «игры», не знал теперь, как писать, согласуясь с изученным… Возможно, жаравинский сказительский дар исчерпал себя в уже  написанном. Возможно, впереди были новые произведения – в том же ключе, но совершенные технически, как его же сказ «Морозко», абсолютный шедевр, на мой читательский вкус. Сам Жаравин, говорят, мучительно искал новую для себя литературную форму и, главное, новый язык. Не от душевного ли надлома случилась его страшная болезнь или же обострение застарелой болезни? Писатель умер скоропостижно в тридцать щесть лет, оставив на друзей разрозненные черновики.
      Было бы несправедливо скрыть под  общим понятием «друзья» сподвижницу М. Жаравина по заводскому литературному объединению (существовало в советские времена при Вологодском подшипниковом заводе) и подвижницу в пропаганде его творчества - Галину Александровну Щекину. Именно её усилиями был издан сборник «Перекрёсток любви и печали» (в 1991 году), куда вошли рассказы Михаила Жаравина. В 1998 году с помощью родного брата М. Жаравина – Николая Жаравина – она издала первый посмертный сборник писателя «Сердечная рана», наиболее полно собравший его стихи и прозу. Почти пятнадцать лет Галина Щекина на правах старосты Лито, затем преподавателя литературной студии несла новым поколениям вологодских литераторов слово Михаила Жаравина. Вот и накануне 50-летнего юбилея писателя её стараниями были собраны по подписке немалые средства, которые позволили выпустить книгу «Сказов» Жаравина в московском издательстве «ОксиПресс» (2009 год). Издание сопровождается великолепными цветными иллюстрациями, созданными вологодским художником Василием Птюхиным именно для этой книги.
      Горжусь, что посильный вклад в издание книги смогла внести и я, выполнив корректорскую работу. Встретившись впервые с автором, который жил в одном со мной городе, только на электронных страницах его будущей книги, я испытала странное ощущение уходящей в небытие реальности… Ходили по одним улицам, дышали общим воздухом, в прямом смысле и в смысле пристрастия к литературе… но, мой почти ровесник – так давно уже не живёт, что книги его становятся классикой…
      Книга Михаила Жаравина «Сказы» появилась и стала ярким примером современного издания, в котором изначальное качество материала заключено в замечательную форму. Вот настоящий памятник самобытному вологодскому писателю!

Жаравин М. Сказы: Сборник рассказов. - М.: ОксиПресс, 2009. - 184 с.: илл.