ВСЕ НЕ ТАК КАК В КИНО

Надежда Шаметова
            
               
Когда я еще не работала в милиции, то считала, что там работают герои - как в фильмах. А столкнувшись с ними поближе, поняла, что в милиции самые обыкновенные люди, только одеты они в милицейскую форму, наделены особыми полномочиями. Здесь есть серые милицейские будни у всех, начиная с секретаря отдела и кончая работниками -   специалистами - следователями, оперуполномоченными уголовного розыска. Кабинетная теснота, суета, стук пишущих машинок, старые потертые стулья, толкотня граждан в коридоре у дверей кабинетов – все не так как в кино.
               
Иногда смотришь фильм больше часа, ждешь, измучившись, когда же появится преступник! А здесь преступники сами «раскалываются». В кабинете уголовного розыска, где работают три сотрудника, самый молодой из них -  Левичев, битый час опрашивает подростка, а тот о каких только кражах не рассказывает, успевай только записывать! Не выдержал тут «опер» и прервал подростка: » Это какой Титов с тобой был? Не мог он быть с тобой, понимаешь, "сидел" он еще тогда!» - так, что  нестыковочка вышла в твоих признаниях». Но подросток заладил свое: был -  и все, и слезливо просит не сажать его. «Дуру гонишь!- поддержал Левичева опер со стажем Леонидыч, наблюдая за ним - Сажай его, две кражи за ним, и доказаны!».

Я помню Леонидыча совсем другим, молодым, худеньким, стеснительным пареньком. Теперь он со стажем милицейской службы, опытный, знающий работник. Одна беда – невзлюбил его новый начальник отделения.


Как – то, столкнувшись с Леонидычем у двери кабинета, я заметила, что он выглядит мрачным, уставшим, держится рукой за сердце.
         - Что случилось? – спросила я.
         - А, отмахнулся он,  - ухожу в пожарную часть, здесь одни выговоры, только вот за что, не пойму...
Мне нечего было ему сказать, я сама не понимала, почему руководство так к нему относится.


Через несколько дней, встретившись с ним, заметила, что настроение у Леонидыча  поднялось. «Наверное выговор сняли!» - подумала я.
          - Решил поработать еще, сказал он, -  старика кто – то убил на реке, надо "раскрутить» это дело.

А случилось вот что. На реке Протва вблизи д. Остров был обнаружен труп неизвестного старика с признаками насильственной смерти. Впоследствии при расследовании прокуратурой района этого дела стало известно, что этого старика видели на автомашине »Ока» красного цвета без государственных номеров. Это была единственная «зацепка», чтобы как - то выйти на преступника. Но на него не сразу удалось выйти. По оперативным данным с покойником было двое: один из них был ранее судимый из г. Серпухова, а другой подросток 16 лет. И начались поиски  автомашины погибшего и этих граждан по фото,  образу жизни…

Леонидыча не видели в отделении несколько дней, а когда он появился, радостный, довольный собой, я попросила его рассказать, как ему лично удалось найти и задержать преступников. Возможно я не смогу воспроизвести точно, что он мне рассказал дословно, но такое, не увидишь в кино!


Все произошло случайно в г. Серпухове, где изо дня в день им и другими сотрудниками милиции проверялись притоны граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, неблагополучные семьи. Уже не надеясь найти тех, кого искал, он собирался покинуть город. И решил напоследок проверить еще  один притон ранее судимых лиц, где главарем был Соболь -  известный в среде преступного мира, оказывающий влияние на таких лиц.. Ехать туда ему не очень хотелось, да и устал он от недосыпания, но водитель – милиционер, с которым он приехал, убедил его, зайти еще в один притон.  Они поехали.

Остановились около двухэтажного дома, Леонидыч предложил водителю остаться у дома, а сам направился к двери квартиры, которая оказалась незапертой. Он услышал мужские голоса, которые раздавались из кухни. Там, за столом, находились семь мужчин и пили что – то вонючее, похожее по запаху на самогон.. Окинув взглядом компанию, Леонидыч понял -  «они» здесь. Времени на раздумье не было, назад пути нет. К нему подошел, как он понял, главарь этой «шайки» - Соболь:» Ну, что « оперок», убивать тебя будем, а ты тоже палить в нас будешь?» И показал жестом руки на кобуру, висевшую на ремне у Леонидыча.

          - Я не один, вас ждут на улице, выходите! – внезапно выпалил он, в упор глядя в глаза Соболю, при этом успел направить на него ранее вытащенный из кобуры, пистолет. И, больше не обращая внимания на него, направился к тем, кто был ему нужен. Он подошел к ним без робости и, не давая опомниться, надел наручники, пропустил преступников впереди себя. Всем остальным приказал следовать за ним на улицу. Решил так: если кто - то  сзади набросится на него, будет стрелять. Это были какие – то секунды раздумья, и ему не верилось, что через несколько шагов он дойдет до машины. Все это время, пока он шел, он не надеялся, что дойдет живым. Сердце стучало и толкало его – быстрей, быстрей…

Вот и машина – быстро затолкнул «беглых» и, уже сам на ходу садясь в салон, услышал вопль Соболя: « Мент надул нас, их всего двое!». Толпа Соболя кинулась к машине, которая успела тронуться с места и, набирая скорость, понесла их прочь от опасности. « Кому рассказать – не поверят!» - подумал Леонидыч.
          1993 г.